https://zen.yandex.ru/media/sbogom/kak-reshat-problemu-otstupnichestva-61a22f9251b5ac0167517c68 =
(Читаем: Евр. 10:19-25)
Данная статья будет посвящена одному из вопросов (для некоторых это, скорее, проблемы), наиболее часто встающих перед руководителями церкви.
Книги по руководству в церкви не всегда содержат практические советы. Прочитав их, руководители церкви могут спросить: “Ну, и как это поможет мне решить проблемы, стоящие передо мной сейчас?” Данная статья предназначена помочь найти ответ на этот вопрос, хотя, без сомнения, никто вам не даст однозначного ответа на все проблемы, которые могут возникнуть в церкви.
Первым делом мы хотели бы обсудить проблему отступничества в Господней церкви.
ГЛАВНЫЙ ВОПРОС
Ни одна община не защищена от проблемы неверных членов церкви. Вероотступничество в Новом Завете - это и теоретическая возможность и реальный факт. Христиан предупреждают о возможности отпасть (1 Кор. 10:12; Евр. 6:4-6), а о некоторых говорится как об отпавших и уклонившихся от истины (Гал. 5:4; Иак. 5:19, 20). Это и сегодняшняя реальность: многие из обращенных в веру затем отходят от нее. В большинстве районов, где церковь просуществовала более или менее длительное время, отступивших от веры насчитывается столько же, сколько и оставшихся в ней, а может даже и больше.
И это не просто проблема, это трагедия. В Библии сказано, что те, кто принял христианство, а затем отошел от него, находятся в еще худшем положении, чем если бы они никогда не повиновались Господу (2 Пет. 2:20-22). Представьте, что вы потеряли родного брата или сестру! То же самое происходит, когда от истины отпадает ваш духовный брат!
Очень многие общины почти ничего не делают, чтобы удержать спасенных. Они приветствуют новых членов церкви у парадного входа, а те потом ускользают от них через заднюю дверь! Нам нужно замкнуть дверь черного хода!
Что можно предпринять, чтобы решить эту проблему? Один из вариантов решения можно найти в Евр. 10:19-25.
Послание к Евреям было написано христианам, которым угрожало вероотступничество. Автор предупреждал их об опасности уклонения от истины (2:1), об отступничестве “от Бога живого”, к чему может привести “сердце лукавое и неверное” (3:12) и непослушание, как это произошло с израильтянами (4:11), и о том, что вероотступничество может зайти так далеко, что закроет путь к покаянию (6:4-6). (См. также 6:7, 8; 10:26, 27-31; 10:35; 10:39; 12:15-17).
Автор видел причину вероотступничества в чуждых учениях (13:7-10). Обычно считается, что послание было адресовано христианам из иудеев, которые оставили иудаизм, но затем опять были готовы вернуться к закону Моисея.
Угроза состояла не только в отступничестве вследствие разногласий в вопросах вероучения, но и в отпадении на практике. Для этих христиан существовала опасность “облениться” (6:12). Они были бездуховными и инертными, в связи с чем автор пишет: “Итак укрепите опустившиеся руки и ослабевшие колена” (12:12). Они не укрепились в вере, как надлежало бы (5:11-14), а некоторые из них даже пренебрегали совместными встречами (10:25).
Нам эта ситуация очень знакома. Сегодня руководителям церкви вряд ли приходится иметь дело с теми учениями, которые заставили автора написать Послание к Евреям, в остальном же описание христиан, стоящих перед угрозой вероотступничества, выглядит так, как если бы речь шла о современной общине. Поэтому решение, предлагаемое в Послании к Евреям, и особенно в 10:19-25, приемлемо и сегодня. Так как же, согласно этому отрывку, можно решить проблему отступничества?
ПРАВИЛЬНОЕ УЧЕНИЕ
В отрывке указывается, что, во-первых, общину нужно правильно наставлять.
Через все Послание к Евреям красной нитью проходит идея “лучшего”. Все, что связано с Христом и Его путем, превосходит закон Моисея. У нас лучший выразитель помыслов Божьих (1:1, 2). Он лучше ангелов (1:4-14), через которых был возвещен закон (2:2). Он выше Моисея (3:3), и Его священство лучше священства левитов (7:7, 15, 16, 23-28). Через Него мы получили лучшую надежду (7:19), лучший завет (7:22; 8:6, 7), основанный на лучших обетованиях (8:6), и лучшую жертву (9:9, 10, 12-14, 23; 10:1-4, 10-18). Он служит из лучшего святилища (9:11, 23, 24; 12:18-24).
Это учение было явно направлено на опровержение неверных идей, разделяемых, по крайней мере, некоторыми читателями письма. Оно также давало основание для наставления, изложенного в 10:19-25. Отрывок начинается так:
“Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым, который Он вновь открыл нам чрез завесу, то есть, плоть Свою, и имея великого Священника над домом Божиим...”
Вот так кратко излагается в послании вероучение: (1) через кровь Иисуса мы можем войти в святилище, и (2) у нас есть великий Священник над домом Божьим. Какой замечательный повод, чтобы возрадоваться! Какое замечательное обоснование того, что следует за этим!
Это означает, что если руководители церкви хотят помочь ее членам сохранить верность, они должны заботиться о хорошем научении церкви. Одного лишь правильного учения недостаточно, но без него ученик не будет иметь основы, дающей ему силы выстоять. Как семя, посаженное неглубоко в почву, “когда настанет скорбь или гонение за слово, [он] тотчас соблазняется” (Мф. 13:21).
Отрывок также подразумевает, что среди всех принципов, которым должны быть научены христиане, первостепенную роль следует отводить христианским благословениям. Мы бережем то, что ценим: никто из нас особенно не станет волноваться, потеряв десять рублей, но десять тысяч рублей мы уж точно постараемся не потерять. Наверное, если бы мы по-настоящему ценили те замечательные преимущества, которые мы имеем благодаря удивительной благодати Божьей, мы не относились бы к ним так небрежно.
ПОСТОЯННОЕ ПРИБЛИЖЕНИЕ К БОГУ
Назвав благословения, которые мы получаем во Христе (и которые невозможно было получить с помощью закона), автор выдвигает перед читателями три настоятельных требования, облекая каждое из них в форму побудительного наклонения. Вот первое из них:
“Да приступаем с искренним сердцем, с полною верою, кроплением очистивши сердца от порочной совести, и омывши тело водою чистою...” (Евр. 10:22).
Это логически следует из предыдущих стихов: “имея дерзновение входить во святилище” и “имея великого Священника над домом Божиим”, мы должны с радостью воспользоваться возможностью “приступить” к Богу. Не сделать это было бы безумием; это все равно, что иметь льготу и не воспользоваться ею или, что более подходит к ситуации, получить приглашение на обед к царю и отказаться от него.
Как же христианину приступить к Божьему престолу благодати? В Евр. 10:22 указаны четыре условия, но не все они равнозначны друг другу. Во фразах: “кроплением очистивши сердца от порочной совести” и “омывши тело водою чистою” употреблены деепричастия совершенного вида. Они указывают на действие, совершенное в прошлом, но имеющее результат в настоящем. В прошлом эти христиане “кроплением очистили сердца” “посредством Крови Иисуса Христа” и “омыли тела”, то есть приняли крещение. Это было равносильно очищению изнутри и снаружи. Результат же продолжал действовать. Они по-прежнему оставались теми, кем их сделало крещение: они были христианами, членами церкви, возрожденными, спасенными благодатью.
Третье и четвертое условия в стихе 22 таковы: “с искренним сердцем” и “с полною верою”, и относятся они к настоящему времени. Христианин должен приступать к Богу “с искренним сердцем” и “с полною верою” в то, что Бог - есть, что Он заинтересован в нем и что к Нему можно приблизиться!
Этот стих примечателен еще и тем, что глагол “приступаем” употреблен в настоящем длительном времени, выражая, таким образом, продолженность действия: “давайте неустанно приступать...” Автор призывал своих читателей не один раз приблизиться к Богу, а все время приближаться к Нему.
Следовательно, отрывок призывает принявших крещение продолжать свое приближение к Богу искренне и с верой. Для этого христианам нужно постоянно общаться с Богом через молитву и позволять Ему говорить с ними через Свое Слово. Если христианин ведет насыщенную благочестивую жизнь, заполненную ежедневной деятельностью, которая приближает его к Богу, то он вряд ли станет отступником.
НЕУКЛОННО ДЕРЖАТЬСЯ ВЕРЫ
Второе требование, высказанное в Евр. 10:22-25, звучит так:
“Будем держаться исповедания упования неуклонно, ибо верен Обещавший” (ст. 23).
Перед христианами, которым было адресовано Послание к Евреям, по всей видимости, реально стояла угроза гонений и страданий. Что им было нужно в такое время? Им нужно было терпение (10:36; 12:7), упорство (12:1) и вера, особенно, в значении верности (10:39; 11). В 10:23 автор велит им “держаться... неуклонно” своего исповедания - своей религии, своей веры. Они нуждались в том, что можно назвать “неуклонной верой” - в такой вере, которая не исчезает, которая остается крепкой, что бы ни случилось с христианином.
Почему христиане должны “неуклонно держаться” надежды? Потому что верен Бог, дающий нам надежду! Он исполняет Свои обещания! Он сделает для нас то, что обещал. Какой прекрасный стимул, чтобы оставаться верными!
Руководители церкви могут добиваться укрепления этой “неуклонной веры” с помощью учебной программы, которая заранее предупреждает новообращенных христиан об испытаниях, ожидающих учеников. Дискуссии на занятиях и конкретное служение помогут новым членам церкви осознать, как трудно бывает сохранить верность, но сделают это в “безопасной” обстановке, что может укрепить их и поможет устоять против “мира”, опасного для духа.
ВЗАИМНОЕ ПООЩРЕНИЕ
Третье требование, изложенное в Евр. 10:22-25, содержится в стихах 24 и 25:
“Будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам; не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать друг друга, и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного”.
Этот отрывок может быть ключом к решению проблемы отступничества. Руководители церкви должны учить каждого члена тому, что он или она несет ответственность за свою верность через непрерывный духовный рост и несгибаемую преданность вере (см. Гал. 6:5 и Иуда 21). И тем не менее, чтобы сохранить верность, мы нуждаемся во взаимной поддержке.
Автор Послания к Евреям отмечает шесть моментов этой взаимной поддержки. (1) Она должна быть тщательно продумана. Мы должны быть “внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам”. Это предполагает, что мы должны искать наилучших путей ее достижения. (2) Взаимная поддержка должна включать побуждение. Автор пишет, что мы должны “поощрять” друг друга, что означает “возбуждать энтузиазм, воодушевлять, подталкивать или заинтересовывать, побуждать к действиям”. (3) Следствием этого должна быть большая любовь и добрые дела. Христиане должны поощрять друг друга к любви и добрым делам, а не к злобе или недобрым поступкам. (4) Христиане поддерживают друг друга не только вообще, в любое время, но, в частности, и на церковных собраниях. В стихе 25 звучит предупреждение и призыв: “Не будем оставлять собрания своего”, но будем “увещевать друг друга”. Что бы ни происходило во время собрания церкви, все это должно служить взаимному воодушевлению. (5) При этом всегда следует помнить о последнем событии, придающем жизни смысл, - о Дне Господнем, о Втором Пришествии. Мы должны воодушевлять друг друга, “усматривая приближение дня оного”. (6) Взаимная поддержка важна, так как вероотступничество - упорство в грехе - имеет ужасные последствия (10:26-31).
Здесь мы не впервые слышим настоятельный призыв автора Послания к Евреям к взаимному увещеванию. Приведя в пример израильтян, уклонившихся от веры в пустыне, автор говорит: “Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живого. Но наставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорить «ныне», чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом” (3:12, 13). Наверное, самое важное в данном отрывке - это требование ежедневного наставления. Члены церкви не могут выполнить это требование, встречаясь друг с другом только во время общих собраний.
Необходимость в регулярном взаимном наставлении и воодушевлении наводит на мысль о том, что остановить поток вероотступничества может разработка программы, в которую непременно должны быть включены три части.
Часть первая: взаимная ответственность. Мы должны нести ответственность друг за друга, и особенно за новообращенных. Библия учит, что мы должны “носить бремена друг друга” (Гал. 6:2). Руководители же церкви несут особую ответственность за всех: они пекутся о душах стада, как обязанные дать отчет (Евр. 13:17). Повторюсь: как все члены хорошей семьи чувствуют ответственность друг за друга, так и в семье церковной каждый должен чувствовать ответственность за всех остальных членов церкви. Павел говорил: “Мы члены друг другу” (Еф. 4:25).
Часть вторая: тесные взаимоотношения. Христиане должны устанавливать тесные связи между собой. Наиболее эффективная поддержка исходит от наших близких друзей. Более того, доказано, что именно наши тесные взаимоотношения с другими христианами определяют, останемся мы верными или нет.
В свое время я обнаружил, что больше всего шансов сохранить верность у следующих трех групп новообращенных: первая группа - это те, кто крестился в церкви, где у них были близкие друзья или родственники, вторая - те, кто начал посещать церковные богослужения задолго до своего обращения, третья - это лица моложе двадцати пяти лет. Во всех трех случаях у обращенных были тесные личные взаимоотношения с членами церкви еще до их крещения. Те, кто посещал церковь раньше, успели подружиться с прихожанами, а почти все молодые люди до двадцати пяти лет были членами молодежной группы, встречавшейся по пятницам.
А Флавил Йикли мл. в своей работе “Как укрепляется церковь” отмечает, что его исследование показало, что если новообращенные меняли свой взгляд на дружбу, они реже отходили от веры. Он пишет: “Эти данные говорят о том, что, когда они устанавливали личные взаимоотношения с членами общины, то они, вероятнее всего, оставались верными. Если же такие личные взаимоотношения не устанавливались, они довольно часто покидали церковь”. Его исследования также показали, что если у обращенного нет в церкви, по крайней мере, семерых новых или старых друзей, то через полгода он может уйти из церкви. Иначе говоря, до тех пор, пока новообращенные не установят близких личных взаимоотношений среди членов церкви, существует опасность их отпадения от церкви.
Очень важно, какие это будут отношения: новые члены нуждаются в особых взаимоотношениях с другими христианами. Они должны быть более близкими, более глубокими, чем просто “шапочное знакомство”. Они должны устанавливаться быстро. Исследования показывают, что в противном случае обращенные могут отойти от церкви. “Первые шесть месяцев являются решающими. Новые члены церкви, не влившиеся в тело в течение этого времени, уже на пути к черному ходу из церкви...” Эти отношения должны быть регулярными - просто увидеть нового члена церкви и познакомиться с ним на собрании не решит проблемы: мы должны наставлять его ежедневно (Евр. 3:13).
Как же установить нужный тип личных взаимоотношений? (1) Можно обращать в веру тех людей, у которых уже сложились личные отношения с членами церкви. (2) Можно проявлять чуткость к нуждам других. Всеобщая беда современности - одиночество и отчужденность. В церковь люди часто приходят, чтобы убежать от одиночества, чтобы обрести чувство локтя. Давайте же позаботимся о том, чтобы не разочаровать их. (3) С новообращенными можно устанавливать самые разнообразные контакты. То, что я учитель, а он ученик, означает, что в определенной точке мы соприкасаемся. Уже одной ниточкой мы друг с другом связаны. А если к тому же еще оказывается, что у нас обоих есть дети, работаем мы в одном месте, увлекаемся одним и тем же, предпочитаем одинаковые виды отдыха, то мы соприкасаемся уже не в одной точке (как учитель и ученик), а в пяти. Мы связаны, так сказать, пятью нитями. Такой тип наших личных взаимоотношений скорее поможет новообращенному остаться верным церкви, чем тот, когда мы были связаны только как учитель и ученик. (4) Можно помочь новообращенному познакомиться с максимальным числом членов церкви. (5) Можно оказывать гостеприимство и делать упор на общении - ведь личные взаимоотношения устанавливаются и за совместной трапезой. (6) Можно сразу же вовлечь новообращенного в работу церкви: пусть он посещает занятия по изучению Библии, участвует в деловых собраниях, помогает вести богослужение, работает с другими членами. Работая вместе, мы укрепляем наши личные взаимоотношения.
Третья часть программы по сохранению всех членов церкви на истинном пути заключается в немедленном поиске и возврате христиан, переставших ходить в церковь. Наше обязательство друг перед другом настолько серьезно, что мы должны всячески сопротивляться попыткам разорвать объединяющие нас узы. Библия требует от нас возвращать оступившегося: “Братья, если про кого-то откроется, что он повинен в каком грехе, то верните его на путь истинный, вы, кто возвышен духом...” (Гал. 6:1, Современный Перевод; см. также Иак. 5:19, 20).
Мы не просто несем ответственность за поиск заблудших, мы должны их искать немедленно! Ожидать два месяца (а тем более два года) - это слишком долго! Можете ли вы представить себе семью, в которой за ужином пустует стул маленького Вани, и, тем не менее, никого это не удивляет и не беспокоит, никто не отправляется на его поиски, и только по истечении шести месяцев вдруг раздается: “Послушайте, а кто-нибудь видел Ваню последнее время? Нет? Может, нам поискать его?” Никто бы не захотел жить в такой семье, как эта. И уж конечно, церковь не должна походить на эту семью. Мы должны знать, кто отсутствует, беспокоиться о них и сразу же пытаться вернуть назад тех, кто свернул с пути.
Необходимость поиска заблудших овец гораздо важнее, чем то, как именно мы их ищем! Иногда мы настолько боимся применить неправильную тактику, что вообще ничего не делаем. Проиллюстрировать эту мысль может следующий рассказ:
«Один простой, малограмотный человек, который только что принял крещение, горел желанием сделать что-либо для Господа. Он попросил проповедника дать ему задание. Проповедник, не найдя более подходящего задания, показал ему список членов церкви, в последние месяцы не появлявшихся в церкви, дал ему бумагу и ручку и сказал: “Попробуй написать этим людям письма, побуждающие их посещать более регулярно”. Новообращенный христианин принял работу с энтузиазмом и ушел. А вскоре проповедник получил письмо от одного члена общины, врача по профессии. В письме было сказано:
Дорогой брат!
Я получил письмо от нашего новообращенного брата, в котором он говорит о моем плохом посещении церкви. Вы, конечно же, знаете, что особенность моей работы делает невозможным для меня посещение каждого богослужения. Тем не менее, я постараюсь сделать все от меня зависящее, чтобы исправиться. Прилагаю чек: это мои пожертвования за те воскресенья, которые я пропустил, а также небольшая сумма для миссионерского фонда. Спасибо за напоминание о моей ответственности.
Ваш брат во Христе.
P.S. Пожалуйста, передайте нашему новообращенному брату, что слово “дрянь” пишется с мягким знаком, а слово “паршивая” - через букву “а”».
Самое важное - это не то, как мы ищем тех, кто заблудился, а то, что мы действительно ищем их!
Третье требование, заключенное в Евр. 10:22-25, подсказывает, что руководители церкви должны разрабатывать такие программы, которые вызывали бы у людей “чувство семьи” и вели бы к: (1) вере в то, что христиане ответственны друг за друга; (2) развитию тесных взаимоотношений между членами, особенно между новичками и зрелыми в вере; (3) постоянным усилиям по установлению контакта с неверными членами церкви, как только они начинают отходить от нее.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В Евр. 10:19-25 говорится, что те руководители церкви, которые хотят решить проблему отошедших от церкви, должны разрабатывать, пропагандировать среди христиан и проводить в жизнь такие программы, которые приведут к решению следующих задач:
• Обеспечение наставления каждого члена церкви в Слове Божьем.
• Постоянное воодушевление каждого христианина в отдельности приближаться к Богу.
• Помощь христианам в обретении веры достаточно твердой, чтобы противостоять испытаниям.
• Как результат, постоянная взаимная поддержка среди членов церкви.
Мы не должны воспринимать потерю 50% членов нашей церкви, как нечто “нормальное” или “неизбежное”. И хотя некоторые все равно отпадут от церкви вопреки нашим усилиям, как отпал Иуда несмотря на то, что его учителем был Иисус, мы не должны считать это правилом, как не должны быть бесчувственными к этой проблеме.
Каждый христианин драгоценен. Мы не хотим терять ни одного! В Лк. 15:4-6 записан рассказ Иисуса о пастухе, который потерял одну овцу из сотни. Остался он безразличен к потере? Сказал он: “Мой успех составляет 99%! Сегодня я могу спать спокойно, ибо потерял только одну овцу”? Нет, пастух искал ее до тех пор, пока не нашел! Для Иисуса представляла ценность даже одна овца - одна душа! Так и мы должны дорожить каждым, ибо это наш брат или сестра! https://zen.yandex.ru/media/sbogom/kak-reshat-problemu-otstupnichestva-61a22f9251b5ac0167517c68 #ВопросОтвет #Церковь #Христиане #ВсеПроповеди
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев