Благодарность Гопа-кумара
(Транскрипция беседы Ниранджана Свами 17 июля 2025 )
Мне очень нравится эта мысль в комментарии:
«Не желая оказаться неблагодарным, Гопа-кумар никогда не прекращал повторять мантру. Лишь достигнув конечной цели, он мог бы с полным правом оставить эту практику.
А остановись он раньше, ему бы так и не удалось открыть для себя все блага, которые дарует повторение Гопала-мантры.
Поэтому преждевременно бросать джапу было равносильно неблагодарности; ведь, не потрудившись извлечь из мантры все возможное благо, как он мог по достоинству оценить ее?»
(из комментария к «Брихад-Бхагаватамрите», том 2, глава 2, текст 28)
- Спикер 2: Это мысль, которую я часто пытаюсь выразить… Чтобы почувствовать высшую степень благодарности, нужно испытать вкус — нужно обрести в самой полной мере понимание ценности того, что было тебе даровано.
- Спикер 1: Очень важная мысль. Отлично подмечено. Именно об этом здесь и говорится.
- 2: Именно об этом.
- 1: Я не понимал этого раньше. Давай посмотрим, смогу ли я повторить. Чтобы чувствовать благодарность… Ты получил настоящую ценность, но если ты не осознаешь это, то не будешь чувствовать благодарность.
- 2: Ты не будешь чувствовать достаточно благодарности.
У тебя не будет достаточно веской причины чувствовать вечную благодарность.
- 1: И поэтому ты не будешь отзывчивым в бхакти.
Ты не будешь отвечать взаимностью в соответствии с тем, сколько тебе дают.
Простой пример, мой брат дал мне две с половиной тысячи долларов. Моя мама оставила после себя на каком-то счету пятнадцать тысяч.
Есть три брата, и один из них разделил свою часть наследства пополам и дал двум другим еще по две с половиной тысячи долларов, не оставив себе ничего. Он отдал свою часть. Я так благодарен ему. Я чувствую себя в долгу. Я хочу как-то ему помочь. Он отдал что-то из любви. Если бы я не оценил это, если бы я был избалованным, то сказал бы: «И это все, что ты даешь мне? Да ты знаешь, кто я такой? Я — Махарадж, я — санньяси. Ты вообще знаешь, сколько я делаю для этого мира? Это все, что ты мне даешь? Ты должен отдать мне весь свой дом».
Смирение… И, мне кажется, это самая суть стиха «тринад апи…»
Если ты смиренен, то ты будешь способен ценить то, что тебе дают.
Если ты чувствуешь, что заслуживаешь этого, чувствуешь, что тебе должны, то тогда ты будешь не способен чувствовать благодарность за то, что тебе дают.
- 2: Особенно это справедливо, когда мы ожидаем чего-то для себя самого. Если мы живем с очень высокими ожиданиями, концентрируясь исключительно на себе, в конечном счете мы будем не удовлетворены. Всегда. И никаким способом мы не сможем обрести удовлетворение, ведь никто и никогда не сможет удовлетворить наше эгоистичное желание.
Как можно удовлетворить эгоистичное желание? Удовлетворение продлится очень недолго. Желания должны быть посвящены Кришне.
-- 1: Удовлетворение продлится недолго. Человеку все будет мало, и он захочет больше.
- 2: Именно.
1: Поэтому, в соответствии с «тринад апи»,
от Бога приходит любовь, но ты не чувствуешь ее, поскольку считаешь, что достоин и заслуживаешь…
Как избалованный ребенок.
Ему можно дать весь мир, но он все равно не будет благодарен из-за этого, как ты сказал, эгоистичного отношения, из-за чувства, что ему все должны.
Однако если ты смиренен, то тогда ты чувствуешь милость Бога.
Тогда ты чувствуешь любовь Бога и хочешь отвечать на нее взаимностью, что само по себе является сутью бхакти.
Именно это и есть бхакти
. Самое лучшее определение бхакти я читал в «Бхакти-сандарбхе».
Там говорится:
«Бхакти лучше всего выражается через севу, то есть ответное проявление любви по отношению к Господу через посредство ума, тела и речи».
Дело в этой ответной любви, в желании принести радость.
Если ты не чувствуешь любви от кого-то, ты не захочешь ему служить.
Бхакти не проявится.
Я думаю, что святое имя становится очень сладким, потому что у тебя есть любовь, потому что ты чувствуешь милость от Бога.
Брихад-Бхагаватамрита