odnoklassniki.ru/bystrov.a.m Академик Альфонс Бертильон (1853-1914 годы), знаменитый французский криминалист, с 1880 года возглавлявший бюро идентификации Парижской полицейской префектуры, считался непререкаемым авторитетом в своей области.
Он создал собственный метод опознания преступников – антропометрию (то есть по внешним признакам). А вот к дактилоскопии – сличению отпечатков пальцев – он относился с недоверием, что и сыграло с ним весьма злую шутку. Сейчас дактилоскопия – признанный метод, и в ее истории немало любопытного. О ней наша статья.
Ошибка сыщика Бертильона
21 августа 1911 года произошло «похищение века». Из Лувра украли «Джоконду», шедевр Леонардо да Винчи мирового значения! (Подробнее об этом преступлении см. «Тайны ХХ века», №22 за 2014 год.) Скандал разразился невероятный. Директор Лувра, похвалявшийся тем, что легче украсть у Франции собор Парижской Богоматери, чем у него «Джоконду», вынужден был оставить свой пост.
На место происшествия немедленно прибыли министр внутренних дел, генеральный прокурор, президент полиции и сам Альфонс Бертильон. Но прославленные сыщики, считавшиеся лучшими в мире на тот момент, зашли в тупик. Нашли только раму от картины, что было нетрудно, так как она преспокойно лежала на одной из служебных лестниц Лувра. На раме Бертильон обнаружил четкий отпечаток пальца. И следствие застопорилось на целых два года. Раскрыли же преступление отнюдь не сотрудники Бертильона. Дело было так.
2 декабря 1913 года к флорентийскому антиквару явился некий молодой человек, назвавшийся Леонардом, и предложил… купить у него «Джоконду». Потрясенный антиквар отправился к Леонарду в гостиницу, где и увидел шедевр.
Леонард (в действительности Винченцо Перуджа) был арестован. На допросах он рассказал, как украл картину. Сопоставление отпечатков его пальцев с отпечатком, найденным Бертильоном на раме картины, подтвердило, что преступление совершил именно он. И тогда оказалось, что Перуджа и ранее неоднократно задерживался полицией Парижа и отпечатки его пальцев в полицейской картотеке имелись. Как писали в то время газеты, «вместо двух лет это преступление можно было раскрыть за два часа».
Этот эпизод подорвал веру в гениальность Бертильона. Впрочем, виноват в этом был сам Бертильон, не ставивший ни в грош дактилоскопию, в отличие от антропометрии. Так, однажды он опубликовал снимки двух отпечатков пальцев, принадлежавших разным лицам. Из отпечатков были вырезаны различающиеся признаки и оставлены только совпадающие. Бертильон утверждал, что такое сходство может ввести в заблуждение даже специалиста, это не то что более надежный метод антропометрии. Теперь трудно сказать, заблуждался ли он добросовестно или просто ревниво отстаивал преимущества своей теории. Но случай с «Джокондой» позволил дактилоскопии отстоять свои позиции.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2