Радостные, оживленные, с чувством исполненного долга, возвратились артисты с дрейфующей станции «Северный полюс-4». На переднем плане В.Г. Дулова и Р.В. Зеленая.
Совершили только небольшую хитрость — антракт перед вторым отделением объявили не десятиминутный, как обычно, а получасовой. И когда импровизированный занавес распахнулся после антракта, зал был полон. Как верно рассчитали молодые артисты, высокое искусство музыкальной классики не оставило равнодушными тех немногих, кто пришел к самому началу. И они во время антракта побежали за своими друзьями и знакомыми. После концерта артистов не хотели отпускать спрашивали об истории создания Огинским своего знаменитого полонеза, об испанском цикле Равеля, о консерватории и оперных премьерах... А потом строители пообещали сделать своими руками специально для ЦДРИ сувенир. И вот он передо мной — миниатюрный поезд на кусочке мрамора. Незатейливый, но столь дорогой для всех нас подарок.
А вот сноп пшеницы «целинная-5». Его подарили нам первоцелинники во время большой встречи, организованной ЦДРИ. Эта встреча проходила не в Доме, а в колхозе «Борец» Раменского района. и работники искусств Москвы были свидетелями развернувшейся дискуссии между мастерами казахстанской целины и тружениками Подмосковья. Горячее обсуждение проблем сельского хозяйства велось не в зале за столом, а при осмотре хозяйства колхоза. Посланцы Казахстана и даже москвичи не могли скрыть своего восхищения при осмотре детского сада с бассейном и зимним садом и горячо обсуждали достоинство тех или иных сельскохозяйственных агрегатов в машинном парке. А вечером в переполненном зале Дома культуры появился этот великолепный сноп. Было это зимой 1979 года, и я прекрасно помню, с какой радостью и каким волнением принимали киноактриса Зинаида Кириенко и композитор Ян Френкель столь необычный подарок от ветеранов-целинников. И теперь колосья, выросшие на далекой земле Казахстана, по-моему, выглядят совершенно естественно здесь, в ЦДРИ, на книжном шкафу, рядом с фотографиями Дмитрия Шостаковича и Марлен Дитрих.
На радиоприемнике у меня целая коллекция головных уборов, на первый взгляд вполне обыкновенных. Но только на первый.
...Маршрут концертной бригады ЦДРИ проходил по южной части Красноярского края и по Тувинской АССР. Первый концерт — в Сосновоборске, что неподалеку от Красноярска. Потом, с трудом втиснувшись в две маленькие «аннушки», полетели за 660 километров к строителям и промысловикам таежного Ачинска. Столько народу собралось на выступление наших артистов, что из небольшого Дома культуры концерт перенесли на открытую площадку. И, несмотря на сентябрьский холод, ни один из участников не отказался от выступления, все работали в полную силу, а грелись в стоящем «под парами» автобусе.
Следующее выступление должно было состояться еще через несколько сот километров — у строителей Назаровской ГЭС, но там не повезло — концерт пришлось отменить из-за поднявшегося урагана, неожиданного и свирепого. Потом был Абакан и, наконец, главная цель поездки — Саяно-Шушенская ГЭС. Здесь намечалось четыре концерта в поселках строителей. Но повторилась история с Ачинском. Уже на второй концерт пришло столько желающих, что решили перенести его на открытый воздух. Но куда? Сценической площадки, подобной той, что нашлась в Ачинске, здесь не оказалось. И тогда плотник-бетонщик Николай Кривенко предложил провести выступление... в котловане строящейся ГЭС.
Это выступление надолго осталось в памяти московских артистов, снаряженных в дорогу Центральным Домом работников искусств. Словно на сцене Колизея, перенесенной в нашу современность, под величественными опорами огромной гидростанции среди тысячелетней тайги под суровым сибирским небом молодые исполнители чувствовали себя участниками великих событий. После концерта один из строителей подарил нам на память свою каску. И теперь она лежит у меня в кабинете. А рядом с ней — шахтерский шлем из Донецка и фуражка пограничника с советско-китайской границы, попавшие сюда таким же примерно образом.
Вот это я и рассказывал Юрию Александровичу в ответ на его рассуждения о красочном убранстве кабинетов театральных и нетеатральных. И ему пришлось согласиться с тем, что обстановка у меня вполне творческая.
С тех пор прошло время... Сняты новые фильмы, поставлены новые спектакли. А в стенах нашего Дома рядом с афишами и фоторепортажами с премьер продолжают появляться сувениры, символизирующие все крепнущий и ширящийся союз искусства и труда.
КАТЭК — серебром горят буквы среди самых разнообразных минералов, которые, кажется, только чудесный волшебник мог собрать в одной географической точке. Теперь Канско-Ачинский топливно-энергетический комплекс — ударный объект пятилетки. Тысячи строителей, горнодобытчиков, металлургов, ученых, съехавшихся в Канско-Ачинский бассейн, трудятся сейчас над возведением одного из крупнейших в стране энергетических комплексов. А о культурном досуге всех этих людей заботится и ЦДРИ — партнер КАТЭКа по договору творческого содружества.
Внушительная металлическая стела, отливающая красновато-медным блеском, — сувенир от тружеников Кузбасса. На стеле укреплена табличка с датой 23 февраля 1983 года. Я хорошо помню этот вечер, на котором мы заключили договор о творческом содружестве.
Вечер открыл председатель правления ЦДРИ народный артист СССР Евгений Рубенович Симонов. Звучат позывные Кузбасса, и зрительный зал взрывается аплодисментами в честь гостей столицы — легендарных горняков, металлургов и энергетиков Кемеровской области, где трудится миллионный отряд рабочего класса, а ежесуточно выпускается продукции столько, что ею можно загрузить эшелон длиной в 120 километров! Не менее интересно выступил дважды Герой Социалистического Труда делегат двух партийных съездов прославленный бригадир шахтеров Егор Иванович Дроздецкий.
Летчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза Алексей Архипович Леонов, сам родившийся в Кемеровской области, рассказал, как рассматривал из космоса свой родной край и убедился, что его очертания напоминают человеческое сердце. И не случайно люди, которые в этом крае живут, называют его индустриальным сердцем Сибири.
А от имени деятелей искусств на вечере выступил Герой Социалистического Труда, народный артист СССР М.И. Царев, народные артисты СССР А.А. Эйзен и Р.Я. Плятт, другие известные мастера культуры. Вот какие силы участвуют в нашем союзе искусства и труда!
Надо сказать, такое содружество сложилось не сразу и не просто. Немало времени прошло, прежде чем идея творческого взаимодействия деятелей искусств с тружениками общественного производства превратилась в реальность.
В центре Москвы, неподалеку от площади Маяковского, есть тихая и малолюдная улочка. В 1956 году ей было присвоено имя известного героя Великой Отечественной войны Дмитрия Медведева. А до тех пор она называлась Старопименовским переулком. В 20-х годах Старопименовский был местом бойким и веселым. Во многом потому, что здесь расположился «Кружок друзей искусства и культуры». Жизнь этого «Кружка» во многом была далека от подлинной культуры и искусства. Впрочем, об этом лучше расскажут те, кто хорошо помнит те времена.
30-е годы изменили ситуацию. «Кружок» был преобразован в клуб театральных работников. Было избрано правление клуба во главе с профессиональным революционером, мечтателем и романтиком, тонким ценителем искусства Феликсом Яковлевичем Коном. Темным личностям и сомнительным друзьям культуры вход в клуб был закрыт.
На одной из первых клубных встреч известный артист МХАТа Иван Михайлович Москвин сказал: «Время аристократизма прошло. Пора понять, что сила нашего клуба не только в общении между собой... Мне очень приятно всех вас видеть и слышать. Но дайте мне возможность видеть и слышать в нашем клубе ученых, писателей, ударников фабрик и заводов, представителей смежных областей искусства — художников, композиторов, музыкантов». В этих словах выразилась потребность всех передовых деятелей искусства молодой Страны Советов. Идею поддержал Ф.Я. Кон: «Кто хочет понять рабочий класс, строящий социализм, кто хочет отобразить его жизнь на сцене, тот должен слиться с ним, жить его жизнью, проникнуться его стремлением, перестать быть безучастным, пассивным свидетелем происходящего строительства, стать его активным участником!» Так сложилась программа действий. Еще несколько месяцев понадобилось на поиски форм ее реального воплощения в жизнь.
В сентябре 1930 года было опубликовано обращение ЦК партии и Президиума ВЦСПС о ликвидации прорыва в промышленности и на транспорте. Работники искусств решили, что и они должны принять участие в этом общенародном деле.
По предложению И.М. Москвина было организовано десять агитбригад для культурного обслуживания предприятий. В состав этих коллективов вошли известные артисты М.М. Блюменталь-Тамарина, В.И. Качалов, Ю.М. Юрьев, В.Э. Мейерхольд и другие видные деятели искусств. Бригады отправились в рабочие клубы и заводские цехи, показали номера театрально-концертного репертуара и острые сатирические скетчи, куплеты, рожденные здесь же, на производстве. А после выступления артисты и рабочие подолгу не могли разойтись — шутили, спорили, выведывали друг у друга «тайны» профессий. Так содружество искусства и труда стало обретать конкретную форму, сделало первые шаги в жизнь.
Легендарные 30-е годы принесли в работу клуба много нового и интересного. Строительство Московского метрополитена и полярный дрейф папанинцев, шахтерский рекорд Стаханова и перелет через Северный полюс в Америку — все выдающиеся события того времени находили отклик в стенах клуба. Его активисты стали регулярно выезжать на стройки, посещать промышленные предприятия, спускаться под землю к шахтерам и подниматься в небеса вместе с героями-летчиками. А лучшие рабочие, колхозники, ученые, врачи, учителя стали частыми гостями клуба.
Естественно, новые формы работы клуба, активность его членов привели к росту популярности, социальной значимости бывшего «Кружка друзей...».
В конце 1937 года клуб получил новое, просторное помещение на Пушечной улице, неподалеку от площади Дзержинского, и был переименован в Центральный Дом работников искусств СССР.
Смысл искусства состоит не только в том, что оно отражает мир, но и в том, что оно воплощает мечту лучших людей о лучшем мире. Искусство — могучий инструмент приобщения личности к социальной жизни, к решению важнейших проблем, стоящих перед народом. И именно социалистическое искусство, вооруженное марксистско-ленинской теорией познания, методом социалистического реализма, может сделать все это наиболее полно и совершенно.
C этими идеями, с широкой практикой трудового и творческого соучастия в главнейших делах нашей Родины, положенными в основу самого существования ЦДРИ, мы и пришли в день сегодняшний. Немыслимо с точки зрения 30-х годов выросли ныне масштабы работ и свершений. Сложнее стали многие задачи хозяйственного и культурного строительства. Но и мы, деятели искусств, работники ЦДРИ, накопили опыт, научились быстро и эффективно откликаться на требования, которые выдвигают время, партия, народ. Все большее участие в нашей работе принимает творческая молодежь активные, талантливые, изобретательные студенты театральных вузов, молодые работники сцены и экрана. Современная техника вооружила нас такими замечательными средствами эмоционального общения, как радио и телевидение. Потому-то союз искусства и труда — основа деятельности нашего Дома — становится год от года все более глубоким, сильным и дееспособным.
Вот еще одна история, на сей раз более долгая, чем поездка нашей шефской бригады на БАМ. Это история содружества ЦДРИ с Братцевским птицеводческим производственным объединением. Несколько лет назад, откликаясь на призыв партии улучшить культурное обслуживание сельских жителей, наш Дом взял шефство над расположенным в Московской области Братцевским птицеводческим комбинатом. Содружество это поначалу складывалось довольно обычным образом: встретились руководители и активисты, составили договор о шефской помощи, потом мы стали посылать братцевским птицеводам билеты на наши вечера и концерты, организовали шефскую бригаду, которая выехала на птицефабрику... И тут-то началось!
Не проходило и недели, чтобы ко мне в кабинет не являлся кто-нибудь из нашего актива, не предлагал новых форм содружества, не просил послать его самого к птицеводам. Даже для такого творческого и неутомимого коллектива, как коллектив ЦДРИ, столь высокий энтузиазм и активность выглядели не совсем обычно, поэтому я решил поехать и посмотреть, что же так влечет московских деятелей искусства в Братцево. И вот с группой артистов еду в подмосковное село Лунево — на одну из баз объединения.
Выехали мы утром и к полудню были уже в цехах птицефабрики, куда любезные подшефные во главе с директором В.Е. Филатовым пригласили нас перед концертом. Здесь для меня стали проясняться причины, влекущие людей к столь прозаическому, казалось бы, примитивно-древнему производству, как производство куриного мяса, перьев и яиц.
Чистота, механизация, масштаб — все это мы еще более или менее представляли себе по документальным фильмам, телепередачам. Но вот внедрение науки в современное птицеводство, ее фантастическая сила — это просто потрясало каждого. Помните, как в сказке: «И растет ребенок там не по дням, а по часам...» Или в другой: «Лепестки цветка раскрылись, и из глубины цветка появилась маленькая девочка, ростом не более дюйма...» Так вот, сказочные ситуации обратились в явь благодаря труду десятков ученых и сотен производственников Братцевского объединения. Буквально по часам набирали вес цыплята-бройлеры, радостно кудахчущие куры исправно несли яйца. И все это происходило не на пленке, не на экране телевизора, а прямо перед нашими глазами, в обыкновенной, будничной действительности обычного современного сельскохозяйственного предприятия. Вечером, после концерта, когда на сцену поднялись зрители, чтобы поблагодарить артистов, высказать свое мнение и пожелания, мне пришлось снова испытать чувство восхищения. Оказалось, братцевские птичники прекрасно знают экспозиции Третьяковской галереи и Музея изобразительных искусств, неплохо информированы о премьерах московских театров, внимательно следят за творческой судьбой многих наших артистов эстрады и кино. Мы услышали не только слова признательности, но и ценные замечания, вежливую, но точную критику некоторых тенденций в искусстве.
Когда глубокой ночью наш автобус возвращался в Москву, разговоров почти не было. Каждому было о чем поразмыслить, о чем задуматься после такой поездки. Не боясь красивых слов, могу сказать: все мы почувствовали себя в чем-то богаче и мудрее.
С тех пор наше содружество с работниками сельского хозяйства постоянно крепнет и развивается. Стали обычными творческие вечера виднейших мастеров театра, кино и эстрады в сельских клубах и Домах культуры. Причем, как правило, это не просто выступления артистов перед зрителями, а многогранное и плодотворное общение деятелей искусства с деятелями сельского хозяйства, людей, искренне уважающих друг друга и глубоко заинтересованных общим делом, потому-то никто и не удивился, когда член правления ЦДРИ известная актриса театра и кино Н.А. Сазонова попросила организовать вечер, посвященный присвоению ей звания народной артистки СССР в Доме культуры Братцевской птицефабрики. В свою очередь активисты сельчане стали бывать в нашем доме, и мы постарались создать им все условия для посещения наиболее интересных творческих встреч и концертов, для участия в общественно-политической деятельности ЦДРИ. Многие свои радостные события — победы в социалистическом соревновании — наши друзья отмечают в нашем Доме. А тесное общение людей искусства и производственников вызвало к жизни новые интересные идеи, облекло их в реальные формы.
Нет комментариев