Толчком к развитию блюза в отдельный жанр послужила отмена рабства в Америке в 1863 году. Считается, что блюз зародился в дельте реки Миссисипи. Вскоре этот жанр народного искусства стал довольно утончённым, появились общепринятые профессионалы. Часто ими становились бродячие певцы, мастера так называемого «сельского блюза», которые жили на подаяния. Позже блюз пришёл в город и стал театральным жанром. Блюз исполняли женщины; они пели о трагедиях человека и человечества: несчастная любовь, смерть, тюрьма, голод… Подавляющее большинство музыкантов, исполнявших блюз, всю жизнь проводили на работе, которая крайне низко оплачивалась. Афроамериканцы, в том числе блюзмены, работали на заводах, плантациях, дамбах.
В двадцатых годах прошлого века начали появляться целые ансамбли, исполнявшие блюз. Считается, что классический блюз сформировался именно в это время: установилась 12-тактовая форма, особое гармоническое сопровождение, известное как «блюзовый квадрат». Блюз стал формой шоу-бизнеса, и исполнялся он чаще вокалистками.
Mamie Smith записала грампластинку с песней «Crazy Blues» в 1920 году. Запись имела потрясающий коммерческий успех, что не могли не заметить фирмы грамзаписи. С Mamie Smith начался блюзовый бум, который продлился 12 лет.
Известнейшие блюзмены того времени — Ма Rainey, Bessie Smith, Joe Turner, оркестр Count Basie, Robert Johnson. Джо Тёрнера легко узнать по особенным быстрым блюзам. Он почти не пел их, скорее выкрикивал мелодию, которая сопровождалась фортепианным аккомпанементом. Звезда оркестра Каунта Бейси – солист Джимми Рашинг, который сотрудничал и с другими популярнейшими музыкантами. Роберт Джонсон успел подарить блюзу всего около тридцати песен, в том числе классическую «Crossroad», которую можно найти в репертуаре практически любого блюзмена.
Афроамериканцы сделали огромный вклад в мировую музыкальную культуру, и блюз – один из наиболее ярких примеров.
Комментарии 3