Приветствую, земляне! Помните старый анекдот? - Возле стоп-крана в поезде надпись «Вешать верхнюю одежду категорически запрещено»… Если честно – не очень смешно, но другого я не вспомнил, а подводку сделать надо. Поскольку сегодня поговорим о том, как работает стоп-кран, что бывает, если его дернуть (вернее «сорвать» по-нашему), а также о том, насколько обширен словарный запас машиниста, когда происходит срыв стоп-крана.
Для начала – небольшая разминка мозга. Не сомневаюсь, что каждому жителю этой планеты понятен и хорошо знаком принцип работы железнодорожных тормозов. На всякий случай напомню. Грубо говоря, это довольно простая пневматическая система, где нагнетаемый компрессором воздух самым непосредственным образом влияет на работу тормозов. Хотя насчет простоты я загнул… Она вовсе не простая, а её конструкция за последние лет эдак 150 претерпела серьезную эволюцию. Интересная особенность железнодорожных тормозов заключается в «обратном режиме». Они срабатывают именно тогда, когда воздух в системе стравлен до определенного давления. Тогда тормозные колодки сжимаются и не дают поезду двигаться. И наоборот, если машинист накачал давление в систему (как мы выражаемся «зарядил»), то колодки разжимаются, и поезд может двигаться дальше. Такая система называется «автоматические тормоза».
К этой системе подключен специальный кран в кабине машиниста, который позволяет регулировать работу тормозной системы с помощью «закачки» или стравливания воздуха. Поезд начнет торможение, когда машинист понизит давление в тормозной магистрали с помощью данного крана. Аналогично поезд будет тормозить, если давление в системе упадет по независящим от машиниста причинам, например, в результате ЧП. Для этого и существуют «автоматические тормоза». К тормозной магистрали подключены и многочисленные стоп-краны поезда. В момент использования крана происходит резкое и шумное стравливание воздуха из системы, что заставляет тормозные колодки автоматически «схватить» намертво колеса поезда.
Тогда при всем желании машинист не может продолжать движение. А помощник машиниста должен пройти по составу, чтобы перекрыть кран. И во время этого вояжа он наверняка не преминет в красках выразить свои эмоции на предмет произошедшего. Да так, что культурные граждане от услышанного начнут краснеть, что стыдливая гимназистка над сборником запрещенного Пушкина. Особенно сильно он будет гневаться, если все это случилось по вине любителей пошалить… Потом машинист будет накачивать воздух в систему примерно до 5 атмосфер. Кстати, если кран сорван на стоянке - зарядка магистрали займет менее минуты. Если в движении - то остановка обязательна, и заряжаться надо не менее полутора минут.
По инструкции машинисту и помощнику необходимо узнать причину срыва стоп-крана. Если это сделано из хулиганских побуждений, то нарушителю грозит много чего интересного, особенно, если есть пострадавшие. Если кого-то интересуют в деталях возможные последствия – могу добежать до наших суровых законников и уточнить.
К слову, в среде бывалых железнодорожников ходят слухи: когда бесчинства «срывателей» кранов ну совсем уж превосходили все нормы приличия, на борьбу с ними бросали лучшие умы, которые выдумывали каверзные способы мести варварам, чтоб другим неповадно было. Поговаривают, что хорошо работало «народное средство»: ручки стоп-крана замазывали смесью буксола и нигрола. Тогда желающих подергать заметно убавлялось, а те, кто «решался» - легко идентифицировался. Это называлось «влип, студент!» А некоторые особо доведенные до отчаяния даже «заряжали» в стоп кран ЖРО (не путать с жидкими радиоактивными отходами, это всего лишь железнодорожная смазка). После срыва этот «снаряд» успешно поражал хулигана… В общем, наш железнодорожный мир, как и обычный, полнится слухами. Каких только былин ни рассказывают… «А был ли мальчик» на самом деле? – этого сейчас уже никто доподлинно не подтвердит.
Любопытно, что проводники еще в стародавние времена освоили технологию мягкого торможения стоп-кранами. Если опустить его чуть-чуть, то давление сбросится постепенно, что не позволит резко заблокировать колеса поезда. Но это уходит в прошлое. А в век гаджетов, искусственного интеллекта, стволовых клеток и даже обещанной нам на днях телепортации уже через каких-то 20 лет - поезда переходят на систему, стоп-кран которой, при срабатывании, подает сигнал в кабину машиниста. Машинист, в свою очередь, может отменить торможение и остановиться вне опасного участка дороги.
В любом случае, крайне не советую баловаться со стоп-краном! Ибо еще неизвестно, что будет страшнее: юридическая ответственность или высокохудожественный монолог негодующего железнодорожника. Это, конечно, шутка. Кстати, если вдруг помните нормальные анекдоты про стоп-кран – welcome в комментах.
Плодотворной вам недели!
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев