«Внутренности» замка заслуживают отдельного описания, для которого обратимся к уже цитировавшейся книге Мортона.
«Я был удивлен размерами замка Святого Ангела. Чтобы понять, какая это огромная цитадель, нужно затеряться в темных коридорах, пройти по петляющим лестницам и внезапно оказаться в прекрасных покоях, расписанных такими же великолепными «гротесками», как Ватиканская библиотека; нужно выйти вдруг во дворик, полный каменных пушечных ядер, пройти дорогами часовых, увидеть амбразуры, из которых стрелял Челлини. Первым, что привлекло мое внимание, была шахта лифта эпохи Возрождения. Лифт устроил здесь папа Лев Х примерно в 1513 году, чтобы избавить себя от утомительного подъема в папские апартаменты на верхнем этаже. Конечно, лифт приводили в движение вручную. Команды людей, манипулировавшие сложной системой лебедок, тормозов и шкивов, переправляли папу и его кардиналов наверх, дюйм за дюймом. Жаль, что подъемник не сохранился. Возможно, это был самый роскошный лифт из когда-либо существовавших.
Длинный наклонный пандус, часть первоначального мавзолея, петляет и петляет, и в конце концов вы оказываетесь в самом сердце здания, где стены, когда-то облицованные мрамором, состоят из огромных блоков травертина. Здесь и стояла урна с прахом Адриана. Теперь здесь нет ничего, но на ближайшую стену кто-то прикрепил трогательную дощечку со знаменитым «Animula, vagula, blandula».
На верхнем этаже, где располагаются апартаменты столь же роскошные, как и все апартаменты в Ватикане, я увидел удивительную картину: ванная комната Климента VII, осажденного в замке во времена разграбления Рима в 1527 году. Кто бы мог подумать, читая отчеты о разрухе и голоде, что у папы была эта роскошная маленькая ванная комнатка, отапливаемая горячей водой, циркулирующей в полых стенах, с мраморной ванной. Каждый дюйм этой совершенной римской комнаты: пол, стены и потолок – веселая роспись по штукатурке – все напоминает знаменитую ванну кардинала Биббиены в Ватикане. Рафаэль расписал ее сценами, которые сочли столь непристойными, что комната была заколочена на долгие века.
Всякий, кому знаком замок Святого Ангела, думаю, согласится со мной, что это одно из самых пугающих зданий в мире. Не нужно быть психически больным или даже просто чувствительным, склонным к фантазиям человеком, чтобы понять – страдания еще живут в этих коридорах. Вы не удивились бы, если бы, поднимаясь по каменным ступеням в неверном свете, услыхали страшный вопль или, открыв дверь, увидели сцену убийства или пытки. Есть очень красивые комнаты, где можно сидеть и слушать музыку, а в нескольких ярдах от них – подземелье. По крайней мере, в одной из самых веселых комнат есть потайной люк, провалившись в который, попадаешь в темницу. По сравнению с замком Святого Ангела Лондонский Тауэр – просто счастливое место!
В замке под темницы отводилось довольно много помещений, начиная с тех, что построил Пий IV (1555 – 1559) позади бастиона Святого Марка (сейчас там располагаются лаборатории, называемые Сан-Марокко или Саммало). Это были застенки, пользовавшиеся очень дурной славой, заключенных в них опускали сверху на веревке и камеры были столь малы, что узники могли находиться в них только в полусогнутом положении, не имея возможности ни лечь, ни встать во весь рост. На первом полукруглом этаже цитадели – в так называемом Дворе Колодца – построенном Александром VI, находились камеры для особо важных заключенных. Именно здесь томился Бенвенуто Челлини в первый раз, в 1538 году и в первые месяцы 1539 года, и здесь он занимался скульптурой: для отливки моделей он пользовался маленьким камином в одной из двух комнат. И именно отсюда он и бежал через окно, свив веревку из простыней. Старинные же темницы располагаются в подземельях Двора Колодца, и в них можно попасть, спустившись по пандусу, который выходит в большой зал, в глубине которого – за атриумом – начинается коридор, ведущий в маленькие темные камеры. В них-то и оказался Челлини, пойманный после побега, и провел он здесь весь 1539 год. Его камера – самая последняя в ряду, и на стене ее он нацарапал силуэт Христа.
На так называемом Круге Пия IV – справа от Лоджии Павла III – располагаются одиннадцать камер, которые открываются в одиннадцать же комнат, построенных для родственников папы Григория XVI (странное соседство!), которые затем стали использоваться для политических заключенных.
Наконец, в старинной верхней лоджии апартаментов Павла III находится камера, в которой в 1789 году содержался в заключении знаменитый авантюрист Джузеппе Бальзамо (Giuseppe Balsamo), более известный под именем графа Калиостро. И эта комната называется Cagliostra.
Судебные процессы проводились в Зале Юстиции – одном из трех больших помещений, построенных над старинной погребальной урной; «показательные» казни совершались чаще всего на маленькой площади за мостом Святого Ангела, а обычных преступников казнили и на территории замка, и внутри темниц. В XIX веке приговоренных к смерти расстреливали во дворике перед Капеллой Распятия, которую из-за этого называли еще и Капеллой Приговоренных. При каждом приведении в исполнение смертного приговора слышался поминальный звон Колокола Милосердия, повешенного в 1758 году на террасе в ногах статуи Ангела.
Темницы замка часто становились и местом, где оказывались жертвы подавленных восстаний, а также – насилия власть предержащих. Чаще всего это были ни в чем не повинные люди, которых часто без суда и следствия убивали в тюрьме. Среди знаменитых узников замка насчитывается пять Понтификов. В 897 году Стефан VI был брошен в замок после народного восстания, и здесь же его задушили; в 903 году здесь же оказался и Папа Лев V по воле анти-папы Христофора, который приказал убить соперника; в 928 году Папа Иоанн Х был низложен и заключен в замок Мароцией, которая приказала своему мужу Гуидо Тосканскому задушить его подушкой; в 973 году Бенедикт VI, низложенный и заключенный в замок после народного восстания, был задушен анти-папой Бонифацием VII; и наконец, в 984 году Иоанн XIV был заключен в замок и затем отравлен опять же Бонифацием VII – этим настоящим палачом Пап.
Замок видел и множество жертв семейства Борджа, попадавших сюда во время правления Александра VI. В феврале 1503 года здесь оказался кардинал Джамбаттиста Орсини; чтобы освободить порфироносца, его мать и возлюбленная (переодевшись в мужскую одежду) сумели добраться до Понтифика и предложили ему редчайшую жемчужину в обмен на свободу для Орсини. Александр благосклонно принял дар и заверил женщин, что вскорости освободит кардинала, и сдержал слово: кардинал вскоре покинул замок... мертвым.
10 апреля того же года настал через кардинала Джованни Микиеля, племянника Павла II: его заключили в замок и отравили, и все из-за того, что Цезарь Борджа (главной страстью которого, как мы помним, было золото) положил глаз на его состояние, оценивавшееся в 150 тысяч скуди.
Были в замке и жертвы политических и военных интриг и столкновений. Например, Джованни Крещенци – правитель Рима с 948 года. 29 апреля 984 года император Оттон III вошел в Рим; Крещенци был осажден им в замке, схвачен императорскими солдатами и обезглавлен на зубцах крепостной стены. Тело его сбросили со стен.
В 1453 году Стефано Поркари готовил народное восстание, но его замысел был раскрыт, его заточили в замок Святого Ангела и повесили 9 января после исключительно краткого судебного процесса.
Особого внимания заслуживает история заключения врача и алхимика Джузеппе Франческо Борри (1627 – 1695), который оказался в замке по обвинению Инквизиции в использовании магии. Но поскольку он был не только алхимиком, но и врачом, лечившим (с большим успехом) французского посла д’Эстрэ (который приходил к нему даже в тюрьму), он приобрел в среде римской аристократии славу целителя, благодаря чему в замке ему выделили трехкомнатные апартаменты, где он и принимал своих многочисленных благородных пациентов. В конце концов, даже сам Папа Иннокентий XII, страдавший подагрой, обратился к нему за помощью, и Борри облегчил его страдания, прибегнув к горячим ваннам из заячьей крови. За это Папа помиловал врача-мага. Но Борри подхватил малярию, и, как это часто случается, не смог помочь самому себе, так что замок Святого Ангела он покинул уже мертвым.
И, наконец, темницы замка послужили местом действия знаменитой оперы Джакомо Пуччини «Тоска». История разворачивается в Риме в 1800 году. Художник Каварадосси – приговоренный к смерти – оказывается в замке Святого Ангела; здесь, во внутреннем дворе его расстреливают, а его возлюбленная Тоска кончает с собой, бросаясь со стены замка.
Нет комментариев