Обман при продаже автомобиля, конечно, всё равно возможен, в том числе и в приложениях. Но со специальными сервисами для проверки мошенникам остаётся либо довольствоваться самыми неопытными и доверчивыми покупателями, либо выстраивать гораздо более сложную и опасную схему: заводить «крышу», давать взятки. София из Москвы вспоминает, как работала в автомобильном центре на Каширском шоссе, который искал клиентов через объявления на всех тематических платформах: «Продавали убитые авто, их выкупали за бесценок, чинили, чтобы завестись и немного проехать, красили, мыли, — говорит София. — Врали всем, что собственник у авто один, хотя по факту их могло быть десять. Но клиент узнавал об этом, уже когда был вписан в паспорт транспортного средства. Я когда поняла, куда попала, сразу же убежала».
Иррациональная составляющая в доверии приложениям тоже есть. «В конце концов, когда ты что-то покупаешь на „Авито“ или ищешь машину в BlaBlaCar, ты обычно сидишь дома в тёплом пледике, а это влияет на настроение и создаёт ощущение безопасности», — рассуждает клинический психолог Пётр Скрипченко и добавляет, что приложения не дают возможности оценить безопасность ситуации так, как мы это делаем в реальном мире. «Когда мы общаемся с живым человеком, наш мозг очень быстро принимает решение о том, доверять ему или нет, и даже не исходя из того, что он скажет, а ещё до того, как он вообще заговорит, за доли секунды, — поясняет Скрипченко. — Мы оцениваем жесты, выражение лица, взгляд, и принятое таким образом решение очень трудно, практически невозможно потом изменить. А приложения подают нам обобщённую, усреднённую информацию в виде красивой картинки — она, конечно, никакого чувства опасности вызвать не может. Оно может появиться потом, когда мы встретимся с продавцом лично, но тут включается другой механизм: люди не любят отменять уже принятые решения».
«Приложение — это какой-то экран между мной и возможностью потенциальной гибели, этот экран и есть защита. При этом приложение вызывает доверие, если им все пользуются или если существует впечатление, что все им пользуются, что, в общем, одно и то же, — говорит психоаналитик Артур Крумин. — Это работает и с соцсетями: кажется, что к ситуации подключён неограниченно широкий круг лиц, и появляется ощущение безопасности. Но опять же, важно, чтобы сервис был популярным: к „ВКонтакте“ и „Блаблакару“ вера есть, потому что „все ими пользуются“, а „Гугл-плюсу“ доверия нет».
ПОКУПКИ: НОМЕР КАРТЫ И МЁРТВЫЕ СОБАКИ
Портал Avito известен тем, что там можно найти практически всё. Там предлагают услуги платных друзей, которые готовы за несколько сотен рублей провести с вами пару часов; там продавались игрушки из киндер-сюрпризов девяностых, секс-куклы для собак, выпавшие кошачьи усы. Скриншоты многих объявлений становятся мемами. У Avito тридцать два миллиона пользователей в месяц, у мошенников на портале есть свои отработанные сценарии. Например, «назовите данные карты и код на обратной стороне, чтобы я перевёл вам на неё деньги» или «переведите залог, а то у меня есть ещё один покупатель, который претендует на эту же вещь». Сняв деньги с карты или получив залог, продавец, конечно, исчезает. Таким «разводам» посвящены целые форумы, типичная история оттуда выглядит так: «Позвонил покупатель, особо не спрашивал про товар, сразу спросил номер карты, потом, чтобы ускорить перевод, а не ждать три-четыре дня, попросил назвать номер корреспондентского счёта, который должен быть на карте. Я отвечаю, что никакого корсчёта на моей карте нет. А мне говорят, что он на обороте карты, рядом с подписью, три цифры». Цель этого предприятия — уговорить человека назвать мошеннику CVV-код с оборота банковской карты, который позволяет оплачивать покупки в интернете без пин-кода.
Ещё один распространённый вид мошенничества, встречающийся и на Avito, и на других платформах, — фальшивые объявления о сдаче в аренду жилья, которые перекочевали с фонарных столбов в приложения. В объявлении указывается стоимость в полтора-два раза ниже рыночной, продавец или агентство берёт залог и исчезает. «У меня такая история случилась на ЦИАНе, и я ещё много похожих рассказов потом встречала в соцсетях, — говорит Татьяна из Москвы. — Мы договорились встретиться с риелтором, я приехала в их офис, они попросили дать залог, позвонили выдуманному арендодателю, тоже договорились о встрече. Когда я уже выехала, „арендодатель“ выключил телефон, а я простояла три часа, до одиннадцати вечера, по данному мне адресу. Разумеется, после этого мне никто не отвечал. Сама фирма называлась „Квартирный вопрос“, и насколько мне удалось понять, свою работу они описали как „информационные услуги“, так что жаловаться было не на что».
Петербурженке Ане в такой же ситуации даже удалось вернуть деньги. «Это август 2013 года, мне было около двадцати, с нас взяли шесть тысяч, отбили мы пять. Мы пришли в контору, и там было уже несколько обманутых парочек, — вспоминает Аня. — Я плохо помню, что нам говорили, но они напирали на то, что заключали с нами договор. Было очень неприятно, там ходили очень стрёмные, бандитского вида, мужики. Я вышла в курилку на лестнице и попыталась разговорить девушку из соседнего офиса: может, она о них что-то знает, может подсказать. Она долго уходила от разговора, а потом сказала: „Лучше просто уходите“. Я вошла обратно в коридор конторы, и там у меня случилась истерика. Точно помню, что попросила у тех чуваков корвалол, потом стала падать в обморок, села на стул и начала рыдать со словами: „Что нам делать, нам некуда идти, негде жить, денег больше нет, и я теперь жить тоже не хочу“. Вышел какой-то мужик, посмотрел на это и тихо сказал своим сотрудникам: „Так, этих позовите в кабинет“. Вместе с нами позвали ещё одну девушку, и короче, деньги вернули только нам и этой девушке»
Нет комментариев