«В тот день Я восстановлю скинию Давида, падшую, заделаю трещины в ней, и разрушенное восстановлю, и устрою её, как в дни древние... И возвращу из плена народ Мой, Израиля, и застроят опустевшие города и поселятся в них, насадят виноградники и будут пить вино из них, разведут сады и станут есть плоды из них. И водворю их на земле их, и они не будут более исторгаемы из земли своей, которую Я дал им, — говорит Господь, Бог твой» (Амос 9:11-15).
Юлиус Велхаузен пишет, что Ам. 9:11-15 неожиданно дарит нам “розы и лаванду вместо крови и железа”. И действительно, до этого момента Амос в своей книге возвещал “кровь и железо” суда над Израилем, и вот, в конце, дарит Израилю “розы и лаванду” надежды.
Амос говорил: “Я не пророк и не сын пророка, я был пастухом и обрабатывал сикоморы. Но Господь взял меня от овец, и сказал мне Господь: «Иди, пророчествуй народу Моему, Израилю»” (7:14, 15). Он один из самых жёстких и резких пророков. Бог был разгневан на Свой народ и через Амоса передал ему самое суровое предупреждение.
Ам. 9:11-19 — последняя попытка обратить Израиль к Богу и таким образом спасти его от нависшего над ними пленения ассирийской армией. И вот, среди этих резких предупреждений в книге Амоса появляется весть надежды. Можно сказать, что это позитивный урок из книги пророка Амоса.
ПРОРОЧЕСТВО
“В день погибели”
Бог говорит: “В тот день Я восстановлю скинию Давида, падшую, заделаю трещины в ней, и разрушенное восстановлю, и устрою её, как в дни древние” (9:11). О каком “дне” говорит Господь? Это в буквальном смысле день, то есть сутки, или же это слово Он употребляет метафорически? Ясно, что это слово Он использует в контексте того, о чём говорит. Перед этим в главе 9 Бог говорил о том времени, когда пошлёт погибель на Израиль. Видение началось с картины Бога, стоящего над жертвенником (возможно, над жертвенником в Вефиле) и говорящего: “Ударь в притолоку над воротами, чтобы потряслись косяки, и обрушь их на головы их” (9:1). Иногда слово “день” в Писаниях употребляется символически, образно, а не в значении суток. Его смысл должен определяться по контексту. В качестве ещё одного образного употребления этого слова можно привести 2 Кор. 6:2, где сказано: “Вот теперь день спасения”. В своём наставлении Павел говорит не о сутках протяжённостью в двадцать четыре часа. Он говорит о веке, об эре спасения. Таким образом, учитывая контекст, правомерно сказать, что Бог говорит о времени погибели, а не о периоде в двадцать четыре часа.
“Я восстановлю”
Бог говорит: “Хотя Я погублю вас, и погибель будет великой, у меня есть для вас надежда”. В тот день, в этом грядущем разрушении будет и восстановление. Надежда, красота, любовь и милость Божья сияет даже среди осуждения.
“Дом Давида”
Что Он собирается восстанавливать? Он восстановит “скинию Давида, падшую”. Что это за скиния Давида?
Скиния Давида — это дом Давида. Бог говорит, что восстановит дом Давида. Бог обещал Давиду, что его род будет утверждён навеки (2 Цар. 7:8-16). Тот факт, что сейчас Иисус сидит на Давидовом престоле, управляя и царствуя на небесах, означает, что это обещание было исполнено. В Лк. 1:32, 33 Гавриил, возвещая Марии о рождении Иисуса, цитирует это обещание: “Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида... и Царству Его не будет конца” (см. также Ис. 9:6, 7).
Дом Давида держался многие годы, и вот он стал падать. Он упал наполовину, когда Иеровоам увёл десять колен в идолопоклонство. Ему был нанесён огромный вред. Ещё больший вред ему наносил непрекращающийся грех, потому что эти десять колен всё равно составляли часть его дома, хотя и жили в отступничестве. Они всё больше и больше приближались к пленению, и южное царство шло тем же путём. Дом Давида был в плачевном состоянии и скоро, с пленением народа, должен был совсем упасть. Бог сказал, что восстановит его, как в древности, в славные дни Израиля, когда царствовал Давид и в первые несколько лет царствования Соломона. Часто Давид выступает в качестве синонима Израиля. Он был мужем по сердцу Божьему. Он был домом Израиля.
“Чтобы в него вошли все народы”
Бог обещает восстановить их, чтобы они “овладели остатком Эдома и всеми народами, между которыми возвестится [Его] имя” (9:12). Когда эта скиния Давида была восстановлена, израильский народ не буквально и не физически овладел землёй Эдома и другими народами. Они действительно получили обратно свою землю, но это и всё. “Эдом” не означает один конкретный народ Эдома; это слово должно подразумевать язычников. Выступая перед синедрионом в Иерусалиме, Иаков цитировал Ам. 9:11, 12. Вместо того чтобы сказать “Эдом”, он перевёл его как “все народы” (Деян. 15:17). Почему тогда Амос упоминает Эдом, если имеет в виду всех язычников? Бог говорит о том, что Он сделает для всех язычников и как, в конце концов, призовёт христиан из всех народов. Об Эдоме Он говорит метафорически, чтобы обозначить им все народы.
В стихах 13, 14 и 15 Амос начинает говорить о прекрасном времени блаженства, времени богатства. В стихе 13 описывается непрерывный сбор урожая. Я вырос в деревне и знаю, когда наступает хорошее время. Для людей, которые едят то, что сами вырастили, время урожая — доброе время. Не забывайте об этом, когда читаете слова Амоса: “Вот, наступят дни, — говорит Господь, — когда пахарь застанет ещё жнеца, а топчущий виноград — сеятеля; и горы будут источать виноградный сок, и все холмы потекут”. Будет постоянный урожай, наступят изобилие и добрые времена.
Бог также заявляет: “И возвращу из плена народ Мой, Израиля, и застроят опустевшие города и поселятся в них, насадят виноградники и будут пить вино из них, разведут сады и станут есть плоды из них” (9:14). Он предвидит время мира и процветания.
Стих 15 говорит: “И водворю их на земле их, и они не будут более исторгаемы из земли своей, которую Я дал им, — говорит Господь, Бог твой”. Некоторые учат, что данный стих означает, что они никогда не будут “исторгнуты” из этой земли, даже после исполнения всех целей избрания Израиля в качестве особого народа. Они говорят, что благодаря Божьему покровительству они до сих пор имеют этот маленький кусочек земли на побережье Средиземного моря.
Нужно отметить, что этой землёй Израиль должен был владеть, пока не будет исполнено Божье предназначение для Израиля. Весь Ветхий Завет окончательно исполнился в Иисусе. Таким образом, эта последняя фраза отнюдь не предполагает, что современный Израиль должен владеть той территорией, которую мы называем землёй обетованной.
Когда же исполнилась Божья воля в отношении Израиля? Если стих 14 исполнился в какое-то определённое время истории, тогда можно сказать, что и стих 15 уже исполнился и уже не является обещанием сегодняшним потомкам Израиля.
ДВОЙНОЕ ИСПОЛНЕНИЕ
Основной принцип толкования пророчества следующий: отрывок может иметь более одного практического объяснения. Отрывок может говорить более, чем об одном событии. Надо признать, что некоторые учёные злоупотребляют этим принципом, вследствие чего отпугивают от него изучающих Библию. Однако мы не должны позволить, чтобы подобное злоупотребление заставило нас отказаться от признания правомочности этого принципа при правильном использовании. Если мы откажемся видеть в этом пророчестве двойной смысл, нам будет трудно понять его, потому что явно, что оно было исполнено, во-первых, в возвращении народа из изгнания, и, во-вторых, в церкви. В Деян. 15 Иаков ясно говорит, что оно исполнилось в церкви. Давайте рассмотрим оба исполнения пророчества, данного в 9:11-15.
Эти слова были, скорее всего, произнесены между 760 и 750 гг. до н.э. Спустя каких-то тридцать лет, в 722 или 721 г., Самария пала под ударами ассирийцев, и северное царство было уведено в ассирийский плен. В 612 г. до н.э. Вавилон взял верх над Ассирией, и под их контроль попали люди или потомки людей, депортированных ассирийцами из разных стран. Кроме того, Вавилон, в свою очередь, увёл в плен других иудеев после взятия южного царства в 586 г. до н.э. Таким образом, в этой чужой земле пленения, которой теперь владел Вавилон, оказались люди из всех двенадцати колен. Некоторые только недавно переселились туда, а другие были детьми тех, кого вывели более чем за сто лет до того.
В 539 г. до н.э. Кир во главе мидо-персидского войска одержал победу над вавилонянами. При захвате города Вавилона почти не было убитых. Сегодня люди ходили по улицам Вавилона, совершали сделки и общались с соседями при одной власти, а назавтра они делали то же самое, но уже при новой власти — Мидо-Персидской державы.
Кир продолжал свои военные подвиги ещё пару лет, поручив на два года своему наместнику, Дарию мидянину, управление вновь приобретённой территорией. Возвратившись с театра военных действий в 537 г., Кир объявил всем унаследованным им пленникам: “Можете возвращаться по домам. Я помогу вам”. Это Бог вложил ему в сердце, чтобы он вернул израильский народ на родину. Он не только отправил их обратно, но и дал денег на восстановление храма. У них было огромное состояние, которое им дали другие народы. Разве вы не видите, что пророчество уже начало исполняться?
В 536 г. до н.э. люди вернулись и шесть лет работали над восстановлением храма. В 530 г. они утратили рвение и прекратили строительство. От пророков Аггея и Захарии мы узнаем, что деньги, которые были им даны на Божий храм, они потратили на отстройку своих жилищ. В 520 г. Бог послал молодого и старого пророков, Захарию и Аггея, которые призвали их возобновить работу. Люди откликнулись на Божий зов, озвученный этими двумя пророками, и в 516 г. до н.э. храм был завершён.
Заметьте, что после возвращения группы, отстроившей храм, а также групп, вернувшихся в 457 г. до н.э. с Ездрой, в 445 г. с Неемией и в 432г. опять с Неемией, в народе были представлены все двенадцать колен. Их поселение в земле Израильской означало, что скиния Давида восстановлена. Каково значение исполнения этого пророчества? А просто таково: Бог обещал, что приведёт их обратно в эту землю, и привёл.
Однако цель Его пока ещё не была осуществлена. Его замысел избрать народ Израиля и работать только с ним, как указано в главах 1 и 2 книги Амоса, отражает Его заботу обо всех народах. Его целью было отделить Себе народ чистый — не в смысле чистоты крови, а в духовном смысле, как не поклоняющийся идолам, — чтобы привести в мир Христа. Пока Он не пришёл в мир, этот народ должен был существовать, чтобы исполнилось обетование, данное Аврааму. Бог должен был восстановить падшую скинию Давида, а иначе евангелие не было бы возвещено иудеям в день Пятидесятницы (Деян. 2) и язычникам в доме Корнилия (Деян. 10).
ЯВЛЕННАЯ БОЖЬЯ МИЛОСТЬ
Бог, как и обещал, восстановил падшую скинию Давида. Евангелие было возвещено сначала в день Пятидесятницы, а затем язычникам в доме Корнилия (Деян. 2 и 10). Когда некоторые иудеи начали говорить, что этим язычникам нужно совершить обрезание и исполнять закон Моисея, братья собрались в Иерусалиме, чтобы решить этот вопрос (Деян. 15). Апостолы и старейшины под водительством Святого Духа обсудили возникшую проблему. В конце собрания Иаков, обратившись к братьям, подвёл итог. Он говорил по вдохновению свыше. Вот что мы читаем:
«После же того, как они умолкли, начал речь Иаков и сказал: “Мужи братья! Послушайте меня. Симон изъяснил, как Бог первоначально призрел на язычников, чтобы составить из них народ во имя Своё. И с этим согласны слова пророков, как написано: Потом обращусь и воссоздам скинию Давида падшую, и то, что в ней разрушено, воссоздам, и исправлю её, чтобы взыскали Господа прочие люди и все народы, между которыми возвестится имя Моё, — говорит Господь, творящий всё это”» (Деян. 15:13-18).
Иаков сказал, что всё было осуществлено и восстановлено, чтобы исполнилось пророчество. Это было конкретное пророчество о том, что от всех народов земли будут взяты люди, чтобы искать Бога, и что язычники смогут войти в эти драгоценные заветные отношения с Ним.
Большинство из нас — язычники. Посмотрите, что Бог сделал для нас. Иаков говорит, что так осуществилась Божья цель.
Между Деян. 15 и Ам. 9 отмечается значительная разница во фразеологии. Лука, вероятно, цитирует из Септуагинты, греческого перевода Ветхого Завета, написанного на древнееврейском языке. При переводе с одного языка на другой некоторые слова неизбежно меняются. Но даже если слова немного другие, суть остается неизменной.
Это пророчество Амоса — чудесная картина Божьей любви. Бог сделал всё, чтобы Израиль изменился, но они не захотели этого. Он говорит им, что пошлёт их в плен и вернёт обратно. В начале книги мы видели осуждение многих народов за их грехи. И хотя, в конце концов, Он уже не мог больше откладывать наказание, перед тем Он это делал неоднократно. Они заслужили наказание, но по Своей милости Он не сделал с ними того, чего они заслуживали. В Своих отношениях с ними Он руководствовался не принципами справедливости, а любовью.
Но настал конец Божьему терпению. Он приходит к Своему народу, избранному для цели, которая не была осуществлена, и просит их: “Взыщите Господа — и будете живы”, — но они отказываются. Он говорит: “Я встану над жертвенником и прикажу всё уничтожить”. Но Бог также говорит им, что Свои цели Он всё равно осуществит. Амос видит это видение и пересказывает его. Это равнозначно тому, как если бы Бог сказал: “Я накажу вас, но и восставлю. Ничто не помешает Моим целям исполниться”.
Если бы не благодать и милость Божья, никого из нас сегодня не было бы в живых. Однажды Он очистил землю и уничтожил всех, кроме Ноя и его семьи. Ной и его семья не были безгрешными, но они ходили перед Ним в вере и послушании. Если бы не милость, вызванная их верой и послушанием, Бог убил бы и их. В такое время, как теперь, когда, кажется, весь мир, включая Израиль, по словам Амоса, грешен, Бог уничтожил бы их всех, если бы не Его милость.
Есть ли сегодня кто-нибудь, на ком нет вины греха? Может ли кто-нибудь сказать, не покривив душой, что его сердце всегда было предано Богу и что в нём нет ни затенённых, ни потайных мест? Мы спасены по милости Божьей. Он обращается с нами не так, как мы того заслуживаем, а в соответствии со Своей сущностью, которая есть любовь. Это не означает, что спасутся все или что Он подобен снисходительному дедушке, который говорит: “Детки, я знаю, что вы согрешили, но идите домой. Не думайте об этом”. Нет, у нас есть обязанности. У нас есть повеления, которые мы должны исполнять. Если мы будем постоянно отходить от Него, то в конце концов навлечём на себя Его гнев, как случилось с древним Израилем. Нас никто не уведёт в плен. Погибель, которая ожидает грешников сегодня, это не что иное, как сам ад. Я умоляю каждого человека обратиться к Богу, стать христианином и жить по Его воле. Вы по-прежнему будете совершать некоторые ошибки, но вы обретёте Его милость.
Придите к Нему, великому Творцу, к Тому, кто всем управляет теперь и кто будет судить нас в конце. Придите к Нему и признайте Его власть. Исполните Его повеления. А затем, когда у вас будут попытки свернуть на путь своеволия, откликайтесь на Его просьбы и наставления и возвращайтесь к Нему. https://zen.me/1ofFeK #Пророки #ВсеПроповеди
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев