Архитектор Ирвин Нопфлер эмигрировал в 1939 году в Великобританию, чтобы спастись от нацистов – он был венгерским коммунистом-антифашистом и к тому же евреем по национальности. Ирвин поселился в Глазго (Шотландия) и женился на учительнице по имени Луиза Мэри. В 1947 году и них родился первенец – дочь Рут. Вскоре он вышел из коммунистической партии.
12 августа 1949 года у Ирвина и Мэри родился сын Марк (Mark Freuder Knopfler). Спустя 3 года свет увидел брат Марка – Дэвид (27 декабря 1952 года). Еще через четыре года семья Нопфлеров переехала в Ньюкасл на северо-восток Англии, где они и обосновались надолго.
Семья была музыкальной – Нопфлер-старший хорошо играл на нескольких инструментах и рано начал приучать старшего сына к фортепиано, виолончели, а также к гитаре. Как и многие другие рокеры, специального музыкального образования Марк так и не получил – в детстве он не любил ноты и в основном играл на слух. Только спустя много лет, уже будучи профессиональным гитаристом, Марк пришел к пониманию нотной грамоты и, по его собственным словам, начал жалеть, что «не врубился в это сразу». «Я был словно человек, который вдруг научился читать. Для меня открылся целый мир, о существовании которого я и не подозревал. И этот мир был безумно интересен».
Все началось с того, что на маленького Марка большое впечатление произвела игра его дяди Кингсли на губной гармошке и буги-вуги на пианино. Первыми гитарными идолами были американцы Джеймс Бартон (на дисках Рики Нельсона) и гитарист Элвиса Пресли Скотти Мур. Из блюзменов он охотно слушал Лонни Джонсона, но самое яркое впечатление запомнил надолго: «Когда я впервые услышал Би-Би-Кинга, мне было 16 лет. Это был концертный альбом Live At the Regal... Для меня это было потрясающее событие. Приветствия, отзвук в публике и игра на гитаре». Марк также очень любил Джимми Хендрикса, Джанго Рейнхарда и обожал музыку кантри... Как уже можно понять, больше всего Марк любил гитарную музыку и исполнителей-гитаристов.
Братья подросли, начали ходить в школу. По дороге домой они обычно останавливались у музыкального магазина и с вожделением смотрели на электрогитары. В витрине была выставлена очень дорогая гитара Fender Stratocaster розового цвета – недосягаемая мечта. На такой гитаре играл сам Хэнк Марвин из группы Shadows! Во время школьных каникул родители предложили Марку поехать в десятидневный заграничный круиз, но мальчик от путешествия отказался, а взамен попросил электрогитару. И тогда за 15 фунтов ему купили жуткую копию Fender Stratocaster – Хофнер Супер Солид. Но для Марка эта гитара стала всем! Он не расставался с ней все свободное время. Говорили, что нередко Марк не расставался с ней даже при посещении туалета, где продолжал совершенствовать свое музыкальное мастерство... Когда старшего брата не было дома, Дэвид потихоньку играл на его гитаре...
Как и многие школьники 60-х, Марк принимал активное участие в выступлениях школьных групп. В шестнадцать лет он в дуэте со своим другом Хью Херкомбом даже участвовал в программе местного телевидения.
Марк благополучно закончил Госфордскую грамматическую школу. В этой школе он проявил недюжинные способности в английском языке и в 1967 году уехал на год в Харлоуский технический колледж изучать журналистику. В конце курса он пошел работать младшим репортером в газету «Йоркшир Ивнинг Пост» (Yorkshire Evening Post) в Лидсе. По словам его бывшего шефа, Марк был весьма талантливым.
В 1976 году Марк познакомился с местным певцом и гитаристом Стивом Филлипсом (Steve Phillips), когда брал интервью у него, тогда уже известного в округе блюз-кантри-гитариста. Марк писал статьи и обозрения о музыкальной жизни Лидса и его окрестностей и проработал в газете два года. Уход из газеты был обусловлен смертью Хендрикса. «Умер Хендрикс, я слушаю его записи весь день и плачу горькими слезами. Тут приходит мой редактор и говорит: «Слушай, умер какой-то Хедрикс или Хенрикс, узнай, напиши что-нибудь...». Я думаю, что за сволочи кругом, и ушел из газеты».
Так получилось, что шефа в редакции газеты тоже звали Стив Филлипс. Это совпадение привело к тому, что в некоторых вариантах биографии музыканта Стива Филлипса записано, что Стив, как и Марк, занимался журналистикой. Стив еще долго вспоминал, что после концерта, на который Марк приводил своего шефа, первыми словами Марка были: «Стив Филлипс, познакомьтесь – Стив Филлипс».
Стив и Марк обнаружили много общего в своих музыкальных вкусах и решили организовать дуэт под названием The Duolian String Pickers. Днем Марк продолжал работать в качестве репортера, а вечером занимался в университете. Стив в это время работал реставратором картин и мебели в Художественной галерее Лидса и Temple Newsam House. Некоторые песни тех лет представлены в альбоме Стива Just Pickin. «Он хорошо играл на гитаре – в стиле Би Би Кинга», – льстил Стив юному Нопфлеру. Стив оказал большое влияние на Марка, показав ему приемы игры на соло-гитаре, позаимствованные у исполнителя «чёрных» блюзов Лонни Джонсона. Все эти технические тонкости, расширяющие возможности игры пальцами в стиле кантри-блюз, Марк затем развил и преобразовал в свой собственный стиль игры на гитаре. Это стало важным этапом в развитии Марка как гитариста. Позже он сказал Джеку Сонни, что перестал играть, просто щипая струны, когда обнаружил у своей гитары «голос». В Лидсе Марк впервые записал свою музыку. Это случилось в комнате, которая была превращена в студию в Падси. Песня называлась «Лето приходит ко мне». Марк играл соло, а Стив аккомпанировал ему на 12-струнной гитаре.
Вскоре Марк продолжил учебу, решив получить степень по английскому языку в университете Лидса. Плату за обучение внес отец. В это же время Марк женился, но брак оказался непрочным.
Марк окончил университет в 1973 году и получил диплом преподавателя английского языка и литературы. Все эти годы Марк не забывал гитару, играл с разными студенческими группами и в день окончания университетского курса сел в поезд и укатил в Лондон с твердым намерением играть в рок-группе. «Я открыл газету Melody Maker, – вспоминает Марк, – выбрал самое большое по размеру объявление и пошел на прослушивание. Собралось довольно много гитаристов, а когда наступила моя очередь, все пожелали мне удачи – так оно и вышло». Марк начал играть в ритм-энд-блюзовой группе Brewer's Droop. Через два месяца выяснилось, что группа меняла музыкантов в тщетной надежде разбудить удачу, но ничего из этого не вышло и команда распалась. Группа успела выпустить альбом с участием знаменитого Дэйва Эдмундса и на некоторых треках пока неизвестного Пика Визерса. «Меня мутило от музыки Brewer's Droop», – сказал Марк, уже будучи известным.
Марку пришлось туговато – начались пресловутые dire straits, то есть сложные обстоятельства. Даже не туговато, а просто хреново: он развелся с женой, ушел из Brewer's Droop, оказался в чужом городе без денег, нечем было платить за квартиру, он голодал несколько дней и был согласен на любую работу. Марка спас колледж – ему предложили прочитать курс лекций. Теперь у Марка появляется шанс как-то оправдать время проведенное в университете – он становится преподавателем литературы и английского языка в Loughton College в графстве Эссекс. Там он и жил в течение двух лет, снимая квартиру в Бакхерст Хилл.
#MarkKnopfler.. -Марк Фро́йдер Но́пфлер OBE (англ. Mark Freuder Knopfler; 12 августа 1949, Глазго, Шотландия) — британский рок-музыкант, певец и композитор, один из сооснователей группы Dire Straits. Его вокал лучше всего описывается немецким термином Sprechgesang — не совсем пение, но и не разговор. Он использует гитару так, как будто она является его вторым «голосом». Наибольшую популярность приобрёл в качестве автора песен, соло-гитариста и вокалиста группы Dire Straits. До настоящего времени занимался сольной карьерой, а также выступал с другими проектами (например The Notting Hillbillies). Работал с множеством артистов, включая Боба Дилана, Эрика Клэптона, Стинга, Чета Аткинса (альбом Neck & Neck является самой крупной их совместной работой). Продюсировал альбомы очень многих музыкантов, среди которых Тина Тёрнер, Крис Ри, Боб Дилан, Эмилу Харрис. Написал музыку к таким фильмам, как «Местный герой», «Принцесса-невеста», «Кэл», «Метролэнд», «Последний выход в Бруклине» и «Плутовство». Нопфлер — один из лучших гитаристов, предпочитающих пальцевую технику звукоизвлечения. Он занял 27 позицию в списке 100 величайших гитаристов всех времён по версии журнала Роллинг Стоун. Марк Нопфлер вырос в семье архитектора-еврея из Венгрии Эрвина Кнопфлера (1909—1993) и учительницы-англичанки Луизы Мэри Нопфлер (урождённой Лэйдлер, род. 1921). Отец будущего музыканта бежал из профашистской Венгрии в 1939 году, был заядлым шахматистом и занял второе место на чемпионате Шотландии 1953 года. В 1968 году Марк познакомился со Стивом Филипсом, когда они брали интервью у местного блюз- и кантри-гитариста (также носившего имя Стив Филлипс) для йоркширской POST. Оба журналиста играли на гитаре, они создали группу Duolian String Pickers duo и начали играть вместе с конца 1960-х годов. Совместная работа оборвалась, когда в 1970 году Марк отправился учиться в университет. Пик популярности Нопфлера был в 1977—1995 годах, когда он был фронтменом — соло-гитаристом и вокалистом группы Dire Straits, а также автором песен. Во время работы в Dire Straits существовали альтернативные проекты, плодотворно завершившиеся записью альбомов — The Notting Hillbillies со старыми друзьями, также он сотрудничал со своим кумиром детства Четом Эткинсом. С 1995 года он ведёт сольную карьеру. Работал со множеством артистов, включая Боба Дилана, Эрика Клэптона, Стинга, Чета Эткинса (альбом Neck & Neck является самой крупной их совместной работой). Продюсировал альбомы очень многих музыкантов, среди которых Тина Тёрнер, Крис Ри, Боб Дилан, Эмиллу Харрис. Написал музыку к таким фильмам, как Local Hero, The Princess Bride, Call, Metroland, Last Exit to Brooklyn и Wag the Dog. В 2003 году артист попал в аварию на мотоцикле и отменил турне в поддержку альбома The Ragpicker’s Dream (2002), но через год сумел вернуться на сцену. В России трижды проходили гастроли исполнителя. 7 и 8 июня 2013 года были запланированы концерты в Москве и Санкт-Петербурге в рамках евротура "Privateering", но 4 апреля 2013 на сайте MarkKnopfler.com появилось сообщение об их отмене по политическим причинам. На своем сайте певец сообщил: Учитывая преследования российскими властями правозащитных организаций, включая Amnesty International и Human Rights Watch, я с сожалением сообщаю, что вынужден отменить свои ближайшие концерты в Москве и Санкт-Петербурге. Был женат три раза. Вторая жена Лурдес Саломон с 1983 по 1993 годы. В 1987 году родила двух близнецов, Бенджамина и Джозефа. От третьего брака с Китти Олдридж две дочери — Изабелла (род. 1998) и Катя Руби Роуз (род. 2003). В настоящее время семья проживает в Челси. Тема «Going Home» звучит перед домашними матчами команды «Ньюкасл Юнайтед» на стадионе «Сент-Джеймс Парк», который Марк иногда посещает с семьёй. В 1993 году Нопфлер получил почетное звание доктора музыки университета города Ньюкасла, а в 1999 — орден Офицера Британской Империи (OBE). Марк Нопфлер левша, но играет на «праворучной» гитаре пальцами (используя собственный вариант звукоизвлечения). Его стиль подразумевает отсутствие медиатора при игре как на акустических, так и на электрогитарах. В интервью французскому телевидению Марк рассказал, что использует медиатор при записи в студии и для работы над ритмическими партиями. Звук гитар Нопфлера менялся от чистого в ранние годы к «роковому» перегруженному звуку, а затем к мягкому, тёплому звуку в сольных проектах.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев