Шамбор – один из самых прекрасных ренессансных замков Долины Луары, построен на берегу речушки Коссон Местность, на которой он возвышается, принадлежала в Х веке графам Блуа, Шампани и Шатийона. В 1392 году она была приобретена Людовиком Орлеанским. Когда он взошел на трон под именем Людовика XII, домен стал собственностью французской Короны. Этот элегантный замок был построен кузеном и преемником Людовика XII - Франциском I, который в 1515 году в возрасте 20 лет стал королем Франции. Сразу же после своего вступления на престол Франциск отправился на покорение Миланской провинции в Италии, которую не сумел сохранить его предшественник.
После возвращения во Францию молодой и честолюбивый король, одержавший победу в сражении у города Мариньян, страстно увлеченный итальянской архитектурой эпохи Возрождения и охотой, начинает строительство замка Шамбор.
Перед началом строительства в 1519 году король выкупил участок леса площадью примерно равно ½ современного Парижа (54 км2). Позже (в 1542-1645 гг.) территорию окружили каменной стеной длиной в 32 км. Ныне в пределах стен находится один из самых больших в Европе лесопарков – Национальный парк Шамбор (Domain National de Chambord) с охотничьими угодьями президента Франции. Шамбор представляет в истории архитектуры яркий пример перехода от средневекового строительства к искусству Возрождения, от феодального замка к увеселительной резиденции.
Сохранив в своей концепции внешний вид средневековой крепость (центральный донжон с четырьмя большими башнями по бокам и два крыла, окруженные внушительной крепостной стеной), Шамбор представляет собой удивительный синтез форм, унаследованных от прошедших веков, и новаторской архитектуры итальянского Ренессанса (лоджии, террасы, пилястры и горизонтальный лепной орнамент, который подчеркивает величественность фасадов). Величием своих форм замок становится в ряд с Фонтенбло и Версалем. Размеры его впечатляют: 156 м в длину, 56 м в высоту, 77 лестниц, 282 камина и 426 комнат.
Имя архитектора неизвестно, но исследования доказывают участие в проекте Леонардо да Винчи, бывшего в то время архитектором при дворе короля Франциска I, но умершего за несколько месяцев до начала строительства, а также участие Доменико да Кортона, прозванного Боккадор.
Небольшой городок на крыше замка имел свои улицы, маленькие площади. Общество, собиравшееся на террасе, могло следить за охотой, за проводимыми внизу военными парадами, праздникам, турнирами. Это было место светского общения хозяина и гостей. Весь донжон мог, таким образом, восприниматься лишь как монументальный цоколь для всей этой террасы. Контраст мощных форм самого донжона и затейливых архитектурных гротесков, завершающих композиции, – важный момент художественной выразительности дворца в Шамборе.
План замка нарисован вокруг центрального объекта, названного «донжоном», потому что, хоть он и не предназначался никогда для отражения атак, но построен по образцу укреплённых замков Средневековья. Внутри донжона находятся 5 жилых этажей.
На каждом этаже по 4 квадратных и 4 круглых помещения; четыре коридора между помещениями, как будто с четырёх сторон света, ведут к двойной лестнице в центре.
Двухзаходная — из двух лестниц спиралью, поворачивающихся в одном и том же направлении, но ни разу не пересекающихся, так чтобы спускавшиеся могли избежать встречи с теми, кто поднимался им навстречу, и наоборот.
Такая необычная архитектурная фантазия создавала своеобразный игровой лабиринт в духе новых светских затей, что существенно отличало эту лестницу от ее прототипа – лестницы с двумя самостоятельными маршами в парижской церкви св. Бернардена.
По этой монументальной лестнице с резным орнаментом можно подняться на большую террасу, также задуманную Леонардо, полюбоваться на дымоходы и капители крыши и обойти донжон по периметру.
Человек, поднимающийся по "своей" спирали, может увидеть идущего по другой только сквозь небольшие окна, но встретиться друг с другом они не смогут. Эта лестница, несомненно, имеет отношение к проекту замка Леонардо да Винчи с его лестницей из четырех маршей, накладывающихся друг на друга, но нигде не пересекающихся. Очень возможно, что лестница Леонардо да Винчи и задумывалась для замка Шамбор, но впоследствии в процессе строительства была упрощена.
В отличие от примеров готического зодчества, придававших лестнице служебное назначение и заключавших ее в каменный футляр, здесь лестница занимает центральное положение в композиции интерьерного пространства, являясь его лучшим украшением. Белый камень с берегов Шера и Эндра, который заставлял фасады дворца светиться на солнце, подобно кристаллу, в интерьере с приглушенным освещением, открывается иными своими качествами – почти скульптурной пластичностью всех элементов, мягко прорисовывая каждую деталь.
Над лестницей возвышается маяковая башенка, видная и внутри здания с нижних этажей. Она возвышается над всеми каминными трубами, достигая высоты 32 м; на самом верху не привычный крест, а королевская лилия.
Знаменитая двойная спиральная лестница в центре замка поднимается с первого этажа до светового фонаря, возвышающегося над крышей. Двойные спирали ее маршей заключены в восьмигранник, образующий мощный ствол. Это словно самостоятельный павильон, стоящий в центре греческого равноконечного креста
пересекающихся сводчатых залов – "Залов Стражи".
Король Франциск I впоследствии расширил замок и квартировал в более просторных помещениях восточного крыла. В западном крыле была построена часовня, законченная Жаном ле Гумбль . Подобное расположение часовни и королевских покоев было необычным для того времени: поместив себя в направлении Иерусалима, король хотел показать себя правителем духовной власти в своём королевстве
Работы продолжались в течение многих лет. При Франциске I построили донжон, но король за все 32 года своего правления провел в замке в общей сложности 42 дня.
Франциск I бывал в Шамборе только наездами, приезжая туда вместе со своей второй супругой Элеонорой Габсбургской и своей фавориткой Анной д'Эйи. За исключением официальных встреч, он наведывался в замок только раз в два года на несколько недель охотничьего сезона.
В распоряжении французской Короны было множество других замков, и перемещения короля и его двора были довольно частыми. В ту эпоху перевозили мебель и гобелены из одного замка в другой; гобелены служили в основном для обогрева апартаментов, остававшихся запертыми во время "мертвых сезонов".
После смерти Франциска I последующие французские короли не особо интересуются заброшенным замком. В 1639 году Людовик XIII дарит его своему брату Гастону Орлеанскому.
Людовик XIV в 1684 году распоряжается о новых внутренних перестройках замка, о новой крыше для часовни, о том, чтобы соединить четыре жилых покоя северного вестибюля второго этажа в анфиладу комнат для короля, типа королевских апартаментов в Версальском дворце. 14 октября 1670 года Мольер с театральной группой из Парижа, приглашенной Людовиком XIV, дает в замке самое первое представление пьесы «Мещанин во дворянстве».
С 1725 по 1733 годы замок был занят Станиславом Лещинским — свергнутым польским королём и тестем Людовика XV. С 1745 по 1750 годы он служит казармой для полка Морица.
Туристам рассказывают, что в середине XVIII века по разрешению Людовика XV в замке располагалась химическая лаборатория графа Сен-Жермена.
В 1792 году революционное правительство распродаёт мебель. Наполеон Бонапарт отдаёт замок маршалу Бертье. В 1821 году поместье будет выкуплено у его вдовы благодаря национальной подписке и передано юному Анри д’Артуа, герцогу Бордосскому, родившимуся за год до этого. После революции 1830 года, уже в ссылке, герцог возьмёт себе титул графа Шамборского. Ещё до этого Карл X недолго проживал в замке, слегка его подремонтировав. Во время франко-прусской войны замок служит как полевой госпиталь. Граф Шамборский в 1871 г. обратится к французам из Шамбора с манифестом, призывающим к восстановлению монархии и белого флага. С 1883 года замок принадлежит герцогам Пармским: герцог Роберт Пармский наследует замок от графа Шамборского, своего дяди по материнской линии.
Старый чертеж замка Шамбор, юго-восточная сторона Дата 1749
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Нет комментариев