Около 60-х годов XIX века появился новый тип кораблей – броненосцы. Они характеризовались наличием брони (КО) и паровым двигателем (хотя он ставился и на предыдущие линейные корабли). Двигатель позволял им маневрировать независимо от прихоти ветра, а бронирование - очень хорошо держать удар имеющихся орудий. Действительно, использующиеся на тот момент дульнозарядные бомбические пушки уверенно разносили деревянные корабли, но вот с бронепробитием они имели большие проблемы.
Посему на верхах почти закономерно решили, что большие корабли слоабоуязвимы для пушечного огня. Что же делать с вражескими броненосцами? Один из вариантов решения – превратить сам корабль в оружие. Почти все броненосцы оснащались таранным форштевнем (смотри вторую пикчу), а особо смелые и решительные капитаны могли орать: «САМЫЙ ПОЛНЫЙ ВПЕРЁД! ВСЕМУ ЭКИПАЖУ – ПРИГОТОВИТЬСЯ К СТОЛКНОВЕНИЮ!» – и на адской скорости в примерно 12 узлов (~22,2 км/ч, почти любой бегун бегает быстрее) устремиться к противнику. Примерно так делал адмирал Тегетхофф в битве при Лиссе, что принесло ему блестящую победу, а во всём мире повысился градус тарано-мании. К слову, с адмиралом в этой битве сделана отличная картина, она прикреплена ниже.
В общем, начались разработки кораблей, для которых таранный удар предусматривался основным «оружием». Артиллерия на таких кораблях размещалась следующим образом: одна башня главного калибра на носу (с пушками максимально доступного калибра, потому что их больше двух не разместить), а по бортам и с кормы – орудия поменьше, «противоминный калибр». Машины этих кораблей делались особо быстрыми – теперь броненосцы могли разгонятся до 13-15 узлов.
Предполагалось, что основной тактикой будет сближение с противником, выстрел главным калибром практически в упор (а это, на минуточку, 250-412 мм, в зависимости от корабля) и таран. При этом залп мог производиться крупной картечью (с массой отдельных картечин по 100+ грамм!), ибо как отмечалось выше, устойчивость кораблей к арт. огню считалось очень высокой, а так – можно было буквально сдуть с верхней палубы всех, кто там находился, и заодно всё, что плохо привинчено. После этого пушки уходили на перезарядку, которая могла занимать от несколько минут до нескольких десятков (!) минут. Пусть к этому времени уже и появились казнозарядные орудия (к ним относятся и вышеупомянутые 412мм), но вот с механизмами заряжания всё было очень плохо - отсюда так долго.
После этого следовал сам таран – форштевень, заострённый и укреплённый в подводной части, вспарывал вражеский корабль ниже ватерлинии – там, где не было особой брони и там, где находились критичные узлы, типа котельных и машинных отделений. После этого корабль давал задний ход, полностью освобождая огромную пробоину, через которую вода устремлялась внутрь протараненного корабля, отчего тот очень быстро тонул, обычно с переворотом через пробитый борт. К тому времени, как таранный корабль освободится и снова разгонится вперёд – главный калибр перезарядится, и можно повторять.
То есть как-то так должно было выглядеть применение таранных броненосцев в сферическом вакууме. Реальность, как обычно, вносила свои коррективы. Во-первых, с ростом скорости таранных броненосцев росла скорость и обычных броненосцев. То есть, если вражеский капитан на захочет быть протараненным и начнёт убегать (экий подлец!) – то гоняться за ним будет проблематично и очень долго, не говоря о том, что более рациональное расположение артиллерии «обычного» броненосца создаст большие проблемы для таранного. Во-вторых, просто начав маневрировать, можно сильно усложнить жизнь таранному кораблю. И если он промажет… то всё для него очень плохо. Правда, тут есть некоторая оговорка – манёвры на таких скоростях требуют очень много времени и места, а на ручнике не развернуться. То есть «сбить прицел» идущему на таран кораблю – не самая тривиальная задача, но даже приняв удар по касательной – можно серьёзно минимизировать повреждения своего корабля. В-третьих, даже в случае удачного тарана не всегда есть возможность быстро высвободиться. А враг, вместо того, чтобы покорно утонуть, может сохранить частичную боеспособность и попытаться расстрелять обидчика в упор, что скорее всего окажется очень неприятным. В-четвёртых, эволюция орудий хоть и буксанула в 60-х годах XIX века, но вскоре очень быстро стала набирать обороты: дальнобойность, точность, скорострельность и – самое главное – возможность справляться с современной бронёй росли семимильными шагами. Это не говоря о развитии других видов вооружения типа торпед. Так что большие корабли перестали чувствовать себя такими уж неуязвимыми. Ну и наконец таранные броненосцы откровенно уродливы.
Апогеем развития таранных броненосцев стали британские корабли типа «Victoria» 1885 года. Было построено два корабля, «Victoria» и «Sans Pareil» (иногда тип называют именем второго корабля – он был заложен чуть раньше). Ровно 100 метров в длину, 11 200 тонн водоизмещения, броня до 457 мм, вооружение: два орудия калибра 412 мм, одно 250 мм орудие на корме, и по дюжине 152 мм и 6-фн орудий по бортам в задней части. Так же имелось четыре подводных торпедных аппарата калибра 356 мм для использования по вражеским таранным кораблям или как дополнительное оружие в случае промаха своего тарана. Две паровые машины тройного расширения мощностью 8000 л.с. разгоняли корабль до 16 узлов (в форсированном состоянии можно было выдавить ещё 1.3 узла). Но к этому времени концепция себя изжила, и оба корабля ждала очень короткая служба. Судьба «Виктории» особенно иронична - во время учений в июне 1893 года её протаранил «обычный» броненосец «Camperdown». «Victoria» этого не выдержала и ушла на дно в течении 13 минут, унеся с собой ровно половину экипажа вместе с адмиралом Трайоном, что командовал учениями и отдал приказ о манёвре всей эскадре, неверно оценив расстояния между кораблями… Её систер-шип, «Sans Pareil», ушёл в резерв практически сразу же после вступления в строй в 1891 году. Перед тем, как пойти на слом в 1907 году, он с перерывами служил в качестве броненосца береговой обороны.
Впрочем, тараном оснащались все обычные броненосцы, а затем и пришедшие им на смену эскадренные. Только там предполагалось использование тарана как крайне ситуационное оружие, а не то, на что стоит делать основную ставку. Первым большим кораблём КВМС, который строился вообще без расчёта на таранный удар, стал тот самый «Дредноут» 1906 года…
Так же стоит отметить попытки создания мелкого и быстрого таранного корабля – таранного миноносца. И таких было построено целых две штуки: HMS «Polyphemus» и USS «Katahdin». Но о них – в следующий раз. https://vk.com/wall-162479647_98242 - мой материал о корабельной шрапнели, в том числе с описанием снарядов «Виктории».
На картинках:
Картина "Адмирал Тегетхофф в битве при Лиссе" Антона Ромако. На второй пикче - флагман Тегетхоффа, «Эрцгерцог Фердинанд Макс», на котором отчётливо виден тот самый таранный форштевень.
На третьей картинке - HMS "Hero" типа "Conqueror", корабль, предшествующий "Виктории".
На последних трёх - тип "Victoria" и таран крупным планом.
#Плавник_catx2
#Заметка_catx2
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев