Древнерусское слово «образец» означает украшение. От него произошло понятие «изразец» — цветная или расписная керамическая плитка, покрытая глазурью.
Изразцы расписывали цветными эмалями по белому фону. Окиси металлов: олова, свинца, сурьмы, железа, меди, марганца и кобальта становились белой, жёлтой, зелёной, коричневой и синей красками. Узор наносили на сырую эмаль и обжигали в печи.
▪️ В Московской Руси 16 века стены, наличники, карнизы соборов и богатых домов украшали красными и терракотовыми плитками.
▪️ В начале 17 века стали использовать поливные рельефные изразы зелёного цвета.
▪️ Во второй половине 17 века появились многоцветные эмалевые изразцы.
▪️ В 18 веке архитектура стала строже, и изразцы перешли внутрь зданий: на печи и камины.
В 18 веке печные изразцы делали уже в каждом крупном городе России. Художники заимствовали сюжеты из книги «Символы и эмблемы».
У каждого мастера была своя манера письма и набор сюжетов. Самый распространенный тип изразцов — «с притчами». Это были изображения с короткими надписями, которые разъясняли сюжет изразца.
В собрании Русского музея находится печь из купеческого дома города Углича. Её привезли в Ленинград в 1970 году и собрали заново.
#ceremiccenter
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев