Французский композитор и мультиинструменталист, автор и постановщик световых шоу Жан-Мишель Жарр (Jean-Michel Jarre) родился 24 августа 1948 года в Лионе в музыкальной семье. Его отец — Морис Жарр (Maurice Jarre) был композитором и автором музыки к кинофильмам. В 1953 году родители Жарра развелись, после чего Морис Жарр переехал в США, а Жан-Мишель остался жить со своей матерью Франс Пежо (France Pejot).
В возрасте пяти лет Жан-Мишель Жарр начал учиться играть на пианино, посещая занятия в Парижской консерватории (Conservatoire de Paris). В начале 1960-х годов играл в любительских рок и джаз коллективах. В середине 1960-х годов увлекся электронной музыкой, был участником Группы музыкальных исследований (Groupe de recherches musicales), проводящей различные экспериментальные работы в области звука. В 1971 году вышел дебютный альбом Жарра La Cage, который содержал первые электро-акустические сочинения музыканта. В этом же году им была написана музыка для балета AOR, премьера которого прошла в Оперном театре Парижа. В 1972 году Жарр стал автором музыки к фильму Жана Шапо "Сгоревшие амбары" с Аленом Делоном в главной роли. В том же году состоялся выход второго альбома композитора Deserted Palace.
В 1976 году Жан-Мишель Жарр возглавил списки всемирно известных чартов, после того, как выпустил свой альбом Oxygene, получивший приз Академии Шарля Кро во Франции.
В 1978 году состоялся релиз четвертого альбома Жарра Equinoxe, укрепившего мировую популярность артиста. В 1979 году композитор впервые попал в Книгу рекордов Гиннеса, после того как его концерт на площади Согласия в Париже в День взятия Бастилии (14 июля) посетило более миллиона человек.
Следующий альбом Жарра Magnetic Fields был выпущен в 1981 году. В том же году он стал первым западным музыкантом, приглашенным с концертами в Китай после смерти Mao Цзэдуна. Его концерты в Пекине и Шанхае вошли в историю культурных событий КНР и транслировались по радио для 500 миллионов слушателей.
В 1983 году музыкант встретился с группой художников, которые организовали выставку в универмагах. Эта выставка включала живопись и скульптуру, но не хватало музыкального оформления, за которое согласился взяться Жарр. Музыкант решил изготовить диск в единственном экземпляре и выставить его на продажу. Чтобы сделать свой поступок более зрелищным, Жарр уничтожил все матрицы на глазах у судебного исполнителя. После использования на выставке, пластинка Musique pour supermarch ("Музыка для универмага") была продана на аукционе 6 июля 1983 года за 69 тысяч франков, став самым дорогим альбом, проданным на территории Франции.
В 1984 году Жарр выпустил альбом Zoolook, получивший статус лучшего инструментального альбома в США, а также две музыкальные премии во Франции. В 1986 году Жарр устроил музыкально-световое шоу в Хьюстоне (США), которое собрало 1,3 миллиона зрителей и вновь позволило композитору попасть в Книгу рекордов Гиннеса. На этом концерте музыкант представил свой новый альбом Rendez-Vous. 5 октября 1986 года Жан-Мишель Жарр был приглашен в свой родной город Лион, чтобы дать здесь большой концерт по случаю визита Папы Римского Иоанна Павла II. Выступление музыканта собрало 800 тысяч зрителей.
В 1988 году Жан-Мишель Жарр выпустил альбом Revolutions, пронизанный этническим звучанием — музыкант смешал в нем электронику с арабскими инструментами и восточными мотивами. 8 и 9 октября 1988 года Жарр представил диск в Лондоне, устроив концерт в старом порту Docklands. Одной из зрительниц этого концерта была принцесса Уэльская Диана.
Следующий альбом Жарра Waiting for Cousteau вышел в 1990 году. Он был написан под впечатлением от работы команды океанографа Жака-Ива Кусто. 14 июля 1990 года Жарр устроил новый концерт в Париже, который собрал 2,5 миллиона человек, поставив новый мировой рекорд для бесплатных концертов. В 1992 году музыкант принял участие в церемонии открытия зимних Олимпийских игр в Альбервиле. В 1993 году Жарр стал Послом доброй воли ЮНЕСКО.
18 февраля 1997 года Жарр выпустил альбом Oxygene 7-13, ставший продолжением пластинки 1976 года.
6 сентября 1997 года в день празднования 850-летия Москвы Жарр дал концерт в российской столице на Воробьевых горах. В ходе спектакля на фасад главного здания МГУ проецировались кадры из истории Москвы. Также во время шоу Oxygen in Moscow была проведена связь с космонавтами, находившимися на борту космической станции "Мир". Концерт посетили около 3,5 миллионов человек, что вновь вошло в Книгу рекордов Гиннесса.
31 декабря 1999 года Жан-Мишель Жарр получил приглашение от правительства Египта организовать и провести исторический концерт Тысячелетия (Millennium concert) у подножия Пирамид около Каира. Концерт длился от восхода до заката солнца. В своем выступлении Жарр органично использовал традиционную арабскую музыку, симфонический оркестр и электронные инструменты.
В 2000 году музыкант выпустил свой первый "вокальный" альбом Metamorphoses, участие в записи которого также приняли певицы Лори Андерсон, Наташа Атлас, Шэрон Корр и другие. В июне 2001 года Жарр дал три концерта в афинском Акрополе, собранные средства были переданы организациям, помогающим детям, больных раком.
В 2003 году Жан-Мишель Жарр представил публике новый альбом Geometry of love, сочетающий в себе элементы электроники, джаза и лаунжа. Вслед за ним появился диск AERO (2004), в который был создан в формате surround sound и dolby digital 5.1. В октябре 2004 года, Жан-Мишель Жарр дал исторический концерт в Запретном городе в Пекине. Аудитория числом более миллиарда человек следила за этим шоу по телевидению Китая, Японии и Франции. В 2006 году при содействии ЮНЕСКО Жан-Мишель Жарр выступил с новым шоу в Марокко, в пустыне Сахара, в поддержку программы ООН "Вода для жизни". В 2007 году Жарр переиздал Oxygene по случаю тридцатилетия альбома, после чего отправился в турне, включающем в себя концерты в Москве и Санкт-Петербурге. Также в честь дня рождения своего знаменитого альбома, разошедшегося во всем мире тиражом 12 миллионов экземпляров, композитор записал DVD под названием Oxygene Live in Your Living Room с использование 3D-графики.
В 2011 году Жарр издал двойной альбом, получивший название Essentials & Rarities. В него вошли композиции, написанные Жарром в конце 1960-х — начале 1970-х годов.
В июне 2013 года Жарр стал президентом Международной конфедерации обществ авторов и композиторов (International Confederation of Societies of Authors and Composers).
Жан-Мишель Жарр — почетный член консерватории Пекина, почетный гражданин Хьюстона и Лиона, обладатель многочисленных музыкальных наград. За музыку к голливудским лентам он получил три "Оскара" от Американской киноакадемии.
В 2008 году французский композитор стал почетным доктором РХТУ им. Менделеева.
В июле 2011 года Жарр получил статус офицера ордена Почетного легиона.
Жан-Мишель Жарр был трижды женат. Дочка от первого брака с Флорой Жилло Эмили Жарр — дизайнер одежды. Во втором браке с британской актрисой Шарлоттой Ремплинг музыкант прожил 20 лет. Их сын Дэвид музыкант, занимается фолк-роком.
Последний брак Жарра с актрисой Анн Парийо распался в 2010 году.
Jean Michel Jarre - Oxygene (1976)
Альбом занесен в Книгу: 1001 альбом, которые надо послушать, прежде чем умрешь
"Кислород" - альбом инструментальной электронной музыки, который сочинил, спродюссировал и исполнил французский композитор Жан Мишель Жарр. Первое издание было выпущено в 1976 году маленьким французским лейблом Disques Motors, лицензию у которого вскоре купила фирма Polydor, почувствовав, что тут есть чем поживиться. Жарр записал альбом у себя дома с помощью различных аналоговых синтезаторов, множества всевозможных электронных инструментов и эффектов. Oxygene стал классикой в своем жанре и оказал огромное влияние на развитие электронной музыки. Критики считают, что альбом "произвел синтезаторную революцию в 1970-х."
ИСТОРИЯ
До 1976 года Жарр болтался безо всякого успеха в различных проектах, писал музыку для рекламы и композиции для балета, и даже записал альбом синтезаторной музыки, который прошел незамеченным. И тут к нему пришло вдохновение, когда его подруга и будущая жена Шарлотта Рамплинг подарила ему картину художника Мишеля Грангера. Картина поразила воображение Жарра. На ней изображался земной шар, с которого - как с фрукта - снималась кожура, под которой открывался человеческий череп. В то время в Европе только-только зарождалось движение за экологию, и Грангер изобразил озабоченность погибающей планетой Земля. Жарр попросил у художника разрешения использовать эту картину на обложке своего будущего альбома. Позже Жарр говорил в интервью: "30 лет назад очень немногие задумывались о судьбе нашей планеты. А меня всегда интересовала эта тема - не с политической, а с поэтической, сюрреальной стороны."
Жарр сочинял Oxygene на протяжении восьми месяцев, пользуясь большим количеством аналоговых синтезаторов и записывал на восьмидорожечный магнитофон на кухне в своей парижской квартире. Как-то в интервью Жарр даже сравнил сочинение "Кислорода" с приготовлением пищи: "Не случайно, "Кислород" записывался на кухне в Париже. Я готовил его, как пищу. Нужно чувствовать себя шеф-поваром, чтобы делать такую музыку: подбирать нужные ингредиенты, выбирать правильную температуру. Я не люблю предубежденные мнения, будто бы электронная музыка - холодная, футуристическая, машинизированная. Я хочу, чтоб моя музыка звучала тепло, человечно и органично. Я - не ученый, работающий в лаборатории, а скорее художник, как Джексон Поллок, например, смешиваю цвета и освещение, экспериментирую с текстурами."
В одном интервью для Daily Telegraph Жарр сказал, что "все эти неземные струнные звуки в четвертой части "Кислорода" [самой известной мелодии Жана Мишеля] сделаны на VCS 3. Это был первый в Европе синтезатор, сделал его в Англии парень по имени Питер Зиновьев. У меня был один из первых. Я ездил за ним в Лондон в 1967 году, и до сих пор играю на нем на сцене, 40 лет спустя."
Альбом состоит из шести частей, озаглавленных просто Oxygène (Part I), Oxygène (Part II) и т.д. Один критик назвал его звучание "заразной комбинацией булькающих и пружинящих аналоговых секвенций с запоминающимися мелодическими линиями." Музыка Жарра выделялась в сравнении с современными ему коллегами по цеху электронной музыки. У немецкой группы Kraftwerk она была немного холодноватой, "клинической" - как ее называли, имела жесткое футуристическое звучание. Другой корифей электроники - группа Tangerine Dream звучала более по-космически и мрачноватее. Oxygène же отличался от них сочным, пространственным звучанием и сильными мелодиями.
Записав альбом, Жарр долго не мог потом найти компанию, которая согласилась бы выпустить его: "Oxygene" был отвергнут всеми записывающими компаниями. Он был как НЛО для того времени, на пересечении эпох диско и панк-рока, и в компаниях меня спрашивали: "Что это? Певца нет, нормальных названий у песен нет - всё какие-то палочки-закорючки: 'I', 'II', 'III', 'IV', 'V' и 'VI'. Да, еще к тому же, по-французски!" - вспоминал Жарр. "Даже мама спросила меня: "Зачем ты назвал свою музыку каким-то газом?" Теперь люди говорят о "Кислороде" как о шедевре. Когда пришел успех, для меня все это было странно. Тот волнующий и
невинный период прошел. Вокруг сразу возникло много новых друзей, которые, мне показалось, были заинтересованы в продолжении этого успеха больше, чем я."
Жарр еще в 1972 году ходил в Группу музыкальных Исследований под руководством Пьерра Шэфэ, где обучался пользованию синтезаторами, в том числе и знаменитым EMS VCS 3, на котором сыграна большая часть музыки в Oxygene. В этой же группе училась девушка, муж которой - Фрэнсис Дрейфус - возглавлял небольшую компанию звукозаписи под названием Disques Motors. Позже Дрейфус вспоминал, что они были знакомы с Жарром давно и даже "решили работать вместе и в 1973 Жан-Мишель продюсировал сингл под названием "Zig Zag Dance", который стал хитом, который положил начало целой серии хитов, в которых Жан-Мишель раскрыл свой изобильный талант как композитор, автор текстов и продюсер."
В компании Дрейфуса Жарр спродюсировал запись нескольких французских музыкантов и артистов (Christophe, Francoise Hardy, Patrick Juvet, Gerard Lenorman), пластинки которых имели такой успех, что к нему стала выстраиваться очередь из знаменитостей, которые просили его продюсировать или написать им музыку, или слова, или и то, и другое, и третье вместе.
"Он имел огромный успех при записи чужих пластинок, а я неплохо зарабатывал как их издатель, но это было не то, что мы хотели. Тогда мы начали всем отказывать, придумывая самые безумные извинения, типа Жан-Мишель уезжает в отпуск или идет на чей-то очень важный день рождения. Мы имели дело со множеством известных французских артистов, которым было довольно трудно говорить "нет". Но я хотел утвердить Жана-Мишеля самого как артиста."
И хотя Дрейфус скептически относился к электронной музыке, но все же решился выпустить 50 000 экземпляров альбома. Первая реакция была очень вялой. "Радиостанции отнеслись к альбому очень негативно," - вспоминает Дрейфус, - "поэтому мы решили продвигать его через музыкальные магазины. Поскольку инструментальная электронная музыка тогда была еще не в моде, нас поддержала поначалу андерграундная музыкальная пресса. Правда, они тут же потеряли к нам всякий интерес, как только Жарр стал популярен.
Пластинки расходились исключительно по слухам и взаимным рекомендациям меломанов, и только когда через два-три месяца их было продано более 60 000 экз. - это уровень, на котором пластинка начинает интересовать радиостанции - эту музыку стали крутить по радио, и альбом стал хитом."
В июне 1977 Дрейфус устроил Жарру договор с компанией-гигантом звуковой индустрии Polydor International на выпуск трех альбомов с изданием их по всему миру. Это был "один из самых привлекательных контрактов, какие подписывал когда-либо французский артист," - говорит Дрейфус. С тех пор выпущено 15 млн. экземпляров "Кислорода", а Дрейфус был с лихвой вознагражден за вовремя оказанную поддержку, и ныне его лейбл называется Disques Dreyfus.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев