расположением городов и извлекали немалую прибыль из торговли.
Великий Сибирский тракт, главную российскую дорогу, в старину называли ещё и чайным путём. Именно этим маршрутом из Китая в центральную Россию доставляли чай — дорогостоящий груз, постепенно ставший для нас национальным напитком.
Особенно отличился Алексей Губкин — человек с широкой душой и крепким деловым чутьём
Когда отец Алексея Губкина выделил трем сыновьям небольшой капитал, будущий известный российский чаеторговец отправился в Кяхту, что была перевалочным пунктом на границе с Китаем. И привез оттуда листья чая, которые выменял на изделия из кожи. Горожане подняли его на смех, мол, мало Лешке своих веников, так еще китайских привез! А затем в 1840 году он основал чайную компанию. Он первым стал фасовать чай в картонные упаковки и жестяные банки, чтобы продавать удобнее и красивее.
В чайные коробочки обычно клали вкладыши-рекламки. Они выполняли просветительскую функцию - на них изображали города Российской империи, чайные плантации, картинки по истории, например, про Русско-японскую войну, рецепты заварки черного китайского чая. Но также сообщали об авторитете фирмы.
Читаем на одном из таких вкладышей: «Основной капитал товарищества 10 миллионов рублей, годовой оборот до 32 миллионов. Таким образом, дело может считаться одним из крупнейших и солиднейших чаеторговых предприятий в России. Чай приобретается через собственные конторы в Китае, на Цейлоне, в Лондоне. В Китае, в Ханькоу – (ныне печально известный Ухань) - имеется фабрика, развеска чая также в Москве, Одессе, Самарканде, Тюмени, Челябинске».
Тридцать миллионов - по тем временам громадные деньги! Немудрено, что Алексея Семеновича Губкина называли российским Ротшильдом. Правил он своей чайной империей из Кунгура, и лишь за год до смерти переехал в Москву. Отдыхал в Крыму, где его внук и компаньон Александр Кузнецов приобрел деревеньку Форос и много земли, завел яхту, на которой катал будущего короля Англии Георга. Это поместье станет не менее печально известным в 1990-е - во время путча там будет находиться президент Михаил Горбачев со своей женой.
Вообще-то китайский чай ввозили в страну и до Губкина. Перевозили в так называемых цыбиках - в ящиках, обшитых для герметичности кожей. Чай был большой ценностью, и каждый норовил урвать от него свой кусок. На дороге орудовали так называемые чаерезы, бандиты, которые при помощи специальных удочек умудрялись сдергивать цыбики с подвод. Ямщики тоже не терялись, могли отсыпать чая, а взамен добавить земли или даже камень для веса положить.
Кунгурское купечество было уникальным социальным явлением. У местных предпринимателей закон был таков: если они берут, то должны и отдавать.
Губкин не только торговал чаем, но и строил. Построил и финансировал техническое училище для мальчиков.
Школу для девочек-сирот он построил и оснастил водопроводом, паровым отоплением и даже газовым освещением. В Кунгуре XIX века это звучало почти как фантастика.
Похоронить себя известный чаеторговец завещал в родном Кунгуре. Встречать гроб с телом горожане отправились на соседнюю железнодорожную станцию Ергач, и оттуда 20 километров несли его на руках, сменяя друг друга. Процессия растянулась до горизонта.
Алексей Семенович Губкин много сделал для родного города, еще в юности он объявил прилюдно знакомым купцам, что будет жертвовать копейку с каждого рубля «Богу и бедным», и обещания придерживался. В пересчете на наши деньги на благотворительность пошли миллиарды рублей.
Мало кто из нас знает его имя. А до недавнего времени не известно было даже, где его могила. И вот ковш экскаватора, который расчищал остатки кунгурской колонии, выстроенной в 1930-е годы на месте женского монастыря, наткнулся на камень. Когда стерли тряпочкой грязь, то прочитали: «Действительный статский советник Алексей Семенович Губкин».
На пути Великого чайного пути строились города и посёлки, почтовые станции и постоялые дворы, церкви и школы, заводы и фабрики, ярмарки и чаепитейные заведения.
Чаеторговля повлияла на развитие города и его основных производств: кожевенного дела, изготовления самоваров и чайной посуды, выпуска различных сладостей.
Во второй половине XIX века вся Россия знала имена кунгурских купцов — чаеторговцев и благотворителей: А.С. Губкина, А.Г. Кузнецова, М.И. Грибушина.
В 2008 году Кунгур вступил в международный туристский проект «Великий чайный путь». В 2014 году администрация города зарегистрировала товарный знак «Кунгур — чайная столица России».
Более 350 лет стоит Кунгур на главной Сибирской дороге, каждый метр этой дороги дышит историей.
В Кунгуре бережно сохраняют старые постройки, придающие городу незабываемый облик. Жители Кунгура гордятся своим городом – его реками и живописными окрестностями, величественными храмами и гостиными дворами, делами славных предков и своих современников. Как и в старину, сейчас через город по Сибирскому тракту проезжают и проходят тысячи людей. Кунгур рад гостям. До новых встреч
Комментарии 8