Копперфильд, Гудини, Кио – иллюзионисты, о
которых знают все. В меньшей степени известны Акопян, Ури Геллер, Вольф
Мессинг. А вот имя Жана-Эжена Робер-Удена мало кому знакомо. А ведь как оно
гремело в свою эпоху! Но мы не собираемся писать о Робер-Удене подобие
биографического очерка. Мы расскажем о нем неизвестные факты, но, как истинные
иллюзионисты, не станем раскрывать карты прежде времени.
ПРЕДВИДЕНИЕ
АРХИЕПИСКОПА
Впрочем, без года и места рождения не
обойтись, дабы обрисовать исторический фон событий – 1805-й, Франция, Блуа. Сын
скромного часовщика с детства увлекался точной механикой, которая во многом и
определила его выбор. Робер открыл собственную часовую мастерскую, попутно
создавая автоматические игрушки - поющих птиц, кукол, игравших на рояле,
мальчика-акробата, крутившего тройное сальто. Частенько мы нажимаем на кнопку
электрического звонка, не подозревая, что изобрел его он, Робер-Уден. А на французской
промышленной выставке 1839 года он демонстрировал часы, сделанные из цельного
куска хрусталя, без всякого видимого механизма. На универсальной парижской
выставке 1844 года Робер-Уден показал автомат, названный им «рисовальщик и
писец». Король Луи-Филипп, остановившись перед ним, стал задавать вопросы, на
них тут же получал написанные или нарисованные автоматом ответы. Он наградил
изобретателя золотой медалью. Позже, когда Робер-Уден стал профессиональным
фокусником, он выступил перед графом д`Экалопье и архиепископом Аффре. Вот как
описывает один из эпизодов этого выступления сам иллюзионист. «После
тщательного осмотра большого конверта, запечатанного со всех сторон, я вручил
его архиепископу и попросил держать у себя. Затем дал лист бумаги и попросил
написать на нем что-либо втайне от окружающих. Бумагу я разорвал и сжег. Затем
я попросил архиепископа открыть конверт. В нем был другой, потом третий, целая
дюжина. В последнем лежала та самая, «сожженная» записка архиепископа: «Я не
пророк, но предсказываю, что Вы достигнете блестящих успехов».
Что да, то да! И теперь ведущие
иллюзионисты Европы и Америки совершают паломничества к могиле «великого
учителя», как они называют Робер-Удена, в Блуа. Добившись успеха, Робер-Уден в
возрасте пятидесяти лет отошел от артистической деятельности и возвратился в
родной город, надеясь целиком отдаться любимым занятиям – электротехнике и
механике. Но не тут-то было…
ЗАМЫСЕЛ
ИМПЕРАТОРА
Середина XIX столетия была эпохой
расширения европейского влияния. Англия укрепила позиции в Индии, Голландия в
Южной Африке. Франция обратила внимание на Камбоджу, Мексику, на западный берег
Красного моря. Но вот с Алжиром у французов не ладилось. В этой богатой стране
хозяйничал некий Абдель Кадир – авантюрист, ловкий демагог, сопротивлявшийся
влиянию лягушатников. И то сказать – отдавать кому-то богатства? Банды
налетчиков Абделя Кадира, опиравшиеся на мелких местных феодалов и монахов,
наносили немногочисленным французским гарнизонам ощутимый ущерб. С невероятной
жестокостью сообщники Кадира расправлялись с каждым европейцем, кто имел
несчастье попасться им в руки. Положение казалось безвыходным, пока… Пока
император Наполеон III не вспомнил о Жане-Эжене Робер-Удене. Вот тут-то
иллюзионист и превратился в дипломата.
ТРИУМФ
ЧАРОДЕЯ
Робер-Удену передали личную просьбу
императора – поехать в Алжир и так поразить местное население волшебством,
чтобы алжирцы и думать забыли о набегах и расправах!
Робер-Уден был озадачен. Он отлично
понимал: это риск. Но его позвала Франция, и он не счел возможным отказаться.
«Права она или не права, это моя страна…» Он выучил несколько арабских фраз,
прочел немного о суевериях алжирцев и выехал в сопровождении ассистента Тибо,
свободно владевшего арабским.
Представления начались в сентябре 1856
года в театре Алжира. Зал был переполнен. Иллюзионист начал с довольно
простенького трюка. Он спросил, есть ли в зале кто-нибудь, в совершенстве
знающий стихи Абделя Кадира. Откликнулся седой монах-марабут. Тогда Робер-Уден
взял со стола книгу и попросил старика на память повторить, что написано на той
или иной странице. Старик возразил, что этого никто не может сделать. «А я
могу», - сказал фокусник. И смог! На самом деле, нужные тексты подсказывал
из-за кулис ассистент.
Потом Робер-Уден встал на железный лист,
из-под его ног вырвалось пламя, дым окутал его фигуру и тут же развеялся, а
невозмутимый артист, как ни в чем ни бывало, стоял перед зрителями. Один из них
выхватил пистолет и прицелился в «шайтана». «Э, погоди! - воскликнул
Робер-Уден. - Вот пара отличных дуэльных пистолетов. Выбери любой, заряжай при
всех и пометь как-нибудь пулю». Араб сделал на пуле насечку. «Теперь стреляй в
меня», - распорядился фокусник. Раздался выстрел. Улыбающийся Робер-Уден вынул
пулю изо рта. Ту самую, помеченную.
Затем он опускал руки в «расплавленное
олово» и даже умывался им, пил «кипящую» воду и поджигал ее, прикладывал к щеке
раскаленный железный прут, превращал яичницу из десятка яиц в одно громадное
яйцо… В заключение продемонстрировал «говорящую собаку из Франции», которая
сообщила на чистом арабском, что нет в мире волшебников более могущественных,
нежели французы. Надо ли уточнять, что за собаку вещал ассистент.
Это было уже слишком. В зале поднялась
паника. Давя друг друга, высокопоставленные и простые зрители рвались к дверям.
После этого скандального дебюта за Робер-Уденом закрепилась слава «шайтана с
кастрюлей (цилиндром) на голове». Алжирцы, встречая его, поспешно прикрывали
лицо бурнусом, боясь «дурного глаза». На жизнь «чародея» было совершено
несколько покушений, но он храбро отправился вглубь страны, в горы Кабилии. Без
зрителей он не оставался - любопытство населения оказалось сильнее страха.
В чем же заключалась суть замысла? Дело
в том, что в ближайшее окружение Абделя Кадира также входили местные маги и
жрецы. Их задачей было поддерживать магическими средствами репутацию
«гениального сверхчеловека» и вербовать новых сторонников. Но факирское
трюкачество их по сравнению с искусством французского гостя выглядело детской
забавой. Правда, они выступали перед публикой вполне доброжелательной,
трепетавшей, но не особенно удивлявшейся при виде чудес, лишь подтверждавших
всевластие «вождя». А Робер-Уден бесстрашно представал перед аудиторией,
заранее ненавидевшей его, и побеждал! Конечно, он демонстрировал и куда более
впечатляющие трюки, нежели в дебюте, секреты многих и сейчас не разгаданы.
Таким образом Робер-Уден заставлял местное население сомневаться в выдающихся
способностях Абделя Кадира. Маг на пенсии
После завершения алжирских гастролей
француз вернулся на родину с триумфом. Ему удалось выполнить свой долг, а от
гонорара он отказался. Несмотря на его успех, французам порой приходилось
полагаться на силу оружия. Но Робер-Уден и не претендовал на роль
всепобеждающего героя-одиночки. Он считал, что лишь сделал то, что должен был
сделать.
Жан-Эжен Робер-Уден поселился в
уединенном домике в Сен-Жерве, возле Блуа, написал мемуары и несколько пособий
по иллюзионному искусству. Свой дом он превратил в настоящий технический
шедевр. Сами собой распахивались двери, загорались надписи «Добро пожаловать»,
причудливые автоматы приветствовали гостей в саду, для переправы через пруд
служило механическое кресло… Но Робер-Уден занимался техникой не только ради
развлечения. Он стал автором ряда изобретений в области офтальмологии, некоторые
из созданных им приборов до сих пор применяются врачами при исследовании глаз.
Умер великий иллюзионист в 1871 году. О чем он часто думал в последние годы,
никому не известно, но наверняка вспоминал с улыбкой и о том, как одной только
магией обвел вокруг пальца множество недругов его родины.
Андрей БЫСТРОВ
P.S. Статья напечатана в журнале СТУПЕНИ в 2016 году.
Комментарии 1