Потомки вышеперечисленных племён широко представлены в составе монгольских народов на территории Монголии, Внутренней Монголии, Бурятии, Калмыкии, а также на остальных территориях традиционного проживания монгольских народов. В этническом формировании монголов на разных исторических этапах также участвовали индо-иранские, енисейские, палеоазиатские, тунгусо-маньчжурские, тюркские, самодийские, сино-тибетские и другие этносы.
Восточные монголы
Восточные монголы включают в себя следующие этносы: халха-монголы, дариганга, дархаты, сартулы, хотогойты, хубсугульские урянхайцы, элджигины.
А. Очир в своих трудах земли, населенные халха-монголами и родственными им народами, именует Восточной Монголией в противовес Западной Монголии, населённой ойратами. Первоначальным ядром формирования современных халхов были роды, входившие в XIV—XVI вв. в состав семи северных отоков Халхи. Данные отоки были во владении сына Даян-хана — Гэрэсэндзэ. Родовой состав семи северных отоков Халхи выглядел следующим образом: 1) джалаиры, олхонуты (унэгэд); 2) бэсуты, элджигины; 3) горлосы, керегуты; 4) хурээ, хороо, цоохор; 5) хухуйд, хатагины; 6) тангуты, сартулы; 7) урянхайцы. Владетельные князья-дзасаки халхаских хошунов происходили из рода борджигин. Этими семью отоками в дальнейшем правили соответственно семь сыновей Гэрэсэндзэ: Ашихай, Нойантай, Нухунуху, Амин, Дарай, Далдан и Саму. Во владении Ашихая наряду с уделом джалаир упоминается удел ушин.
Основа этнической группы дариганга сложилась с конца XVII по начало XVIII вв. из халхаского, чахарского и отчасти ойратского компонентов. Дариганга выделяются своими обычаями, особенностями речи, одежды, игр и известным по всей Монголии специфическим ремеслом по серебру. Их обычаи имеют смешанный характер и содержат в себе как халхаские, так и южномонгольские типы. Проживают преимущественно в аймаке Сухэ-Батор.
Дархаты, сартулы, хотогойты, хубсугульские урянхайцы и элджигины традиционно проживают на территории северных и северо-западных аймаков Монголии. Дархаты являются потомками дарханов — людей, освобождённых за заслуги перед государством от каких-либо повинностей и имевших особые права и привилегии. Дарханами также называли потомков мастеров кузнечного дела. Хубсугульские дархаты были освобождены от государственной повинности как шабинары больших хутукт. Проживающие по соседству с дархатами хубсугульские урянхайцы сложились в результате этнического взаимодействия монгольских родов (в том числе элджигинов) с цаатанами.
При разделении собственности между семью сыновьями Гэрэсэндзэ элджигины отошли ко второму сыну Ноёнтаю, сартулы отошли к шестому сыну Далдану. Элджигины представляют собой потомков одноимённого древнего дарлекин-монгольского племени. Этноним сартулов, по одной версии, связан с термином сарт. Согласно второй версии, данное название происходит от Сарта уула — букв. Лунная гора.
Хотогойты появились в результате объединения западных халхов с частью ойратов, которые были расселены на одной территории в течение определённого времени. Хотогойты составляли население государства Алтан-хана. Хотогойтский говор является смешанным, возникшим в результате слияния халхаского и ойратского говоров. Исследователи также отмечали схожесть национальной одежды хотогойтов с ойратскими.
Северные монголы
Группу северных монголов образуют различные этнические группы бурят: андагай, атаганы, ашибагаты, баргуты (старые баргуты и новые баргуты), булагаты, долонгуты, икинаты, сартулы, сойоты (вкл. иркиты), сонголы, сэгэнуты, табангуты, узоны, хамниганы, харануты, хариады, хатагины, хонгодоры, хори-буряты, эхириты; кроме этого выделяются этнотерриториальные группы бурят: нижнеудинские, нижнеокинские, балаганские (унгинские), аларские, китойские, идинские, кудинские, верхоленские, ольхонские, тункинские, закаменские, окинские, баргузинские, кударинские, селенгинские, хоринские, агинские и шэнэхэнские буряты.
Буряты являются потомками племён, расселённых во времена Монгольской империи на территории исторической области Баргуджин-Токум. Население данной области было известно под именем хойин-иргэн (ойн иргэн). Самыми крупными этническими группами являются булагаты, эхириты, хори и хонгодоры. Формирование многих родоплеменных групп бурят напрямую связано с древними баргутами.
Имена эхирит и булагат неразлучны в устных преданиях бурят. В народных легендах родоначальники этих родов представляются братьями-близнецами. Булагатов принято отождествлять со средневековыми булагачинами. Родственные им эхириты представляют собой потомков племени икирес. С эхиритами (с эхиритским родом хэрмэшин) отождествляются также средневековые кэрэмучины. Этническое формирование эхиритов и булагатов кроме этого тесно связано с древним монгольским родом чонос (шоно), который в настоящее время представляет собой один из крупнейших эхиритских родов. Б. Р. Зориктуев полагает, что фактором монголоязычия прибайкальского региона послужило прибытие на эти земли древнего монгольского племени буртэ-чино.
Харануты традиционно относятся к булагатам. Родоначальник бурятских харанутов — Харанут, согласно устным преданиям, является потомком Булагата, общего предка булагатских родов. Согласно «Сборнику летописей», харануты — дарлекин-монгольский род, имеющий родственные связи с хонгиратами, икиресами, олхонутами, хонхлутами, горлосами и элджигинами.
Большинство исследователей этногенеза хори-бурят считают, что они произошли от средневековых хори-туматов. После завоевания хори-туматских земель значительная часть населения по указу Чингисхана была переведена за Гоби. Хори-буряты, ранее проживавшие в Монголии, около 1613 г. вернулись в Забайкалье под началом Дай-хун-тайджи, сына солонгутского Бубэй-бэйлэ, и его супруги Бальжин-хатун.
Хонгодоры, субэтнос бурят, по мнению историков, являются потомками средневековых хонгиратов. Долонгуты восходят к средневековому племени теленгут. История ашибагатов связана с такими родовыми группами как авга и авганар, которые ранее входили в число племён, бывших в подчинении потомков Бельгутея, брата Чингисхана. Часть ашибагатов, переселившаяся в Монголию, ныне известна под именем хариад. Западно-бурятские племена сэгэнутов и икинатов имеют ойратское происхождение. Сойоты (иркиты, онхоты, хаасуты) сформировались в результате этнического взаимодействия древних саянских самодийцев с хонгодорами. Хамниганы имеют древнемонгольское киданьское происхождение. В их этногенезе участвовали дауры, буряты, эвенки, а также ряд родов, переселившихся с территории Монголии.
Родоплеменные группы андагай, атаган, сартул, сонгол, табангут, узон, хатагин преимущественно представлены в составе селенгинских бурят, этногенез которых происходил во взаимодействии с халха-монгольскими родами. При этом многие селенгинские роды тесно связаны именно с бурятским этногоническим узлом и представляют собой коренное население Бурятии. Андагай, выходцы из Монголии, восходили к древнему племени горлос. Сонголы переселились на территорию Бурятии в конце XVII в. под предводительством чингизида Окин-тайши, потомка Даян-хана. Табангуты родственны монгольскому роду тавнан (тавнангууд). Узоны (уджиэты) и хатагины входят в число племён, произошедших от потомков Алан-гоа. Атаганы и сартулы, по одной из версий, переселились с территории Монголии. Хотя в отношении обеих родоплеменных групп имеется точка зрения, что они являются коренными жителями территории Бурятии.
Потомки смешанных браков бурят с русскими известны как гураны и карымы. В исторических документах и описаниях XVII—XVIII веков буряты именовались как браты или братские люди.
Западные монголы
Западные монголы, также именуемые ойратами (джунгарами), включают в себя следующие этносы: калмыки (вкл. бузавы, сарт-калмыки), алтайские урянхайцы, баатуды, баяты, дербеты, дээд-монголы (верхние монголы), захчины, мянгаты (мингаты), олёты, теленгуты, торгуты (вкл. эркетены), хойты, хотоны, хошуты, цааста-монголы (снеговые монголы), цохуры, чантуу, чоросы.
После падения Юаньской империи ойраты основали собственное ханство Дурбэн-Ойрат. Существует три основные версии определения понятия «Дурбэн-Ойрат»: 1) четыре союзных племени; 2) союз дурбэнов и ойратов; 3) четыре ойратских тумэна (военные и административные единицы).
Из «Сокровенного сказания монголов» известно, что сыновья Дува-Сохора основали племя дурбэн. В летописи ордосского князя Саган Сэцэна «Эрденин Тобчи» кратко изложено происхождение древних ойратов от 4-х сыновей Дува-Сохора — Доноя, Докшина, Эмнека и Эркэга, ставших родоначальниками 4-х родов древних ойратов — олётов, батутов, хойтов и кэргудов. При этом ряд авторов не поддерживает идею происхождения древних ойратов от Дува-Сохора. В число исторических предков ойратов, по Г. О. Авляеву, следует включить не только собственно ойратские племена (олётов, батутов, хойтов и кэргудов), но и остатки древних племён из группы цзубу — кереитов, меркитов и найманов, ставших этническим субстратом для торгутов и хошутов.
Дербеты, по одной из версий, происходят от племени дурбэн, основанного сыновьями Дува-Сохора. А. Очир происхождение аристократического рода чорос возводил к старшему сыну Дува-Сохора — Доною. Баатуды и торгуты, по А. Очиру, являются потомками кешиктенов, личной гвардии великих монгольских ханов. Хошуты входили в число племён, бывших в подчинении потомков Хасара, брата Чингисхана. По мнению Д. Г. Кукеева, хошуты являются потомками уджигитов. Дээд-монголы и цааста-монголы — потомки поданных Гуши-хана, правителя Хошутского ханства.
В. П. Санчиров, рассматривая этимологию термина олёт, отмечает, что племенное объединение олётов сформировалось в XV в. под властью выходцев из аристократического рода чорос. В XVII в. олёты, согласно В. П. Санчирову, разделились на джунгаров и дербетов. Потомками джунгаров и носителями старинного этнонима являются калмыцкие зюнгары, бурятские зунгары, монгольские жонгоор. Один из хошунов Внутренней Монголии носит имя Джунгар-Ци.
На смену союза дурбэн-ойратов в дальнейшем пришло Джунгарское ханство. Ушедшие на запад калмыки основали Калмыцкое ханство. В этническом формировании калмыков участвовали торгуты (вкл. эркетены), дербеты, хошуты, хойты, баатуды, чоросы, цохуры, теленгуты и другие родоплеменные группы. Бузавы сформировались за время пребывания калмыков в составе Российского государства. Эркетены были особой социальной прослойкой в калмыцком обществе, наделённой рядом привилегий и льгот. Сарт-калмыки являются представителями ойратского племени олёт. Теленгуты представляют собой немногочисленный род в составе дербетов и торгутов.
Алтайские урянхайцы представляют собой одну из ветвей древнего племени урянхайцев, потомки которых вошли не только в состав ойратов, но и в состав халха-монголов, бурят и других монгольских народов. Урянхайцы наряду с баятами входили в дарлекинскую общность средневековых коренных монголов.
Захчины — потомки людей, нёсших караульную службу на восточной и юго-восточной границе Джунгарского ханства. Мянгаты — потомки средневековых мянганов (мянгатов) — племени, образованного вначале как военная единица во времена Чингисхана. Хотоны и чантуу в составе ойратов — потомки омонголившихся тюркских родоплеменных групп.
Южные монголы
Мавзолей Чингисхана в Эджэн-Хоро-Ци, Ордос
Группу южных монголов (увэр-монголов) образуют этносы, преимущественно проживающие на территории Внутренней Монголии: авга, авганары, аоханы, асуты, арухорчины, баарины, горлосы, далаты, дарханы, джалайты, джаруты, дурбэн-хухэты, дурбэты, их-мянганы, монголжины, му-мянганы, найманы, оннигуты, ордосцы, суниты, тумэты, узумчины, ураты, ушины, хангины, харачины, хонгираты, хонхотаны, хорчины, хучиты, хэшигтэны, чахары.
Монголия в конце XVI в. представляла собой раздробленное на мелкие княжества и уделы государство, номинально управляемое династией чингисидов, официально именуемой Северная Юань. В этот период Монголия была разделена на два крыла, по три тумэна в каждом. Западное крыло — Ордос, Юншээбу, Тумэт — управлялось Джинон-нойоном. Восточное — Чахар, Халха, Урянхай — управлялось Великим ханом.
Вторая половина XVI в. для Южной Монголии характеризуется как постоянная борьба за власть и зоны влияния. Наиболее сильными и влиятельными были представители аймаков Тумэта и Чахара, прежде всего Алтан-хан Тумэтский (1548—1582), основатель города Хух-Хото, в зону влияния которого попали аймаки к западу от Тумэта, а также Алашань и Куку-Нор, населенные ойратами. Второй фигурой, оказавшей значительное влияние на историю южных монголов во второй половине XVI в., является Тумэн-Дзасагту-хан Чахарский (1557—1592), объединивший вокруг себя восточные аймаки и Куку-Нор
Период окончательной победы Абахая над чахарами (1636 г.)[65] и включения южных монголов в состав маньчжурского государства имеет особенно важное значение в истории монголов, так как именно с этим периодом связано появление такого термина, как Внутренняя Монголия и соответствующего ему административного образования, противопоставленного Внешней Монголии.
Во Внутренней Монголии было учреждено 7 сеймов (чуулганов): Чжирим, состоявший из горлосов, хорчинов, джалайтов, дурбэтов; Чахар (чахары); Шилингол (узумчины, суниты, хучиты, абга, абаганары); Уланцаб (тумэты, ураты, муу минганы, халха и дурбэн хуухэд); Ехэ-зуу (ордосцы, хангины, далаты и др.), Зуу-удэ (баарины, джаруты, арухорчины, найманы, хишигтэны, аохан, оннигуты, халха); Джосуту (харчины, тумэты и халха). Кроме них в состав южных монголов также вошли потомки таких родов, как арулат, асут, баргут, баят, дархан, их-мянган, бугунут, бэлгунут, монголжин, тавнан, уджиэт, урут, урянхай, ушин, хонгират, хонхотан, юншиэбу и др.
Другие монгольские народы
Кроме вышеперечисленных народов в самой Монголии проживают монголоязычные цаатаны, а среди монголов КНР также выделяют следующие этносы: баоань, дауры (вкл. гогули), дунсяне, канцзя, монгоры (ту), сычуаньские монголы, шира-югуры. Монголы согво-ариги, проживающие в китайской провинции Цинхай, говорят на тибетском языке. Юньнаньские монголы кацо (каджуо) говорят на языке тибето-бирманской группы.
Дауры совместно с подгруппой гогули (говол) ранее проживали в пределах исторического региона Даурия. В XVII в. после столкновений с русскими казаками переселились на территорию Маньчжурии. Являются потомками киданей и этногенетически родственны хамниганам. Цаатаны сформировались в результате этнического взаимодействия древних саянских самодийцев с тюркскими и монгольскими родоплеменными группами.
Баоань в конце XIII — начале XIV вв. начали передвижение в провинцию Цинхай, где поселились, установив тесный контакт с монгорами. Во второй половине XIX в. большая часть баоань переселилась в Ганьсу. Дунсян в Ганьсу, согласно одному из преданий, привел Чингисхан для охраны западных границ его владений. В других источниках их считают потомками части армии Чингисхана, разгромившей в 1226 г. тангутское государство Си Ся. Древнейшие предки монгоров — группы сяньби (тогоны), мигрировавшие из Маньчжурии на юго-запад в район оз. Кукунор в начале IV в. во главе с Туюйхунем, создавшим государство, названное по его имени Туюйхунь (Тогон).
Нет комментариев