Софийский собор находится в центре Киева на Софийской площади , напротив Михайловской площади.
Собо́р Свято́й Софи́и (Софи́йский собо́р) — храм, построенный в первой половине XI века в центре Киева, согласно летописи, князем Ярославом Мудрым на месте победы в 1037 году над печенегами
По легенде, в год Крещения Руси были заложены три деревянных Софийских собора в Киеве, Новгороде и Полоцке - "сыновья" Софии Константинопольской, главного в те века храма всего христианского мира. В 11 веке они отстроились в камне, и в Киеве София стала вторым каменным храмом после Десятинной церкви (988). Та была главной в Городе Владимира, а София стала главной в гораздо более крупном Городе Ярослава.
Софийский собор. Рисунок А. ван Вестерфельда. 1651г
Софийский собор первоначально представлял собой грандиозное 13-купольное сооружение (в XVII в. были добавлены еще 6 глав).
На протяжении всего периода существования, Софийский собор неоднократно разрушался, подвергался нападениям и разграблением.
В XI-XIII веках собор разоряли половцы и печенеги.
В 1180 году, в результате пожара храм сильно пострадал.
Однако наиболее серьёзные разрушения собору нанесли татаро-монголы, которыми руководил хан Батыя, в процессе захвата Киева в 1240 году. Тогда татаро-монголы разграбили Софийский собор.
Разрушения, причиненные собору в течение XVI в., были столь велики, что, по словам современника, некогда величавый собор стоял в это время уже без кровли.
Ставший в 1633 г. православным митрополитом Киевским св. Петр (Могила) уже в самом начале своей деятельности добился у короля Владислава IV разрешения отобрать разоренный и поруганный Софийский собор у униатов и заняться, наконец, его восстановлением.
Митрополит Петр привлек к восстановлению Софии Киевской итальянского архитектора Октавиано Манчини.
Тогда же были забелены его древние мозаики и фрески.
К открытию фресок было приступлено по высочайшему повелению лишь в 1848 г.
Работа эта велась без должной осторожности, и открываемые фрески немедленно и весьма грубо реставрировались.
В 1885 г. А. Праховым были открыты мозаики в куполе и на внутренней стороне триумфальной арки. Петр (Могила) вновь сделал Софийский собор кафедрой митрополитов Киевских и Галицких - этот статус храм сохранял вплоть до начала XX столетия.
Тогда же при Софийском соборе был учрежден небольшой мужской монастырь.
К сожалению, несмотря на то, что при Петре (Могиле) в соборе были проведены гигантские восстановительные работы, митрополит так и не успел их завершить до своей кончины - западная часть собора продолжала оставаться в руинах.
В возобновлении храма принимали участие не только малороссийские зодчие, но и московские мастера, почерк которых угадывается в форме некоторых наличников собора.
В целом же Софийский собор в это время приобретает черты, свойственные памятникам украинского барокко - храм получает грушевидной формы главы, его стены украшаются лепниной.
В советское время был действующим храмом до 1929 года, в 1934 году стал музеем — Софийским заповедником.
Ныне является сердцевиной Национального заповедника «София Киевская», одного из крупнейших музейных центров Украины, который включает также Золотые ворота ХІ в., Кирилловскую церковь ХІІ в. и Андреевскую церковь ХVIII в. в Киеве.
Поскольку здание собора — часть Национального заповедника «София Киевская» и внесено в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, его запрещено передавать какой-либо религиозной организации и совершать в нём богослужения.
Строительная техника и архитектурные особенности собора свидетельствуют, что его строителями были греки, приехавшие из Константинополя.
Они возводили храм по образцам и согласно традициям столичного византийского зодчества, правда, с некоторыми отклонениями.
Храм построен в технике смешанной кладки: ряды квадратного кирпича (плинфы) чередуются с рядами камней, а потом покрываются известняковой обмазкой — штукатуркой.
Крестово-купольный храм имеет 5 нефов и окружен с юга, запада и севера двойным рядом галерей.
С запада размещены хоры для великокняжеской семьи, на которые можно попасть через две лестничные башни, примыкаюшие к западному фасаду.
На стенах Софии Киевской сохранилось множество граффити - настенных надписей.
Внутри Софии Киевской — самое большое в мире сосредоточие подлинных образцов монументальной живописи XI века.
Всего сохранилось около 260 кв. м мозаик и 3 тысячи кв. м фресок. Мозаичная роспись Софийского собора включает 177 цветовых оттенков, среди которых преобладают теплые.
Центральный купол и алтарь собора украшены мозаиками с изображением главных сцен из истории христианства.
Среди них особо выделяется величественный образ Богоматери — Оранты в своде алтаря.
Над аркой алтаря размещена композиция "Деисус" - три медальона с погрудными изображениями Христа, Богоматери и Иоанна Крестителя.
Мозаика Софии Киевской Деисус, диаметр боковых медальонов 0,85 м, центрального медальона 0,9 м. XI-XVII века.
Фресковая роспись сохранилась в боковых алтарях, нефах — помещениях для верующих в храме, а также в 2-х лестничных башнях.
Религиозные картины выполнены достаточно свободно: можно наблюдать выразительные лица, динамические жесты и раскованные позы.
На некоторых фресках изображены бытовые сцены, в которых угадывается уклад жизни княжеского двора.
В притворе левее главного зала - древний саркофаг, изготовленный в Византии чуть ли не в 6 веке, где покоится Ярослав Мудрый. Вернее, покоился - его могила вскрывалась четыре раза (1934, 1939, 1964, 2009), по его черепу было реконструировано его лицо... но где-то между 1939 и 2009 годами останки Ярослава исчезли. Вернее, ныне в саркофаге женские кости, собранный из двух скелетов (!), причём один относится и вовсе к скифским временам (!!!), и судя по следам тяжёлго физического труда, это были явно не знатные особы. Кто, зачем и куда вывез княжий прах - нет даже приблизительных версий. Говорят, это сделали отступавшие из Киева фашисты или националисты, и скорее всего прах был утерян в военной неразберихе, хотя некоторые предполагают - теперь князь покоится в одной из эмигрантских церквей Америки. Большинство же князей покоились в Десятинной церкви, и их могилы утрачены вместе с ней.
К ансамблю Софийского собора относятся включенные вместе с ним в список ЮНЕСКО монастырские сооружения XVIII в.: колокольня,
южная въездная башня,
трапезная,
хлебная,
бурса, дом митрополита
и ворота Заборовского.
Вид из колокольни.
Собор украсился новым роскошным иконостасом из позолоченного дерева, рядом с ним были выстроены высокая колокольня, теплая зимняя церковь (т.н. "Малая София"), здания митрополичьих покоев и монашеских келий.
#киев#монастыри
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Комментарии 6