Это воздействие направлено на психические структуры человека, осуществляется скрытно и ставит своей задачей установить контроль над поведением, лишить свободы выбора объект манипуляции посредством изменения представлений, мнений, побуждений и целей людей в нужном некоторой группе направлении. Манипуляция массовым сознанием служит ключевым элементом психологических операций и информационной войны. Как указано в монографии С. Г. Кара-Мурзы, симптомами и признаками манипуляции могут быть: язык, эмоции, сенсационность и срочность, повторение, дробление (парцелляция), изъятие из контекста, тоталитаризм источника сообщений, тоталитаризм решения, смешение информации и мнения, прикрытие авторитетом, активизация стереотипов, декогерентность высказываний и т. д.. Манипуляция — это угнетение личности, при этом, поскольку человек желает верить в то, что хочет приобрести (знания, опыт, материальные блага, психологический комфорт), угнетение может достигаться через «ложь, в которую хотят верить».
Оксфордский словарь английского языка трактует манипуляцию как «акт влияния на людей или управления ими с ловкостью, особенно с пренебрежительным подтекстом, как скрытое управление и обработка».
Средства массовой коммуникации (СМК) включают в себя расширенный арсенал способов воздействия на психику индивида и масс с целью внедрения в подсознание психологических установок и формирования паттернов поведения в бессознательном психики. К средствам массовой коммуникации помимо СМИ (средств массовой информации: телевидение, пресса, радио, и т.д.) относятся также кинематограф, театр, цирк, все зрелищные мероприятия и литература, видеофильмы, компьютер, различные виды рекламы, видео и звукозапись и т.п., с помощью чего можно воздействовать на массовую аудиторию. Коммуникация — это информация, сообщение.
Средства коммуникации — способы передачи сообщений на большие территории. Массовая коммуникация — означает вовлеченность в подобный процесс масс.
По эффективности воздействия на психическое сознание масс средства массовой коммуникации и информации выходят на первое место. Становится возможным это по следующим причинам. Кратко рассмотрим как происходит процесс воздействия информации на психику индивида или масс. Головной мозг человека состоит из двух больших полушарий. Левое полушарие — это сознание, правое — бессознательное. На поверхности полушарий находится тонкий слой серого вещества. Это кора головного мозга. Под ней содержится белое вещество. Это подкорковые, сублиминальные, отделы мозга. Психика человека представлена тремя составляющими: сознанием, бессознательным и барьером между ними — т.н. называемой цензурой психики. Информацией является любое сообщение, которое поступает из внешнего мира в психику человека.
Информация проходит через цензуру психики. Таким образом цензура психики стоит на пути информации, появляющейся в зоне восприятия ее индивидом (через репрезентативные и сигнальные системы), и является своего рода заградительным щитом, перераспределяя информацию между сознанием и бессознательным психики (подсознанием). Часть информации, в результате работы цензуры психики, поступает в сознание, а часть (большая по объему) вытесняется в подсознание. При этом заметим, что информация, которая перешла в подсознание, по прошествии какого-то времени начинает воздействовать на сознание, а значит через сознание, на мысли и на поведение человека. Напомним, что в подсознание откладывается любая информация, которая когда-либо проходила мимо индивида. Не важно, запомнил ли он ее или нет. Любая информация, которую человек мог увидеть или услышать, информация, улавливаемая психикой с задействованием органов зрения, слуха, обоняния, осязания и т.д., такая информация неизменно откладывается в подсознание, в бессознательное психики, откуда и начинает вскоре свое воздействие на сознание.
Сегодня понятие «манипуляция» во многом идентично контролю над поведением людей посредством внедрения в сознание идей, мыслей и представлений, формирование когнитивного образа мира (Schank, 1991) с помощью массированного распространения специально подготовленной по форме и содержанию информации. В этой связи в работе «Информационно-коммуникационное пространство современной России», вышедшей в Германии, В.В. Тепикин пишет: «Человека в современном информационном обществе продолжают активно формировать и направлять, так сказать "информировать". И манипулирование позволяет погрузить аудиторию в состояние иллюзорности, ведь само активное информационное поле обладает способностью формировать сознание людей, подчиняя их тем, кто управляет процессом».
Манипуляция основывается на свойстве сознания, которое, как полагают исследователи, часто непроизвольно воспринимает информацию односторонне, основываясь на внутренних шаблонах, принимая иллюзию или внешнюю форму за сущность того или иного явления (Мамардашвили, М., 1990).
С другой стороны, исследователи утверждают о наличии в массовом сознании глубинных архетипических структур, способствующих отторжению манипулятивных схем и регенерации массового сознания, что существенно ограничивает воздействие манипуляций (Колин Ю., 1997).
Признаки манипуляции сознанием
Вид духовного, психологического воздействия, форма скрытого психологического насилия (а не физическое насилие или угроза насилием). Мишенью действий манипулятора является психика человеческой личности, её образ мира, общие ценности, представления, убеждения, стереотипы и установки целевой аудитории.
Скрытое воздействие, факт которого не должен быть замечен объектом манипуляции. Как замечает один из ведущих специалистов по американским средствам массовой информации профессор Калифорнийского университета Г. Шиллер: «Для достижения успеха манипуляция должна оставаться незаметной. Успех манипуляции гарантирован, когда манипулируемый верит, что все происходящее естественно и неизбежно, и сам факт манипуляции не отражён в памяти субъекта. Короче говоря, для манипуляции требуется фальшивая действительность, в которой её присутствие не будет ощущаться». Зачастую эту фальшивую действительность создают СМИ. Они служат информационными фильтрами, формируют повестку дня и являются ретранслятором авторитетных мнений, которые усваиваются людьми, а затем воспринимаются ими как свои собственные. Особо тщательно скрывается главная цель — чтобы даже разоблачение самого факта попытки манипуляции не привело к выяснению дальних намерений.
Воздействие, которое требует значительного мастерства и знаний. Поскольку манипуляция общественным сознанием стала технологией, появились профессиональные работники, владеющие этой технологией (или её частями).
К людям, сознанием которых манипулируют, относятся не как к личностям, а как к объектам, особого рода вещам, лишенным свободы выбора. Манипуляция — это часть технологии власти, а не воздействие на поведение друга или партнера.
Манипулятор для управления толпой использует её социальные, религиозные, культурные, этнические и гендерные предпочтения и убеждения, служащие основой общей самоидентификации группы. Необходимым условием манипуляции служит присутствие образа врага, организующего толпу как целое. Легендарный крик толпы: «Распни Его!» — служит древнейшим свидетельством формирования управляемой толпы на основе религиозных установок и яркого образа врага.
Формирование управляемой толпы посредством серии манипуляций становится ключевым инструментом процесса легитимизации и делегитимизации властных институтов в современном мире.
Манипуляция основана на подмене истинных причин событий мнимыми, дезориентирующими объект в нужном для манипулятора направлении. Данная задача может быть выполнена как с помощью СМИ, так и на основе неформальных каналов информации.
Алгоритм манипуляции включает в себя несколько основных этапов: 1) Анализ культурно-психологических особенностей целевой аудитории или ключевого информатора, составление культурно-психологического портрета целевой аудитории. Используются различные опросы, фокус-группы и глубинные интервью с представителями целевых групп при участии аналитиков и военных психологов. 2)Построение в СМИ виртуальной картинки заданного события, совместимой с психологическими установками и картиной мира целевой аудитории и выводящей её на нужную модель поведения в рамках целевого ориентира манипуляции. Сегодня виртуальная картинка формируется с использованием передовых компьютерных технологий и достижений кинематографии, что, как отмечают исследователи (Baudrillard, 1991, делает её в массовом восприятии более реальной и яркой, чем подлинная реальность. 3)Планирование реального события, имеющего символическое значение и служащего пусковым механизмом, вынуждающим целевую аудиторию поверить в реальность заданной извне виртуальной картинки и действовать в соответствии с ней. 4)Контроль над СМИ: управление информационными фильтрами, призванное синхронизировать в СМИ информационные потоки и закрепить положительные результаты манипуляции. Важным элементом манипуляции служит планирование отвлекающих и шоковых событий для отключения способности критически мыслить, повышения уровня внушаемости целевой аудитории, превращении её в толпу, руководимую стадным инстинктом и управляемую извне.
Если основной целью классической войны служит физическое уничтожение врага, то целью информационной войны, ведущейся посредством различных манипулятивных технологий, — служит уничтожение врага в духовном аспекте посредством разрушения его ценностей, а также смыслового контекста в котором эти ценности укоренены. Необходимым элементом здесь служит манипуляция исторической памятью: девальвация в массовом сознании исторических событий, имеющих символическое значение и объединяющих людей в социально-культурную общность.
Заставить объект признать неполноценность и ущербность своих собственных ценностей и представлений на фоне показательной яркости и привлекательности ценностей врага — является целью манипулятивной программы.
Предпосылки манипуляции
Условие успешной манипуляции заключается в том, что в подавляющем большинстве случаев преобладающее большинство граждан служит пассивным объектом информационного воздействия: не тратит ни душевных и умственных сил, ни времени на то, чтобы усомниться в сообщениях СМИ. Целенаправленное изменение общественных настроений создает поле возможностей (Окно Овертона) для реализации манипулятивной программы. Например, полет Руста не имел бы такого эффекта без подготовленной общественной почвы посредством последовательной кампании в СМИ по дискредитации Советской Армии.
Всякая манипуляция сознанием есть взаимодействие. Жертвой манипуляции человек может стать лишь в том случае, если он выступает как соавтор, соучастник. Манипуляция — это не только скрытое психологическое насилие, но и соблазн. Важную роль здесь играет использование лидеров мнений, оказывающих влияние на формирование мнений в пределах своей группы. Базовой моделью здесь служит теория многоступенчатого распространения информации Пола Лазарсфельда (Lazarsfeld, 2004). На основе данной модели проводятся мобилизационные кампании в социальных сетях, служащие одним из основных элементов информационного воздействия на массовое сознание. Точный расчет темы и выбор ключевых информаторов приводит к тому, что информационная кампания переходит в автокогерентный режим с волнообразным расширением массовой аудитории. В зависимости от эмоций, которые появляются у объекта манипулирования, можно выделить формы манипуляций:
положительные формы:
заступничество,
успокаивание,
комплимент,
невербальные заигрывания (обнимание, подмигивание),
сообщение хороших новостей,
общие интересы…
отрицательные формы:
деструктивная критика (высмеивание, критика личности и поступков),
деструктивная констатация (негативные факты биографии, намеки и упоминания о прошлых ошибках),
деструктивные советы (рекомендации по изменению позиции, способа поведения, безапелляционные повеления и указания)…
Цель манипулятора
Цель тех, кто желает манипулировать сознанием — дать объектам такие знаки, чтобы они, встроив эти знаки в контекст, изменили образ этого контекста в своем восприятии, трансформировали свой образ мира в заданном извне направлении. Объекту манипуляции подсказываются такие связи своего текста или поступка с реальностью, навязываются такое их истолкование, чтобы представление о действительности было искажено в желательном для манипулятора направлении. А значит, это окажет воздействие и на поведение, причем объекты будут уверены, что поступают в полном соответствии с собственными желаниями.
Целью манипулятора является лишение объекта свободы выбора: способности критически мыслить и делать рациональный выбор, мягкое подведение к заданному извне выбору как единственно возможному, якобы безальтернативному для объекта. Этот выбор является несвободным и неосознанным, что делает возможным внешнее управление поведением объекта помимо его воли. Базовый принцип: Ситуация, осознающаяся реальной — реальна по своим последствиям (Thomas, 1928). Любая химера, намеренно созданная иллюзия становится руководством к действию, если заставить в неё поверить.
Противодействие психологической манипуляции
Одной из форм противодействия манипуляции является критический анализ поступающей информации, организация получения информации из разных источников.
Способы противодействия манипуляциям в СМИ:
Анализ противоречащих источников (по обе стороны), выявление общих и разнящихся сведений.
Получение информации из первых рук, общение с представителями групп, задействованных в ситуации.
Выявление манипуляторов и анализ продвигаемой ими точки зрения.
Анализ отношения различных групп в социальных сетях и других публичных источниках.
Способы противодействия прямым манипуляциям:
Внешнее согласие (начать с того, с чем согласен, можно даже привести аргумент в пользу слов оппонента). Состоит в том, что адресат выделяет из речи манипулятора те положения, с которыми может согласиться. Остальную информацию пропускает «мимо ушей», либо перефразирует её.
Перефразирование «-» в «+», констатация фактов. Как правило, применяется при манипуляциях отрицательной формы (вызывающих отрицательную эмоцию у объекта манипулирования).
Изменение темы разговора, оттягивание окончательного ответа (принять информацию к сведению и отложить решение на завтра, «утро вечера мудренее»).
Игнорирование отрицательной оценки или отказ от ответа (например: «не буду отвечать на эту реплику, ответить на неё — значит унизиться самому»; «этот вопрос я обойду молчанием…» и т. п.).
Повышение уровня компетентности, критичность восприятия, формирование научного образа мышления. Критичность восприятия независимо от базового уровня знаний способна значительно ограничить глубину и продолжительность воздействия манипулятивных технологий на человека.
Выявление манипуляторов
Масштабный автоматизированный анализ социальных комментариев позволяет с легкостью выявлять кибер-манипуляторов (информационные войска). Существует ряд признаков таких манипуляторов, например огромное количество оставленных комментариев в разных местах, объединенных общей идеей или направленных на одну цель (разжигание конфликта). Отслеживание таких комментаторов позволяет увидеть проводимую акцию и её примерную цель.
Методы манипуляции
Методов манипуляции сознанием, используемых в средствах массовой информации, различают довольно много. Среди них есть как грубые, примитивные формы манипуляций, так и тонкие, основанные на хорошем знании индивидуальной человеческой психологии и социальных механизмов. Наиболее распространенные и очевидные:
Использование вербального внушения. Продвигая нужную идею, инициатор манипуляций организуют масштабное "обсуждение" этой проблемы в СМИ, выступления "аналитиков", высказывания "авторитетных мнений" и т.д. Иными словами, зрителя (слушателя, читателя) в прямом смысле "убеждают" принять ту или иную точку зрения (на самом деле, подобного рода информационные кампании являются не более, чем методом "вдалбливания в головы", но в более мягкой, нежели традиционная пропаганда, форме).
Намеренное искажение отражения действительности в СМИ, подача намеренно противоречивой, недостоверной и заведомо предвзятой информации. Может производится как в грубой форме, так и в завуалированной
Перенос частного факта в сферу общего, возведение единичного случая в ранг системы. Обратная методика - искусственное дробление единой цепочки событий на отдельные факты
Использование слухов, домыслов, предвзятых толкований вместо достоверных фактов и мнений, основанных на анализе имеющейся информации.
Манипулятивные технологии софистического типа, то есть основанными на приемах подмены понятий, нарушения принципа силлогизма в аргументации, построение дедуктивных и индуктивных цепочек на заведомо неправильных предпосылках (утверждение связи между фактами/ событиями там, где ее в действительности нет). Сюда же относится подмена событий их словесной декларацией
Внедрение в аудиторию "синдрома приобретенной беспомощности", то есть политика нарочитого выпячивания в информационном поле негативных новостей и событий (катастрофы, бедствия, войны, эпидемии, разгул преступности), выделение негативной информационной повестке незаслуженно большого количества информационного поля (часов эфира, первых полос в газетах). Подобная информационная обработка постепенно вырабатывает у индивидуума ощущение, что он живет в "мире зла", вокруг него только болезни, страдания, действуют многочисленные преступники. Это придает ему пассивность и послушание на поведенческом уровне, лишает воли к переменам.
Замалчивание одних фактов и выпячивание других.
Метод фрагментации - подача информации кусками, порционно, стремление помешать индивидууму видеть картину в целом
Методы, применяемые в классической пропаганде - многократные повторы, метод "абсолютной лжи" или т.н. «метод Геббельса» ("Чем чудовищнее ложь, тем легче в неё поверят"), создание эффекта массовости нужной точки зрения, противоположная точка зрения представляется отсталой, непрогрессивной, ее представители незаметно дескредитируются
Создание ложных авторитетов и экспертов. Персоналии, транслирующие выгодную манипуляторам точку зрения, незаслуженно возвеличиваются, активно продвигается их образ как экспертов, признанных авторитетов в данном вопросе,
Создание лжесобытий, мистификация. Инициирование заказных инфоповодов.
Подмена фактов и идей красивыми, но бессодержательными лозунгами, призывами, целями.
Метод диссонанса: продвижение альтернативных фактов, ценностей и представлений, разрушающих механизмы трансляции исторической памяти, общие символы и ценности целевой группы (концепция молекулярной революции А. Грамши)
Нет комментариев