20 октября предположительно 1901 года (или, по разным сведениям, где-то между 1895 и 1909 годами) родилась Аделаида Холл – певица, расцвет славы которой пришёлся на период между Первой и Второй мировой. Она была одной из лучших чёрных певиц своего времени: Аделаида Холл была вокалисткой у Дюка Эллингтона, когда он в 1927 году записал свой первый суперхит "Creole Love Call", именно она впервые спела песню "I Can't Give You Anything But Love", и только она, блистая в довоенном Париже, могла сравниться по популярности с самой Жозефин Бейкер.
Аделаида Холл родилась в Нью-Йорке, в Бруклине. Её отец, Уильям Холл, преподавал фортепиано в “Pratt Institute” и самого детства учил игре и двух своих дочерей. Аделаида, старшая, сразу стала проявлять большую склонность к пению и в результате из их занятий с младшей сестрой Эвелин получился отличный фортепианно-вокальный дуэт – они часто выступали в церкви и на всевозможных школьных мероприятиях. Счастливое детство и юность закончились в 1918 году – тогда от эпидемии гриппа умерла Эвелин, а затем скончался и отец. Аделаида сосредоточила все свои усилия, что найти средства для существования и поддержать мать. Её первый небольшой успех случился в 1921 году – певицу выбрали в хор бродвейского ревю “Shuffle Along”, а в 1923-м она уже была в основном составе шоу “Runnin' Wild”. На следующий год она вышла замуж за торговца-моряка из Тринидада по имени Бёрт Хикс, однако замужество не помешало ее карьере, и, судя во всему, Аделаиде всегда удавалось делить с мужем и радости и тяготы ее профессии. Сразу после их женитьбы он открыл клуб в Гарлеме, который, однако, быстро закрылся, и с тех пор стал постоянным официальным менеджером своей жены.
В конце 1927 года Холл ангажировали для участия в серии шоу в театре “RKO-Keith's Theater” – и ее имя оказалось на одних афишах с Дюком Эллингтоном. Именно тогда она открыла миру новую песню Дюка "Creole Love Call", что стало началом очень успешного сотрудничества двух будущих звезд. Эллингтон и Холл записали эту и несколько других композиций в конце октября 1927 года для лейбла “Victor”, и сразу после своего выхода "Creole Love Call" стала первым суперхитом Дюка и визитной карточкой певицы на многие годы. C Дюком Холл исполняла такие композиции, как “Sophisticated Lady”, “Old Fashioned Love”, “Memories Of You”, “Solitude”, “Don't Get Around Much Anymore”, “Don't Worry About Me”. Многие из мелодий Эллингтон писал специально для нее, и они часто экспериментировали со скэтом, используя голос певицы как своеобразный инструмент.
Годом позже Холл пригласили заменить на Бродвее неожиданно скончавшуюся Флоренс Миллс в ее ведущей роли в ревю “Blackbirds” – и новым блестящим успехом Аделаиды стало исполнение в этом мюзикле песни "I Can't Give You Anything But Love". Казалось, ее просто «находили» все главные хиты того времени. Затем последовал двухнедельный ангажемент в Англии в “London Palladium”, который был продолжен и привел в 1931 году к заключению контракта с английским лейблом “Decca”. Холл тогда сразу записала 8 новых песен, и еще множество появились в течение следующего десятка лет.
Вернувшись в Штаты, Холл отправилась в гастрольный тур, где встретила молодого пианиста Арт Тэйтума – его рекомендовали на замену её аккомпаниатора, Джо Тёрнера, которые тогда ушел от нее в поисках новых возможностей. Некоторое время певица с успехом выступала с Тэйтумом, и они успели сделать ряд совместных записей.
Карьера Аделаиды Холл могла бы и дальше продолжаться в Штатах, однако произошёл ряд неприятных инцидентов, когда, пользуясь своим успехом, певица с мужем и матерью переехала в новый дом, который купила в Ларчмонте. Сообщество белых состоятельных жителей городка не было готово принять черную семью в качестве соседей и сделало все, чтобы выжить их. Когда никакими законными средствами этого сделать не удалось, в ход пошли самые грязные методы. Дом певицы подожгли, и, хотя все вовремя успели потушить и никто не пострадал, Аделаида не захотела дальше рисковать безопасностью своей матери и привезла семью обратно в Нью-Йорк. Однако все уже выглядело для нее не так, как раньше.
Тогда, как и многие другие музыканты-афроамериканцы, вдохновленные совсем другими порядками, царившими в Старом свете, она решила эмигрировать в Европу. В середине 30-х она перебралась в Париж, где буквально за одну ночь стала сенсацией. Холл была принята как настоящая звезда и течение нескольких лет наслаждалась тем удивительным временем расцвета творческой атмосферы этого города, в котором как раз начинали свой путь к славе Джанго Рейнхардт и Стефен Граппелли и уже блистали Морис Шевалье и Жозефин Бейкер. Холл и ее муж открыли свой собственный клуб, который пользовался большим успехом.
Однако новая неожиданная драма вновь согнала их с места. В 1938 году Холл с мужем покинули Париж из-за угроз какого-то молодого человека – по его собственным словам, наследника одной из аристократических семей Европы: страстно влюбившись в певицу, он обещал убить ее и себя, если она не ответит взаимностью. Тогда Холл приняла предложение от известного английского театрального продюсера Charles B. Cochran, который обладал особым нюхом на талантливых афроамериканских музыкантов, из-за расовой сегрегации покинувших свою родину – многие из них благодаря ему начинали успешную карьеру в английской столице. Кочран легко убедил певицу участвовать в шоу “The Sun Never Sets”: Холл не любила оглядываться назад, согласилась, и Лондон уже навсегда стал домом для нее и ее мужа. Они и там открыли свой клуб, в котором часто принимали таких гостей, как например, старый друг певицы по Нью-Йорку, Фэтс Уоллер, с которым Холл заодно и записала новую пластинку.
Она начала сниматься в фильмах – в Америке черные артисты появлялись на киноэкране обычно в самых небольших ролях, или чисто музыкальных эпизодах, или это были малобюджетные фильмы, направленные специально на афроамериканскую аудиторию. В Англии же это были, скорее, экзотические роли. В 1939 году Холл сыграла няню принцессы в фильме Александра Корды “Багдадский вор”, у неё не было слов, зато она получила возможность продемонстрировать свой практически оперный вокал, спев очень трогательную колыбельную, написанную Miklós Rozsa.
Затем, как и у многих, все перевернула война. Клуб, которым владели Холл с мужем, был разрушен прямым попаданием по время немецкого налета. К счастью, тем вечером певица велела всем покинуть здание, как будто предчувствуя, что должно было случиться. Во время военных лет певица готовила небольшие подарки американским солдатам, которых все больше прибывало на остров, и многих принимала у себя дома. Затем она присоединилась к «развлекательному корпусу» – официальным частям, дававшим концерты для поддержания духа войск. Ее отправили выступать перед солдатами в Европу, и она завоевала огромную популярность, давая свои концерты даже на небезопасных территориях, которые еще не перешли полностью под контроль союзных войск, в том числе и в Германии.
После окончания Второй мировой Аделаида Холл вернулась в Англию, продолжив выступать и записываться. В 1957 году она участвовала в шоу в лондонском Вест-Энде “Kiss Me, Kate”, а затем вернулась в Нью-Йорк, чтобы выступать в бродвейском мюзикле “Jamaica” c Леной Хорн. Тем временем у ее мужа начались проблемы со здоровьем, и после его смерти в 1963 году певица долгое время не показывалась на публике. Потом какое-то время она занималась чисто актерскими ролями и участвовала в поэтическо-музыкальных программах с Питером О’Тулом и Dame Sybil Thorndyke. В 70-х ее выступления можно было услышать в различных кабаре, тогда же вышли ее новые записи – Холл исполняла классику под аккомпанемент Хамфри Литтлтона и выпустила альбом-дань памяти Дюку Эллингтону.
Как ни удивительно, в 80-х Аделаида Холл стала почти так же востребованна, как была когда-то в 30-х. Это произошло во многом благодаря выходу фильма “The Cotton Club”, возродившему интерес к истории этого гарлемского заведения – Холл оказалась одной из немногих оставшихся в живых свидетелей времен его расцвета, одной из тех, кто выступал там. Ее постоянно приглашали на интервью и даже концерты. К тому времени певице было уже за 80, и здоровье ее ухудшалось. Аделаида Холл умерла в конце 1993 года после непродолжительной болезни. Она была одной из важнейших фигур, определявших стиль и музыкальные вокальные тенденции 20-х–40-х годов. В её особенно раннем творчестве часто смешивались границы популярной музыки и джаза, причем происходило это настолько изящно, что поклоники обоих жанров оставались довольны. И за всю свою карьеру певица исполнила огромное количество поп и джазовых стандартов, ставших настоящей классикой.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1