Предположительно, оружие массового поражения есть у Израиля и скорее всего есть у КНДР, в свое время от него отказалась ЮАР. Десять стран - не так и много. Но их могло быть больше - свои ядерные программы имели все сколько-нибудь развитые страны. Одной из стран, которые могли быть пугать своих соседей не очень мирным атомом могла быть Югославия
После Второй Мировой войны Югославия получила немного территории, а ещё стала социалистической республикой. У новоиспеченного лидера страны, Йосипа Броза Тито было свое мнение касательно расстановки сил в Европе и влиянии СССР на Югославию. В 1948 году произошёл окончательный "развод" между Югославией и СССР. Закончилась Вторая Мировая Война, начиналась Холодная. Речь в Фултоне, блокада Западного Берлина - спокойнее в Европе не стало ни на секунду. Югославия небеспочвенно опасалась угрозы с Востока. Поскольку военных и экономических ресурсов у СССР было несравнимо больше, Тито решил догнать Сталина в другой гонке вооружений - ядерной. Как говорил историк Драгослав Бонджич, "Это была борьба за выживание, быть или не быть. Югославское руководство было готово ко всему".
Впервые Тито услышал об атомной энергии задолго до атаки на японские города - байки о потенциале атомов урана травил боевой товарищ будущего вождя Павле Савич. До войны он учился в Университете имени Марии Кюри в Париже, а уже после трансформации Югославии из королевства в социалистическую республику работал с советским физиком Петром Капицей. Павле отправил книгу в Белграде Генри де Вольфа Смита "Атомная энергия", написанную после сброса бомб на Хиросиму и Нагасаки. Савич и вождь сражались бок о бок в составе партизанских отрядов, поэтому Тито прекрасно знал о его личных качествах и фактически безгранично ему доверял. Поэтому в 1948 году отправил тому письмо из трёх слов "Паша, вернись домой". Паша вернулся и возглавил югославскую ядерную программу. Савич прекрасно знал, с чем будет иметь дело - в Париже он участвовал в исследованиях атомных ядер, которые предшествовали открытию ядерного деления - процесса, необходимого для разработки атомной бомбы. Тито выделил на нужды Паши и его друзей 4 миллиарда динар (80 миллионов долларов). Есть кадры, есть финансирование властей, есть доверие - что ещё нужно?
В 1948 году в Белграде началось строительство Физического института "Винча". Его филиалы появилось в Любляне и Загребе. Ядерные исследования стали одним из приоритетных направлений развития страны, на строительство исследовательской инфраструктуры и подготовку кадров Тито не жалел средств. Желание Югославии заполучить ядерное оружие показывает цитата одного из ближайших соратников Тито Эдварда Карделя: «У нас должна быть атомная бомба. Мы должны построить ее, даже если она будет стоить нам половины нашего бюджета в течение многих лет». К тому же, многие Югославские ядерщики во время войны сражались в рядах партизан, поэтому для них это был вопрос национальной гордости и защиты страны, ради которой они и проливали кровь. Образование также подгонялись под эти цели: в 1950-х годах в Югославии были преобразованы средние школы и созданы первые математические гимназии. Благодаря реформе образования и научной сферы на новый уровень вышли медицина и промышленность, некоторые даже называли успехи югославских учёных "чудом". Но все было подчинено одной цели - обузданию мирного атома и явление миру собственного не очень мирного.
Основным партнёром Югославии в разработке ядерного оружия была.....Норвегия! Да-да. Норвегия также активно пыталась разработать ядерное оружие, поэтому у стран явно были точки соприкосновения. Стороны активно проводили обмен кадрами, в частности, Гуннар Рандерс, член норвежской академии наук, несколько раз посещал институт Винча, а Югославские ученые часто ездили в Норвегию на стажировку. Югославия закупала в Норвегии тяжелую воду и тот самый уран. Мало того, в 1966 норвежцы построили в Югославии завод по переработке урана. Правда, на данный момент он заброшен.
К началу 60-х годов отношения СССР и Югославии потихоньку нормализовались. Оттепель отразилась и на ядерной сфере - страна, от которой планировалось защищаться ядерной бомбой, подарила Югославии ядерный реактор. Такая вот ирония.
Тито мешал только один факт - он правил Югославией, а не Швецией. Невозможно в одночасье подготовить достаточное количество кадров и построить современные реакторы в аграрной стране. Все же приходилось думать и о развитии страны в других отраслях. Савич отмечал, что строительство Института Винча проходило с большим количеством ошибок, с устаревшими инструментами и методиками. С сырьем также были проблемы - урана вечно не хватало.
Во всем мире поиск урана проводился относительно открыто. В газетах можно было увидеть рекламу, где объяснялось, что делать и к кому обращаться, если кто-то находил уран. Югославские власти наоборот, активно засекречивали поиски, что в итоге отразилось на их эффективности. В 1960 было открыто первое урановое месторождение на территории самой Югославии, однако оно не оправдало ожиданий физиков, в результате чего было заброшено спустя пять лет.
В итоге, к концу 60-х годов стало понятно, что Югославия потерпела неудачу в разработке ядерного оружия. Да, в стране появилась полезная для развития атомной энергетики инфраструктура, серьезно вырос уровень доморощенных специалистов. Однако, за долгие годы так и не удалось добиться существенного прогресса. Югославские ученые понимали, как сделать оружие, но указывали на серьезные практические и бюрократические препятствия и дороговизну разработок. Да и угроза войны с Западом и Востоком сошла на нет. Югославия вошла в движение Неприсоединения и стала одним из его столпов. К идее робко возвращались в конце 70-х, надеясь на помощь Индии. Но после смерти Броза Тито на создании ядерного оружия в Югославии окончательно был поставлен крест. В 2010 с территории Югославии вывезли последние остатки радиоактивных отходов.
Фото 1. Тито и Павле Савич (справа от него), отцом мертворождённого ребенка югославского атома.
Фото 2. Броз Тито на открытии института "Винча",1948 год
Фото 3. Реактор, подаренный некогда враждебным Союзом, 1962 год.
Фото 4. Несмотря на неудачные попытки создать ядерное оружие, Павле Савич до сих пор является уважаемой персоной в Сербии.
#Павлов_catx2
#Заметка_catx2
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев