С Праздником благодарности нашей Сибири, самому благодатному, щедрому, суровому и комфортному, мирному и бесконфликтному, доброжелательному краю нашей Российской Федерации
..............................
***** Четверть века назад в газете "Красноярский рабочий" вышла моя статья с Проектом:_ "Возрождение общесибирского регионального праздника «День Сибири» («День благодарения Сибири»)" (25.10.1997 г.).........
___Актуальность проекта: В условиях модернизационных процессов крайне важным становится опора на человеческий фактор, инициирование активной деятельностной позиции человека, мобилизации всех сил гражданского общества. Праздник общесибирского единения, независимо от этнокультурной, политической, конфессиональной принадлежности, призван формировать установку на включенность каждого сибиряка в позитивные социоэкономические процессы. Возрождение праздника «Дня благодарения Сибири» прямо и косвенно связано со стратегической программой инновационных прорывов.
___Цель: Способствовать формированию позитивных установок на качественное изменение социокультурной ситуации в Сибири, общесибирскому единению независимо от этнокультурной, политической, конфессиональной принадлежности, служить расцвету России через расцвет сибирского края.
___________Проект «День Сибири»_________
«26 октября 1581 г. Ермак, отпев молебен, торжественно вступил в Искер или город Сибирь…» – так, выражаясь словами Н.М. Карамзина, начинается сибирского края в составе России. По традиционному Православному календарю это день высокочтимого Святого Димитрия Солунского. По новому стилю день 26 октября приходится на 8 ноября.
Экономическое, социокультурное освоение территории от Урала до Тихого океана продолжается четыре столетия. К середине XVIII в. формируется потомственное старожильческое население сибирских городов и селений. Они осознают себя составной частью автохтонного населения края и воспринимают ее Матушкой-Сибирью. Самосознание сибиряков в составе русского народа России становится базовым для формирования самобытных культурных традиций. Своеобразие проявилось в развитии культуры сибирских крестьян и горожан, особенностях хозяйственной жизни, быте, обычаях, фольклоре и говоре.
Русского сибиряка отличали свободолюбие, повышенная самооценка, развитое чувство собственного достоинства, привязанность к своему краю и патриотизм по отношению к Российскому государству.
Зарождающаяся сибирская интеллигенция мечтала о будущем Сибири: «…мы не могли перенестись мыслями к нашей родине и задуматься о ее будущем. Мы представляли ее, в настоящем бедную и убогую, нарядной и богатой в будущем; вместо несчастной, мы рисовали себе ее населенной, свободной, жизнерадостной и ликующей, «Страной будущего»… Красной нитью проходит мысль о том, чтобы самим сделать край «более удобным и привлекательным для жизни», сибирское общество не должно просить «благодеяний», оно должно стараться сделать жизнь здесь не только сносной, но и «соблазнительной».
Во второй половине XIX века развитие ускоряется: был открыт Томский университет, развивается просвещение, создаются краеведческие музеи, издаются десятки газет и журналов, проводятся этнографические, геологические, географические исследования края.
Особая созидательная роль принадлежит сибирским купцам и предпринимателям. Она была вызвана не только высокими стабильными доходами и крупными капиталами, но и обусловлена нравственными убеждениями, Православной верой, милосердием и патриотизмом. Масштабно проявили себя в деле благотворительности Приенисейские купцы Щеголевы, Кузнецовы, Гадаловы, Кытмановы, Переплетчиков, Баландина и другие. В уездных, волостных центрах, селах и деревнях проявляют благотворительную инициативу крестьяне Пашенных, Гусев, Девятов, Снегирев, Коновалов и многие другие. Благодаря народной инициативе и поддержке государства открываются школы, строятся фельдшерские пункты, народные библиотеки-читальни. Прогрессивные нововведения инициировались не только «сверху», но и «снизу», общественными инициативами самих сибиряков.
Сибиряки заслужили внимание всего российского общества и похвалы Императора Всероссийского Александра III. В октябре 1881 года, в связи с 300-летием вхождения Сибири в составе российского государства, Он обратился с Высочайшим посланием к сибирякам и ко всему российскому обществу. Александр III особо отметил выдающееся значение сибирского края для страны и пожелал его процветания. Император выразил это следующими словами: «Надеюсь, что со временем, с Божьею милостью и помощью, обширный и богатый Сибирский край, составляющий уже три столетия нераздельную часть России, будет в состоянии нераздельно же с нею воспользоваться одинаковыми правительственными учреждениями, благами просвещения и усилением промышленной деятельности на общую пользу во славу дорогого нашего Отечества».
На волне всеобщего празднования 300-летия присоединения Сибири к Российскому государству, 26 октября 1881 года, Россия впервые отмечала на общегосударственном уровне День Сибири. Особенно широко и торжественно юбилей отмечали сами сибиряки: в Томске и Тобольске, Тюмени и Красноярске, Минусинске и Енисейске, Хабаровске и Благовещенске. В столичных городах Москве и Петербурге в это время все студенты, приезжие купцы, выехавшие из Сибири чиновники «роднились» в составе сибирских и сибирско-губернских «землячествах«. Все «землячества» отметили праздник совместными благотворительными банкетами, собраниями. В приглашениях особо отмечалось, что в День Сибири 26 октября приглашаются принять участие в праздненствах «сибиряки, сибирячки и лица, посвятившие свои труды Сибири».
Вскоре после праздничных торжеств была издана книга «300-летие Сибири: Празднование в Петербурге и Москве дня 26 октября 1581 г.». День Сибири, отмечавшийся в 1881 г., в дальнейшем послужил мощным катализатором дискуссий, размышлений, всплеска публицистики о наиболее важных и актуальных проблемах сибирской жизни того времени. Обсуждалась необходимость прекращения ссылки в Сибирь преступных элементов, открытия университетов, развития сухопутных и водных путей сообщения, содействия развитию местной промышленности и торговли.
С этого 1881 года на волне всеобщего энтузиазма и патриотического порыва началось празднование ежегодного Дня Сибири. В «Сибирском народном календаре в этнографическом отношении», вышедшем в 1913 г., ее автор А.А. Макаренко, назвал День Сибири 26 октября, «Выдающимся сибирским Праздником». В перечне календаря, среди наиболее значимых православных и народных праздниках он стоит на первом месте.
В православных приходах сибирского края в этот день совершались праздничные молебны в храмах, вспоминались имена Ермака и его сподвижников, имена первооснователей сибирских острогов. Постепенно в процессы обращения к истокам своих родословных в Сибири были вовлечены мещане, казаки, крестьяне.
К этому времени завершались сельскохозяйственные работы, выпадал первый снег, подводились итоги урожайного года на подворьях крестьян, поэтому день Сибири довольно скоро стал предтечей осеннего Праздника Урожая советского времени. Старожилы ставили в церквях поминальные свечи в память предков, первыми пришедшими в Сибирь, собирались за праздничными столами у старшего «по-родству». Столы ломились от даров сибирской земли и традиционных сибирских блюд. Так День Сибири олицетворял собой Праздник Благодарения краю за все «излишества и удобства», за сытую благодатную жизнь. С этих праздничных отметин итогов хозяйственной деятельности начиналась череда ярмарок в крупных старожильческих селах, своеобразных «выставок достижений крестьянского хозяйства».
В крупных городах, прежде всего в губернских центрах, зарождается традиция губернаторских приемов и балов, банкетов для именитых людей города и губернии. Рассылались памятные приветственные адреса видным общественным деятелям и предпринимателям. Особо отмечались значимые деяния купцов-благотворителей и меценатов. В этот день торжественно вносились крупные суммы пожертвований приютам и больницам. Во время Первой Мировой войны в День Сибири собирались миллионные пожертвования на нужды обороны и Русской Армии.
Традиция отмечать День Сибири сохранилась в течение многих десятилетий вплоть до конца 20-х гг. ХХ века…
Обращение к нашим истокам в связи с современными реформами является симптоматичным для процессов позитивного сдвига в сторону восстановления старых сибирских традиций, в том числе и обращения к традиционным праздникам. Еще в начале 1990-х годов в крае был поднят вопрос о восстановлении празднования Дня Сибири. Во многих регионах Сибири ширится движение за возрождение единого общесибирского Праздника. Решением VI съезда писателей Сибири признано целесообразно воскресить празднование Дня Сибири. На II съезде Общественного движения «Сибирский народный собор» было принято решение о праздновании Дня Сибири или Дня благодарения Сибири во всех регионах Сибирского округа. Праздник общесибирского единения, независимо от этнокультурной, политической, конфессиональной принадлежности, призван формировать установку на включенность каждого сибиряка в позитивные социоэкономические процессы. Прежде всего, научно-образовательные и культурно-просветительские общества должны принять участие в организации круглых столов, семинаров, осуществления программ дополнительного образования молодежи. Они должны стать научными экспертными центрами разработки и поддержки программ укрепления физического и духовного здоровья сибиряков, создания условий для здорового образа жизни, культуры досуга, прочной семьи. Научно-образовательные сообщества должны стать центрами подготовки и издания массовых популярных изданий для населения (книг, брошюр, журналов, газет и т.д.), разнообразных Интернет-изданий. Существенную роль в организации и проведении праздничных мероприятий должны сыграть Сибирское казачество, Общество краеведов, педагоги края, этнокультурные диаспоры Сибири, образовательные учреждения, учреждения культуры, библиотеки.
В инициировании активной деятельностной позиции, мобилизации всех сил гражданского общества, важно связать возрождение праздника «Дня благодарения Сибири» со стратегической программой инновационных прорывов. Именно Сибирь с ее мощным научным потенциалом должна показать пример сознательной переориентации курса России на приоритеты интеллектуального продукта в составе ВВП.
Данный общерегиональный Праздник необходим для всеобщего единения независимо от партийной, этнической, религиозной принадлежности. В нем заинтересованы потомки русских старожилов и переселенцев, коренных сибирских этносов, представителей множества культур и народов, проживающих в Сибири. Это Праздник единения сибиряков. В День Благодарения Российская Сибирь заслуживает всеобщей благодарности за ее природные богатства, за уникальные социокультурные модели единения, реализованной гражданственности и толерантности.
См. ссылка: Андюсев Б.Е. День благодарения Сибири // Красноярский рабочий. - 1997. 25 октября.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 14
Немало дива для гостей.
А нам здесь довелось родиться,
И всю Сибирь считать СВОЕЙ!
И не сыскать красивей в мире
Таких богатых чудом мест:
Здесь и луга, и пОля шири,
И буйный первозданный лес.
Холмы, как небольшие горы,
А реки все имеют нрав:
Весною – холодны и скоры,
А летом – дремлют среди трав.
Сибирь заботлива и стрОга:
Всех-всех накормит, напоИт,
Но и напомнит: Дела много!
Сибирь лениться не велит!
Здесь с детства можно научиться
Рыбачить, овощи растить,
С огромным лесом подружиться –
Его богатства находить.
Ведь этот лес – источник силы:
В нём тысячи лечебных трав,
Поляны ягод витаминных,
Грибы и шишки на ветвях.
Здесь даже просто воздух лечит,
Вдохнёшь – и все тревоги прочь!
Сибирь с тобою мы навечно!
И в летний зной, и в хмурый дождь.
Нам пО сердцу твои метели,
Морозы лютые зимой.
Любимый край берёз и елей…
СИБИРЬ, мы рождены ТОБОЙ!