Профессиональная деформация – психологическая дезориентация личности, формирующаяся из-за постоянного давления внешних и внутренних факторов профессиональной деятельности и приводящая к формированию специфически-профессионального типа личности. И один из наиболее узнаваемых таких типов – педагог.
Наверное, каждый замечал, что все педагоги чем-то похожи. Вопрос чем?
Прежде всего, из-за постоянной необходимости управлять аудиторией, которая, зачастую, более младшего возраста или более низкого социального статуса, педагоги приобретают авторитарность, проникающую во все сферы их жизни. Их речь наполняется категоричными нотками и в ней часто обнаруживаются указания, распоряжения, рекомендации и поучения.
Постоянная публичность также дает свой эффект, проявляющийся в демонстративности. Маска «знатока» предмета, порой прочно прирастает к лицу и проявляется вне учебного заведения. Возникает монологизм, в котором педагог становится неспособным к полноценному диалогу с окружающими – привычка говорить одному, чтобы все слушали, неистребима.
Также, как и в профессиональной деформации врачей (см. предыдущий пост в группе «Center A»), у педагога с годами возникает эмоциональное равнодушие по отношению к проблемам учащихся. Опыт, в котором через чувства преподавателя прошли сотни учеников и тысячи трудных педагогических ситуаций, поневоле притупляет сопереживание.
Но, пожалуй, самым серьезным деформирующим фактором выступает специфика преподавательской деятельности: педагоги вынуждены раз за разом, из года в год объяснять один и тот же материал. Особенно злободневна эта проблема стала сейчас, когда идет тенденция стандартизации образования на всех его уровнях, а преподавание лишается творческого подхода. Подобная цикличность трудовой деятельности формирует целый спектр качеств личности, составляющих профессиональную деформацию педагогов. Это, прежде всего, педагогический догматизм, в котором преподавателю, «съевшему в своем предмете собаку», начинает казаться, что он владеет основой основ, а все инновации – глупости какие-то. Вследствие этого формируются консерватизм, когда педагог перестает обновлять свой материал, и информационная пассивность, когда педагог попросту сам перестает учиться. В этом случае уже можно констатировать, что профессиональная деформация переросла в профессиональную деструкцию – изменения личности и профессиональной деятельности, вредящие продуктивности и качеству работы.
Самое интересное, что многие педагоги осознают свои и проблемы коллег. Но изменению мешает еще одна специфическая черта профессиональной деформации педагогов – выученная беспомощность (феномен, открытый американским психологом Мартином Селигманом в 1967 году). В этом случае кажется невозможным изменить сложившуюся не устраивающую ситуацию, потому что «она от меня не зависит». Причиной неуспеха видятся ситуация и другие люди – ученики, коллеги, администрация, система, но только не сами действия преподавателя. А сам педагог «выучивает» демонстрировать на все проблемы одну и ту же реакцию – «я ничего не могу поделать».
Может быть, и действительно «ничего нельзя поделать». Профессиональная деформация непреодолимый и порой необратимый процесс. Но, вместе с тем, хочется пожелать педагогам, чтобы у них появился невидимый раб, который был у каждого римского полководца, празднующего свой триумф. В момент криков толпы и почестей, которые оказывал победителю весь Рим, этот раб стоял за спиной и шептал на ухо триумфатору: «Помни, ты всего лишь человек».
Ждем вас в Center A и готовы поделиться инструментами осознанного выбора!
Подробнее о модулях курса «Выбор дела жизни» на нашем сайте http://www.centera.su/#modules Отзывы о тренинге «Выбор» здесь http://www.centera.su/#reviews Записывайтесь по телефонам:
89226444195 Оксана
89128819057 Татьяна
89194777082 Максим
или на сайте http://www.centera.su #CenterA #ВыборДелаЖизни #Выбор #психология #профориентация#профессиональнаядеформация
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев