Казанский собор в Санкт – Петербурге – выдающийся памятник русской архитектуры начала ХIX века, занимающий чрезвычайно важное место в истории России, повлиял на творчество многих известных художников. На картинах Ф.К. Неелова, А.Е. Мартынова, В.С. Садовникова, Ф.Я. Алексеева изображен этот символ военной и исторической Славы России. 📖📖📖📖📖
Работы Ф. Алексеева, привлекают внимание не только тем, что он воссоздает на холсте документально точные виды города и придает им эмоциональный, художественно – образный характер. Его произведения стали интереснейшем материалом в изучении истории и изменении архитектурного облика города. Прекрасным примером этого является полотно «Вид Казанского собора в Петербурге», где изображен собор иконы Казанской Божией Матери (Казанский собор), сооруженный в 1811 году по проекту архитектора А.М. Воронихина на месте небольшой церкви. Обратите внимание: около собора отсутствуют привычные для нас памятники Кутузову и Барклай де Толли, зато имеется обелиск, просуществовавший до 1826 года. Временный деревянный обелиск был поставлен к торжеству освящения собора 15 сентября 1811 года. Сделать его из камня не успевали, как и чугунную ограду. Обелиск простоял 15 лет и затем его убрали. 📚📚📚📚📚
Эта картина – пример нового подхода художника к изображению родного города. Мастера привлекает не величественность императорской столицы, а повседневное бытование. На фоне торжественно – монументального здания мастер изображает простую уличную жизнь: будки и ларьки, прачек, стирающих бельё в Екатерининском канале (ныне канал Грибоедова), лодки, въезжающие под арку моста, прохожих на его ступеньках. В отличие от ранних работ, где они имели самостоятельное значение, сгруппированные в затейливые жанровые сцены, они живут, действуют, помогая зрителю лучше понять образ Петербурга. Художник смотрит на город глазами постоянного жителя, а не стороннего наблюдателя; он дорог для него и привычен в своей красоте.
Образ Казанского собора нашёл отражение и в творчестве великих русских поэтов. 📖📖📖📖📖
Гробница Кутузова в Казанском соборе Петербурга стала источником вдохновения для А.С. Пушкина, написавшего в 1831 году знаменитое стихотворение «Перед гробницею святой…». Саша Чёрный написал «Темно под арками Казанского собора…». 📚📚📚📚📚
Петербург О. Мандельштама предстает часто со своей внешней стороны, поскольку автору свойственно погружение в архитектурную тематику. Первым архитектурным упоминанием о Петербурге стало небольшое стихотворение о Казанском соборе ("соборе-исполине"), где мало уделено внимания зодчеству, но зато звучит мысль о благотворности смешения культур (русской и итальянской). Это понятно: Казанский собор очень напоминает римский собор Петра и Павла, а Риму Мандельштам посвятил немалую долю своих творений. Стихотворение о Казанском соборе стало преддверием цикла «Петербургские строфы». Название это носит лишь одно стихотворение, но за ним следует ряд безымянных, которые достойны быть объединенными под таким именем.
О. Мандельштам «Казанский собор»
На площадь выбежав, свободен
Стал колоннады полукруг, —
И распластался храм Господень,
Как легкий крестовик-паук.
А зодчий не был итальянец,
Но русский в Риме, — ну так что ж!
Ты каждый раз, как иностранец,
Сквозь рощу портиков идешь.
И храма маленькое тело
Одушевленнее стократ
Гиганта, что скалою целой
К земле беспомощно прижат!
1914 год 📚📚📚📚📚
В наше время осенний день празднования Казанской иконы Божией Матери стал и государственным праздником (установлен 27 декабря 2004 года в память о преодолении Смуты и восстановления российской государственности). Начиная с 2005 года 4 ноября празднуется не только как день Казанской иконы Божией Матери, но и как День народного единства, как день воинской славы России. Этот день напоминает нам о важном уроке российской истории, как россияне разных вер и национальностей, с Божией помощью обретя единство и преодолев разделение, сумели преодолеть настроения Смутного времени, сумели освободить Россию от иноземных захватчиков.📖📖📖📖📖
Казанская икона Богородицы – особая в русской истории, даже по сравнению с другими величайшими святынями: Владимирской, Смоленской, Донской, Иверской иконами Божией Матери. 📚📚📚📚📚
Более подробную информацию можно получить в следующих источниках:
1. Алекеев, Ф.Я. Вид Казанского собора в Петербурге: Репродукция// Карл Брюллов.- М., 1988.- С.10.
2. Алекеев, Ф.Я. Вид Казанского собора в Петербурге: Репродукция// Беседы о русском искусстве XVIII – XIX века.- М., 1972.- С.80.
3. Казанский собор Санкт – Петербурга// Православная радуга.- 2012.- № 8.- С.2-5.
4. Пушкин А.С. Перед гробницею святой: Стихотворение/ А.С. Пушкин// Полное собрание сочинений в 17 томах. Том 3, кн.1.- М., 1995.- С.267. 📖📖📖📖📖
На фотографиях изображены:
1. Казанский собор. Неелов Ф.К. Вид собора Казанской Богоматери. Первая половина XIX в. ГЭ
2. Алексеев Ф.Я. Вид Казанского собора в Петербурге
3. Вид Казанского собора со стороны заднего фасада, от Екатерининского канала. Васильев Т.А.. Конец 1810-х гг. ГЭ
4. Казанский собор. Вид на Казанский собор со стороны Екатерининского канала. А.Е.Мартынов
5. Вид Казанского собора со стороны Невского проспекта. Садовников В.С. 1840-е гг. ГЭ 📚📚📚📚📚
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1