Почему ты говоришь притчами?
Косвенная прямота
Сегодня, включив телевизор или радиоприемник, несложно заметить, что политики, чиновники, журналисты стараются выразить свои мысли прямо и ясно, иногда такая прямота становится даже одним из основных способов заработать политические очки и популярность. Для достижения ясности используются потоки цифр, статистические данные, диаграммы, иллюстрирующие динамику развития того или иного процесса. Препарированное общество предстает перед нами в любом необходимом разрезе. Наверное, нередко это действительно необходимо – ведь цифры могут шокировать человека и побудить его к соответствующей реакции, однако чаще всего они остаются чем-то абстрактным и чуждым, поскольку человеку сложно по-настоящему идентифицировать себя с цветным сектором на диаграмме.
Совершенно не так обстояло дело две тысячи лет назад в далекой Палестине, где Иисус Христос ходил по городам и весям, возвещая весть о Царствии Божьем. Если мы взглянем на евангельские тексты, то значительная часть Его учения выражается именно в притчах, цель которых – сообщить людям ту или иную истину, однако не напрямую, не в лоб, но в некоей завуалированной форме. В то время это был обычный стиль учения, и иудейские религиозные лидеры – книжники и фарисеи – очень часто и успешно использовали его. До нас дошло множество иудейских притчей той эпохи, и это свидетельство того, что они были востребованы и популярны. Слушатели ожидали, что к ним будут обращаться в такой форме, и те раввины, которые лучше рассказывали притчи, обретали больше последователей. Притчи широко использовались уже в Ветхом Завете: наверное, наиболее известную из них использовал пророк Нафан для обличения греха царя Давида (2Цар.12:1-6). Действительно, истории остаются в голове намного дольше, чем сухие и длинные лекции, оторванные от реальной жизни.
Это объясняет популярность притчей не только в Библии, но и в других культурах. К примеру, именно они принесли знаменитость Эзопу – рабу, этические уроки которого привлекали внимание благодаря тому, что они были облечены в форму историй, понятных людям из самых разных слоев общества. Притча – прекрасный способ помочь человеку понять вещи, которые в противном случае просто не привлекут его внимания.
Словарь В. Даля определяет притчу как «поучение в примере», а современное литературоведение рассматривает ее как «небольшой нравоучительный рассказ в иносказательной форме». Мы будем понимать притчу как изречение или историю, имеющую не только очевидный поверхностный, но и скрытый глубинный смысл. Говоря об одном, притча на самом деле иллюстрирует некую скрывающуюся за текстом повествования истину. Она всегда заключает в себе некий важный духовный или нравственный смысл, для понимания которого от слушателей требуется интеллектуальное усилие. Еврейское слово «машаль», переводимое как «притча», означает также «пример» и «образец», тем самым притча задает некоторые модели поведения, помогает человеку сделать правильный выбор в той или иной нелегкой ситуации. Притча всегда включает в себя иносказание, имеет символический подтекст. Греческое слово «параболон» (парабола), которым было переведено слово «машаль», буквально означает «находящийся рядом» и указывает на наличие в притче связи между двумя уровнями понимания. Наше слово «притча» также содержит в себе эту идею связи, поскольку его славянское значение – «то, что сплетено с другим». В Новом Завете под «притчей» может подразумеваться наглядная иллюстрация, основанная на реалиях окружающей жизни (пространная – притча о сеятеле Лк. 8:5–18; краткая – притча о жемчужине (Мф.13:45–46), либо рассказ о чем-то, якобы происходившем в действительности (притча о блудном сыне Лк.15:11–32).
Почти треть слов Христа, дошедших до нас в Евангелиях, – это притчи. Особенно много их находится в Евангелии от Луки, который считал их очень важными. Каждая притча обычно говорит об одной основной истине, для понимания которой необходимо обратить внимание либо на предисловие (притча о безумном богаче), либо на ее заключительную часть (притча о немилосердном должнике). Также следует учитывать обстоятельства, при которых она была произнесена.
священник Владимир Хулап
Нет комментариев