Мытарь и Фарисей: Простота и сложность евангельской истины.
Два молящихся — две молитвы.
Фарисей: молится «со слезами», но не о покаянии, а о самовозвеличивании. Он полон собой, своих «добрых дел»: пост, милостыня, законничество. Богу нет места в его сердце. «Калькуляция заслуг» — духовная слепота. Фарисей играет в «народный театр» — молитва для зрителей, а не для Бога.
Мытарь: душа пуста от гордыни, наполнена лишь покаянием. Его молитва краткая: «Боже, милостив буди мне, грешному». И он не сравнивает себя с другими, не ищет оправдания в чужих грехах. Мытарь выступает своего рода монахом, где основной принцип жизни: «Бог и я».
Кто оценивает их молитвы? Только Бог имеет право судить сердце человеческое.
Не будьте как «фарисеи»! Забудьте о своих добрых делах: не хвалитесь ими перед Богом — они не гарантия спасения. Не смотрите на других: чужие грехи не должны быть вам интересны. Спасение — в личном покаянии.
Краткость и искренность: короткие молитвы — искусство, которому учит мытарь. Есть место долгим молитвам к Богу и кратким призваниям имени Господа: «Боже, сегодня прости меня! В час смерти не остави меня! На Страшном суде помилуй меня!».
Спасение начинается с «пустоты» — смиренного сердца, готового принять милость Господа. Мытарь — образ кающегося человека: его «пустота» становится сосудом для милосердия.
Фарисейство карается само по себе: душа, закрытая самолюбованием, неспособна принять благодать.
Протоиерей Андрей Ткачев
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Нет комментариев