Новый взгляд на "старый" Сад - к Юбилею Сада Души!
Тверь, Заволжский посад ...
Семейная усадьба купцов Бобровых, первый день осени года 1877-го ...
Первый день осени выдался немного хмурым, сырым после сильного ночного дождя, а так хотелось еще хоть на немного продлить лето - яркое, жаркое, пряное ...
Адель Ивановна и Илья Иванович отправились за летним вдохновением на свой небольшой огород, который устроили в усадьбе. Здесь еще было зелено, цвели золотые шары, остро пахло петрушкой, кервелем и розмарином ... а среди сочных круглых листьев яркими бликами "горели" оранжевые цветки Настурции!
Настурция была в России еще в новинку, только становилась популярной, но в усадьбе Бобровых цвела. Адель Ивановна была дамой с изысканным вкусом, и в одном из итальянских ресторанов не могла не обратить внимание на яркие цветки, которые предложили им с Ильей Ивановичем в салате. По первости, ей показалось, что повар таким образом решил украсить блюдо, поданное им в элегантном ресторане на взморье. Однако, потом оказалось, что неизвестные цветки съедобны и обладают пряным, острым, густым ароматом, необычайно украшающим вкус блюда. Как всегда, Адель Ивановна стала расспрашивать о неведомом "гастрономическом" цветке, который оказался Настурцией или, как его еще называли Капуцином!
Насту́рция, или Капуци́н (лат. Tropaéolum) — оказалась цветком иноземным, который "приплыл" в Европу из Центральной и Южной Америки. Что же общего у американского цветка было с монашеским Орденом Капуцинов? А вот и было - растения получили такое свое название потому как непременным атрибутом одеяния монахов были остроконечные капюшоны, которые в Италии так и называются — капуцины, а у нового цветка лепестки срастались в такой же вырост, похожий на остроконечный капюшон.
На латыни неведомый цветок назывался Тропеолум (Tropaeolum). Дотошная Адель Ивановна дозналась, что латинское название этому цветку дал создатель системы классификации растений - шведский физиолог Карл Линней. Он углядел сходство листков этого растения со щитами древнеримских воинов, а сами цветы ему показались очень похожими на окровавленные шлемы побежденных врагов, которые в Древнем Риме вывешивали на колонны в честь победы. Эти колонны и назывались тропеолум (tropaeolum).
Мало того, что растения получило такие удивительные названия, у него оказалась довольно своеобразная история, которую Адель Ивановна с удовольствием пересказывала Илье Ивановичу, когда они уже посадили семена заморского цветка в своем саду и Адель Ивановна начала свои гастрономические эксперименты с ним.
Оказалось, что когда в XVI веке после открытия Колумбом Америки, испанские конкистадоры попали вглубь этого материка они обратили внимание на то что в горных районах, на территории нынешних Перу, Чили, Боливии, Эвадора, местные индейцы употребляют в пищу клубни каких то растений. Одним из которых оказался картофель. Он пришелся по вкусу не только европейцам, но и в России стал просто незаменим и любим всенародно. А вот вторым растением, клубни которого у местных шли в пищу, пришельцам из «Старого Света» оказалась клубненосная настурция. В тех местах встретилось еще несколько разновидностей дикорастущей настурции. Среди них и Настурция большая или майская (лат. Tropáeolum május) - растение, цветущее красно-желтыми цветами. Красотка была и съедобна и красива! Естественно, кое кто из испанцев привозил семена ранее невиданных растений к себе на родину. Со временем семена этих растений распространились по Европе.
Житель Севильи доктор Николас Монард увлекся неизвестными растениями привезенными из Нового Света. Он приобретал семена у возвращавшихся из Америки матросов и купцов и высевал их у себя в саду. И когда из неизвестных ему семян выросло растение по вкусу напоминающее популярный в то время кресс-салат, он по аналогии стал называть его Настуртиум (nasturtium), так тогда называли многие пряные растения обладающие терпким запахом. В своей монографии опубликованной в 1571 году Николас Монард дал этому американскому растению название «Настурция». И хотя впоследствии специалисты систематики растений выявили, что эта американская настурция и кресс-салат совершенно разные растения, название данное Николасом Монардом за ним закрепилось навсегда.
То что Настурция оказалась растением съедобным, конечно замечательно. Но главное достоинство Настурции конечно же в изумительной форме цветков и прекрасной цветовой гамме. Кроме того цветки Настурции обладают удивительной способностью: при закате солнца они как бы вспыхивают изнутри и светятся сами. Вот как это явление описал профессор Московского университета Рачинский: » Во временя захождения солнца при ярко-оранжевом западном небе, цветки, сиявшие при таком освещении ярко-оранжевым цветом, время от времени вдруг все вспыхивали еще ярче и в это мгновение казались совершенно пламенными». Труды Сергея Александровича Рачинского учёного, педагога, просветителя, профессора Московского университета, ботаника и математика, члена-корреспондента Императорской Санкт-Петербургской академии наук Адель Ивановна читала с увлечение, мечтала познакомиться лично.
Ставшая украшением садов в Европе Настурция еще в XVI веке, в России прижилась широко только в веке XIX.
В русской купеческой кухне Настурция быстро нашла свое место. Свежие листья, твёрдые цветочные почки, недозрелые зелёные семена Настурции отличались острым вкусом и Адель Ивановна быстро наловчилась добавлять их в качестве приправы к салатам, мясным, овощным и яичным блюдам. Цветочные почки и зелёные плоды Настурции она мариновала с укропом и уксусом, чем заменяла так полюбившиеся ей в Италии каперсы. Распустившиеся цветы применяла в виде гарнира.
Изучив справочники Адель Ивановна выяснила, что водный настой Настурции можно применять при лечении авитаминоза, при анемии, кожных сыпях и мочекаменной болезни. Отвар травы с мёдом употребляла при молочнице и других заболеваниях полости рта в виде полоскания. Оценили в семье Бобровых настой Настурции и крапивы как средство для укрепления волос, а настой цветков Настурции Илья Иванович, склонный к гипертонии и недугам сердца, употреблял как укрепляющее средство.
Как немного иногда нужно для настроения и семейного счастья - достаточно всего лишь цветка! И кажется, что лето задержалось, а мир наполнен покоем и любовью!
1875 - 2020 - усадьба - Ботанический сад Тверского университета - Сад Души - через века с любовью в сердце!
#СадДуши#БотаническийсадТверь#БотсадТвГУ#ПоддержиСад#НовыйВзгляднаСтарыйСад#ИсторияСада
фото Мария Кочерова _sensemilia_
историческая реконструкция - Дама Сада Нина Павлова
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев