(Дан. 7:1-28)
Со второй половины книги Даниила (главы 7—12) мы переходим от повествований о пленивших Израиль к серии видений Даниила. Это видения о современной Даниилу и будущей истории Божьего народа. Гавриил сказал Даниилу в 9:23, что он “муж желаний” (“Бог очень любит [его]”; Современный Перевод). Он был особым рабом Божьим, и поэтому ему были даны видения и особая помощь в их разъяснении.
Видения содержат много символических образов животных и чисел. Подобный язык часто используется в апокалиптической литературе и является чуть ли не исключительной ее особенностью. Изучая такие произведения, мы должны помнить об одном: символы могут иметь разные значения в зависимости от их использования и контекста. Если символ или число означает что-то в одной ситуации, то вовсе не обязательно, что оно будет означать или олицетворять то же самое всякий раз, независимо от ситуации или контекста.
Бог вдохновил Даниила, и Он же повелел ему написать. Неразумно считать, будто Бог станет давать Своему народу письменную весть, зная, что ее нельзя понять.
Помня об этом, мы должны осознавать, что наша судьба в вечности не зависит от этих пророчеств. Хотя Бог требует от нас определенных вещей, Он не требует полного понимания каждого образа в Своем Слове. Всеми признается, что эта часть представляет собой довольно трудный раздел Писания. Мы не станем пытаться глубоко исследовать все предлагаемые толкования и даже большинство из них. В этом уроке мы изложим обоснованное понимание текста вместе с некоторыми альтернативными точками зрения. Иногда нам придется отвергнуть то или иное суждение, не соответствующее тексту.
ВИДЕНИЕ (7:2-15)
Первое записанное Даниилом видение произошло в первый год правления Валтасара (ст. 1). Значит, описанное здесь видение предшествовало событиям, рассказанным в главах 5 и 6. Даниил говорит, что записал видение, по всей вероятности, для пользы своих иудейских читателей (поскольку видение относилось к ним). Это было необходимо сделать, пока события были свежи в его памяти.
Поскольку в конце главы видение объясняется, то незачем строить догадки о смысле разных его частей. Оно напоминает сон Навуходоносора из Дан. 2. Придерживаясь этого предположения и принимая во внимание объяснение, данное Даниилу, по всей видимости, ангелом (ст. 16), мы рассмотрим как видение, так и его толкование.
Звери
Вот что говорит Даниил о зверях:
«...четыре ветра небесных боролись на великом море, и четыре больших зверя вышли из моря, непохожие один на другого. Первый — как лев, но у него крылья орлиные; я смотрел, доколе не вырваны были у него крылья, и он поднят был от земли, и стал на ноги, как человек, и сердце человеческое дано ему. И вот, еще зверь, второй, похожий на медведя, стоял с одной стороны, и три клыка во рту у него, между зубами его. Ему сказано так: “Встань, ешь мяса много!” Затем видел я, вот еще зверь, как барс; на спине у него четыре птичьих крыла, и четыре головы были у зверя этого, и власть дана была ему. После этого видел я в ночных видениях, и вот, зверь четвертый, страшный и ужасный, и весьма сильный: у него большие железные зубы, он пожирает и сокрушает, остатки же попирает ногами; он отличен был от всех прежних зверей, и десять рогов было у него. Я смотрел на эти рога, и вот, вышел между ними еще небольшой рог, и три из прежних рогов с корнем исторгнуты были перед ним, и вот, в этом роге были глаза, как глаза человеческие, и уста, говорящие высокомерно» (ст. 2-8).
В самом начале видения Даниила “четыре ветра небесных боролись на великом море” (ст. 2). Число “четыре” немедленно направляет наше внимание на мирские дела. Оно обычно символизирует мир или природу — все творение природы или, возможно, мир людей. Нам не объясняется, почему Даниил включил определение “небесных”. Возможно, он хотел сказать, что все земные события, символически изображаемые по ходу видения, были вызваны Богом.
“Великое море” — это, по-видимому, Средиземное море. Израильтяне часто называли его именно так (Чис. 34:6, 7; Иез. 47:15-20). Фраза “боролись на... море” (“взволновали море”; Современный Перевод) передает волнение, смятение, борьбу, войну — ситуации, неизбежные во время смены власти в великих империях.
Четыре вышедших из моря зверя соответствуют четырем частям истукана в видении Навуходоносора. Тот факт, что они вышли из моря, свидетельствует лишь о том, что они должны были оказать определенное воздействие на евреев. Даже сегодня события, происходящие в районе вокруг Средиземного моря, затрагивают весь мир.
Первый из этих странных зверей был, как лев (ст. 4), только с орлиными крыльями. Во многих странах льва до сих пор считают “царем зверей”, а орла — самой величественной птицей. Объясняя сон Навуходоносора, Даниил сказал, что Навуходоносор — “золотая голова” (2:38). В то время Вавилон по праву считался самым свирепым и могущественным царством в мире. Орлиные крылья указывают на скорость, с которой Навуходоносор расширил границы Вавилонской империи и установил ее господство.
Даниил увидел, как у зверя были вырваны крылья (ст. 4). Возможно, это указание на тот факт, что завоевания Вавилона, в конце концов, были остановлены восстанием мидян и персов. Кроме того, после смерти Навуходоносора империя стала разваливаться изнутри.
Далее мы читаем, что зверь этот “поднят был от земли, и стал на ноги, как человек, и сердце человеческое дано ему” (ст. 4). Некоторые считают, что эта часть видения говорит о возвращении к Навуходоносору разума после периода сумасшествия (4:31-33). Один из доводов против такого толкования состоит в том, что, поскольку период сумасшествия предшествовал видению Даниила, то пророчество не может относиться к этому событию. Однако если первый зверь олицетворяет Вавилонскую империю, тогда видение заключало в себе несколько уже имевших место событий — например образование империи и скорость ее завоеваний. Таким образом, тот факт, что какие-то события уже произошли ко времени видения, вовсе не обязательно исключает их из него. Следовательно, выздоровление Навуходоносора — одно из возможных значений.
Однако существует и другое объяснение: зверю было дано “сердце человеческое” в противоположность львиному сердцу. Исайя так пророчествовал, что вавилоняне проявят трусость: “…сердце у каждого человека растаяло” (Ис. 13:7). Поэтому сказанное в видении может означать упадок и поражение Вавилона.
Из моря вышел второй зверь, “похожий на медведя” (ст. 5). Медведь соответствует в увиденном Навуходоносором истукане груди и рукам из серебра. В те времена в той части света считалось, что самые большие медведи водятся в лесистых горах Мидии. Кроме того, образ медведя для изображения персов мог быть использован потому, что они были известны своей жестокостью.
Этот медведь “стоял с одной стороны” [“приподнялся, лежа на боку”; Современный Перевод] (ст. 5). Приготовился к нападению? Смысл этой позы может быть в том, что одной части (персам) предстояло стать доминирующей в смешанной культуре Мидо-персидской империи.
И было “три клыка во рту у него” (ст. 5). В некоторых английских переводах это “ребра”, “бивни” или “кости”. Нам не дается никакой подсказки, что они символизируют. Возможно, это намек на завоевание Вавилона, Лидии и Египта (см. 8:4).
“Ему сказано так: «встань, ешь мяса много!»” Мы не знаем, кто это говорил. Не исключено, что Даниил видел ангелов (см. 10:13), но нам об этом ничего не известно.
Из великого моря вышел еще зверь — “как барс” (ст. 6). Он соответствует третьей части сна Навуходоносора, на сей раз животу и бедрам из меди (бронзы). Этот образ, по всей видимости, говорит об установлении Греческой империи.
Барсоподобное животное имело “на спине... четыре птичьих крыла” (ст. 6). Если крылья первого зверя символизировали скорость, то логично предположить, что эти крылья отражают ту же идею. Здесь вместо двух крыльев мы видим четыре, что может указывать на еще большую скорость. За короткое время Александр Македонский завоевал немалую часть мира, от южной Европы до Индии.
“И четыре головы были у зверя этого” (ст. 6). Здесь неясно, то ли “четыре” символизирует мир, намекая на господство над всем миром (“власть дана была ему”; ст. 6), то ли говорит о последующем разделе империи Александра между его четырьмя военачальниками. Логично рассматривать это как намек на раскол империи. После смерти Александра Кассандр стал править Грецией и Македонией, Лисимах — Фракией и Вифинией. Особенно значимо для иудеев и для последующего материала в книге Даниила то, что Птолемей стал править Египтом, а Селевк — Сирией.
Стих 6 завершается словами: “И власть была дана ему”. Это свидетельство силы может относиться к любой из мировых держав; власть каждой из них была дана Богом. Эту истину Даниил подчеркивает во всей своей книге (см. 4:14: 22, 29).
Любопытно, что в отличие от первых трех, “зверь четвертый” (ст. 7) не сравнивается ни с одним конкретным животным. Во сне Навуходоносора четвертая часть истукана составляла голени из железа и ступни частично железные, а частично глиняные. У четвертого зверя из видения Даниила железные зубы. Представляется, что железо в обоих видениях связывает два образа, делая их символами одного и того же царства. Четвертой великой мировой державой, сменившей греческую, была Римская империя.
Следующая часть видения Даниила представляет собой один из наиболее трудных для понимания образов всей книги. В конце стиха 7 говорится о “десяти рогах”. Рог — известный символ силы. “Десять” может быть конкретным числом (и многие пытаются понимать его буквально); или же это может быть символическое число, обозначающее огромное, бесконечное множество. На основе чисел “десять”, “сто”, “тысяча” и других производных от десяти возникает много различных толкований, но главное во всех этих числах то, что они кратны десяти.
Затем, в стихе 8, мы видим “еще небольшой рог”. В Писании не говорится, кого или что символизирует этот рог. Означает ли он какую- либо державу или царя? Что бы он ни означал, эта сила будет противостоять Божьему народу, силу Бога приписывая себе (ст. 11, 25). Небольшой рог восстанет после десяти царей (ст. 24) и вырвет “три из прежних рогов”. Если это означает какое-то конкретное событие, то мы не смогли достоверно назвать его.
Через века появились различные толкования, в соответствии с которыми маленький рог якобы изображает папство Римско-католической церкви с упором на Ватикан. В понимании других рог — это “человек греха” из 2 Фес. 2:3. Такие толкования возможны, ибо Писания не дают никакой конкретной информации относительно этого последнего рога.
В центре внимания остальной части видений Даниила (и сна Навуходоносора) находится “народ святых Всевышнего”. Конкретно, это еврейский народ, но с упором на грядущее “Царство вечное” (ст. 9, 27; см. 2:45).
Если события в главе 7 действительно параллельны событиям сна из главы 2, то небольшой рог должен означать некое событие из времени четвертого царства. То, что небольшой рог с корнем вырвал три других рога, может быть образом, а не конкретным историческим фактом. Число “три” часто символизирует небесные, духовные вещи (как в концепции Троицы и в словах Павла о “третьем небе” во 2 Кор. 12:2). Вполне может быть, что небольшой рог претендует на божественные качества. В нем “были глаза” (возможно, претензия на мудрость) и “уста, говорящие высокомерно” (самопрославление). Присвоив себе небесную власть, эта извращенная сила стала гнать Божий народ. Подобное происходило в истории во время Римской империи.
Однако в каком-то смысле это пророчество все-таки имеет историческое воплощение. Если считать вместе с Юлием Цезарем, то мы насчитаем как раз десять римских императоров: Август, Тиберий, Калигула, Клавдий, Нерон, затем триумвират (Гальба, Оттон и Вителлий), Веспасиан, Тит и, наконец, Домициан. Домициан гнал Божий народ, когда Иоанн получил откровение Иисуса на острове Патмос. Это гонение было вызвано, в основном, постановлением Римского сената, объявившим Домициана господом, богом и спасителем мира. Все граждане должны были принести клятву верности, подтверждая свою веру в божественность императора — клятву, которую ни один верный христианин дать не мог.
Ветхий днями
В стихе 9 сцена видения Даниила меняется. В стихах 9-12 Даниил говорит:
«Видел я, наконец, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями. Одеяние на Нем было бело как снег, и волосы главы Его — как чистая волна; престол Его — как пламя огня, колеса Его — пылающий огонь. Огненная река выходила и проходила пред Ним; тысячи тысяч служили Ему, и тьмы тем предстояли пред Ним; судьи сели, и раскрылись книги. Видел я тогда, что за изречение высокомерных слов, какие говорил рог, зверь был убит в глазах моих, и тело его сокрушено и предано на сожжение огню. И у прочих зверей отнята власть их, и продолжение жизни дано им только на время и на срок».
“Ветхий днями” свершил правосудие над четвертым зверем, убив его (ст. 11, 12, 26, 27). Ту же тему мы видим в Откровении. В Отк. 1:13-15 приведена аналогия “Ветхому днями” в лице “Сына Человеческого” (см. Дан. 7:13, 14). В стихе 10 упоминается “огненная река”, выходящая от Его престола. В Отк. 22:1 сказано, что “вода” из “реки... жизни” вытекает от престола на благо спасенным. Даниил использует язык символов для описания суда, который в Писаниях всегда ассоциируется с огнем (Мф. 3:8-12; 2 Фес. 1:8). “Тысячи тысяч служили Ему” (ст. 10). В языке символов это число не обязательно должно выражать что-то конкретное; это просто бесконечное число. (Тысяча, умноженная на тысячу, равняется миллиону, да еще автор использует множественное число, так что получаются десятки и сотни миллионов людей). Когда все эти люди предстали пред Богом, “раскрылись книги” (ст. 10). В точности то же самое говорится о суде в Отк. 20:12.
Возможно, в этой части Бог говорит нам о вселенском суде в конце света. Но когда речь заходит о “суде”, мы должны быть готовы представить себе “разные” суды.
(1) Мы судим себя ежедневно. Павел и Варнава (Деян. 13:46) говорили некоторым неверующим иудеям, что они “сами себя делают недостойными”, отвергая евангелие Христа. Мы судим себя, когда не хотим повиноваться Богу.
(2) Мир будет судим по определенному стандарту. Павел в 1 Кор. 6:2 задал риторический вопрос: “Разве не знаете, что святые будут судить мир?” Несомненно, этот суд будет осуществляться только Христом и через Христа. Однако не исключено, что верные Христу самой своей верностью будут судить тех, кто не во Христе или, войдя в Него, нарушил свою верность. Легко сказать: “Это было очень трудно” или “Никто не помог мне”. Услышав такое оправдание, Христос может указать на верных и сказать: “Они смогли. И вы смогли бы”.
(3) Мы судим себя всей своей жизнью. “И как людям положено однажды умереть, а потом суд.” (Евр. 9:27). Когда мы уходим из этой жизни, наша судьба в вечности запечатывается. Мы либо спасены, либо погибли; другого не дано. В этот момент, по сути, состоялся наш “суд”, хотя вечный приговор вселенского суда еще не вынесен.
(4) Мы не должны забывать о великом Судном дне. “Всем нам должно явиться пред судилище Христово” (2 Кор. 5:10).
Можно по-разному толковать “суд” в Дан. 7 относительно времени. Это не обязательно последний Страшный суд; это может быть и земной суд четвертого зверя.
О первых трех зверях стих 12 говорит: “И у прочих зверей отнята власть их, и продолжение жизни дано им только на время и на срок”.
То, что Бог делает, Он делает в Свое время и по-Своему. Если четыре зверя действительно символизируют четыре царства (ст. 17), то они уже давно завоеваны. До нас дошли крайне скудные свидетельства культуры Вавилона; ничего не осталось от могущества некогда великой империи. Мы до сих пор находим следы культурного влияния также и других “зверей”, но они уже перестали быть мировыми державами.
Сын Человеческий
В стихах 13 и 14 говорится об установлении нового царства:
«Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын Человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его — владычество вечное, которое не прейдет, и Царство Его не разрушится».
Упоминаемое здесь царство либо дано Сыну Человеческому, либо передано Сыном Человеческим Ветхому днями (в зависимости от того, Кто имеется в виду под местоимением “Ему” в начале стиха 14). Если Даниил видел, как Христос отдал царство Богу, тогда аналогичную картину мы наблюдаем в 1 Кор. 15:24: “А затем конец, когда Он передаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу”. Если же царство дано Сыну Человеческому, тогда установленное царство должно соответствовать камню и последующей горе в видении Навуходоносора.
Заметьте, что Сын Человеческий шел “с облаками небесными” (ст. 13). Звери вышли снизу; они были земными. В противоположность им, описанное здесь царство было свыше; это должно было быть небесное царство.
От всего увиденного дух Даниила “вострепетал”; видения “смутили” его (ст. 15). Даже получив объяснения, Даниил все еще испытывал беспокойство. В 8:27 он говорит, что “болел несколько дней”.
ОБЪЯСНЕНИЕ ВИДЕНИЙ (7:16-27)
Мы постарались дать толкование видений Даниила по ходу их обсуждения. Однако некоторых моментов мы не касались — отчасти потому, что они упоминаются только в этом объяснении. Даниил “подошел к одному из предстоящих и спросил у него об истинном значении всего этого...” (ст. 16):
«“Эти большие звери, которых четыре, означают, что четыре царя восстанут от земли. Потом примут царство святые Всевышнего и будут владеть царством вовек и вовеки веков”. Тогда пожелал я точного объяснения о четвертом звере, который был... очень страшен, с зубами железными и когтями медными, пожирал и сокрушал, а остатки попирал ногами; и о десяти рогах, которые были на голове у него, и о другом, вновь вышедшем, перед которым выпали три, о том самом роге, у которого были глаза и уста, говорящие высокомерно, и который по виду стал больше прочих. Я видел, как этот рог вел брань со святыми и превозмогал их, доколе не пришел Ветхий днями; и суд дан был святым Всевышнего, и наступило время, чтобы царством овладели святые.
Об этом он сказал: “Зверь четвертый — четвертое царство будет на земле, отличное от всех царств, которое будет пожирать всю землю, попирать и сокрушать ее. А десять рогов означают, что из этого царства восстанут десять царей, и после них восстанет иной, отличный от прежних, и уничижит трех царей, и против Всевышнего будет произносить слова и угнетать святых Всевышнего; даже возмечтает отменить у них праздничные времена и закон; и они преданы будут в руку его до времени, и времен, и полувремени. Затем воссядут судьи и отнимут у него власть губить и истреблять до конца. Царство же, и власть, и величие царственное во всей поднебесной дано будет народу святых Всевышнего, Которого царство — царство вечное, и все властители будут служить и повиноваться Ему”» (ст. 17-27).
Даниил “пожелал точного объяснения о четвертом звере” (ст. 19). Стихи 19-21 примечательны тем, что имеют параллель в Отк. 13:1-7, где, кстати, четвертый зверь представлен в образе барса, медведя и льва.
В то время как стихи 23 и 24 повторяют объяснение стиха 8, в стихе 25 появляется новый символ — выражение “до времени, и времен, и полувремени”. Эту же лексику мы видим в связи с гонением, о котором говорится в Отк. 11:2, 3, 11. В Откровении мы также видим выражения “сорок два месяца”, “тысяча двести шестьдесят дней” и “три дня с половиной”. Все они эквивалентны 3 1/2 годам.
Как и в отношении других частей видения, не имеющих конкретного библейского толкования, мы вольны высказывать разные предположения. Вот два из них относительно “3 1/2”.
(1) Это символ неопределенного периода времени — не бесконечного (иначе обязательно возникли бы какие-нибудь варианты, содержащие число “десять”), а просто неизвестного. “Брань со святыми” (ст. 21) будет продолжаться неуточненный период времени.
(2) Это символ самого противостояния в отличие от любых указаний на определенный период времени. Мы уже видели, что число “три” символизирует духовный мир, а “четыре” — мир природный (например четыре времени года и общеизвестные “четыре стороны света”). Таким образом, число “3 1/2” — это точка, где “три” и “четыре” вступают в конфликт. Это еще не “четыре”, но уже не “три”.
В духовном смысле Божий народ всегда противостоит миру (см. Иак. 4:4). Новый Завет неоднократно говорит о борьбе, брани и состязании (см. Еф. 6:13-17). Эта “брань” будет продолжаться, покуда стоит мир. Божий народ одержит победу (Отк. 2:7; Рим. 8:37) и мы познаем мир; но мы не знаем, когда закончится битва для всего Божьего народа. Она будет длиться неопределенный период времени. Таково возможное значение выражения “до времени, и времен и полувремени”.
Время окончания этих испытаний неизвестно, но конец все же наступит: “Затем воссядут судьи” (ст. 26). Даниил первым увидел событие, описание которого затем повторится в Отк. 19:19, 20. Бог никогда не допускал, чтобы гонение Его народа было бесконтрольным. Он разрешает его на какое-то время, но когда осуществляется Его ближайшая цель, судит гонителей (как сделал это с Вавилоном).
В стихе 27 говорится, что “царство же, и власть, и величие царственное во всей поднебесной дано будет народу святых Всевышнего”. В стихах 18 и 22 подчеркивается та же истина: святые, в конце концов, одержат победу над царствами людей. Ясно, что здесь говорится не о земной власти (Ин. 18:36), а о том, что в один прекрасный день все поклонятся Христу, признав Его Царем (см. Фил. 2:10-13).
Для более ясного понимания царства и власти, о которых сказано в стихе 27, давайте посмотрим, что по этому поводу говорит Мэтью Генри:
«Это указание на духовную власть святых над своими собственными похотями и пороками, на их победы над сатаной с его искушениями, на победу мучеников над смертью с ее ужасами. Это также обещание того, что будет установлено царство евангелия, царство света, святости и любви. Святые будут владеть царством вовек и вовеки веков, потому что тот, кому принадлежат святые, — Всевышний, и его царство есть царство вечное... Его царство — это их царство».
Суть видения Даниила — да и всей книги — утешить Божий народ в их скорбях. В конце концов Божье царство (Божий народ) победит. Победа святых будет сопровождаться страданиями и некоторыми потерями, но святые все равно победят!
ПАРАЛЛЕЛИ В ПРОРОЧЕСТВАХ КНИГИ ДАНИИЛА 2 И 7
Читая о зверях в Дан. 7, мы понимаем, что этот раздел схож не только с Отк. 13, но также со сном из Дан. 2. У истукана в Дан. 2 была голова из золота, руки и грудь из серебра, живот и бедра из меди, ноги из железа, а ступни из железа и глины. Даниил сказал Навуходоносору, что эта статуя олицетворяет четыре великие мировые империи.
Какие великие мировые державы мы найдем, если заглянем в историю? Даниил сказал Навуходоносору, что он — голова из золота, поэтому первой была Вавилонская империя. Серебро символизировало Мидо-персидскую империю. Бронзовая часть истукана представляла Греческую империю — царство, которое должно было править всей землей. Четвертая олицетворяла Римскую империю. Далее в Дан. 2 оторвавшийся без содействия рук камень ударил в ноги истукана и разбил его вдребезги. После этого камень наполнил всю землю. В Дан. 2:44 сказано: “И в дни тех царств Бог Небесный воздвигнет Царство, которое вовеки не разрушится; и Царство это не будет передано другому народу: оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно”. В главе 2 мы видим четыре державы, а затем установление царства.
Глава 7 параллельна главе 2. Здесь мы читаем о четырех зверях, олицетворяющих четыре мировые державы. Затем мы видим установление царства. Прочтите стихи 13 и 14 после описания четырех зверей: “Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын Человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство...” Между главами 2 и 7 существует замечательное сходство. В Дан. 2 истукан олицетворяет четыре мировые державы, а камень — установление церкви. В Дан. 7 четыре зверя символизируют четыре мировые державы, а Сын Человеческий восходит к Ветхому днями и получает Свое царство.
ПРЕДЫДУЩАЯ ПРОПОВЕДЬ => https://ok.ru/cerkovhrista/topic/150934744432766 СЛЕДУЮЩАЯ ПРОПОВЕДЬ => https://ok.ru/cerkovhrista/topic/150976376111230 #ВсеПроповеди #Даниил #История
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1