Есть ошибочное устойчивое выражение «ложь во спасение». Оно звучит очень по-библейски.
Итак, открываем Ветхий Завет, книгу Псалтирь. В церковнославянском тексте есть такой фрагмент:
«…лож конь во спасение, во множестве же силы своея не спасется…» (Пс. 32:17).
По-русски это звучит так: «Ненадежен конь для спасения, не избавит великою силою своею».
Церковнославянское слово «лож» в этой конструкции — это краткое прилагательное, часть речи, которая отвечает на вопрос «каков?» И относится эта характеристика к коню. В Ветхом Завете мы видим, что израильский народ никогда не имел конницы, а его враги — египетский Фараон, ассирийский царь Сеннахирим — имели. Но это внешнее преимущество не помогло им одолеть тех, на чьей стороне был Господь Бог, защищавший и направлявший Свой народ. Так, что этот стих из псалма учит нас не надеяться на внешнюю силу и видимое преимущество, забывая при этом, что без благословения Божия ничего хорошего у нас не получится.
Но давайте вернемся к вопросу о лжи. Может ли ложь служить во благо? Давайте послушаем Самого Христа. Что Он говорит об этом? «Ваш отец – диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нём истины. Когда говорит он «ложь, говорит своё, ибо он – лжец и отец лжи» (Ин 8:44). Можно ли делать диавольское дело во спасение? Святитель Василий Великий пишет: «…надобно ли лгать, имея в виду что-нибудь полезное? Сего не дозволяет сказанное Господом, Который решительно говорит, что ложь от диавола, не показывая никакого различия во лжи».
Иногда люди думают, что быть приветливым с человеком если нет настроения — это ложь. Или сказать ему что-то доброе, когда на сердце недовольство. Или скрыть грех ближнего (как же я могу об этом не сказать? если об этом не узнают — это будет ложь!). Эти моменты замечательно комментирует святой Исаак Сирин: «Когда встретишься с ближним своим, принуждай себя оказывать ему честь выше меры его… Хвали его даже за то, чего он не имеет… Этим и подобным этому привлечешь его к добру, заставишь его стыдиться тем приветствием, каким приветствовал ты его, и посеешь в нем семена добродетели… Берегись кого-либо и в чем-либо порицать или обличать, потому что есть у нас нелицеприятный Судия на небесах. Если же хочешь обратить кого к истине, то скорби о нем и со слезами и с любовию скажи ему слово или два, а не воспаляйся на него гневом, и да не увидит в тебе признака вражды».
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2
Нечестию живущих нет границ,
И люди жить и умирать устали.
О, семя любодеев и блудниц,
Когда б вы знали на Кого восстали !
-- Иеромонах Роман ( Матюшин ) .
Ложь для Любви — страшней ножа.
Глупцов ошибка роковая. Убей гордыню. Враг она Любви,
Туманит разум, сердце ослепляет.