Барни Кёссел как-то заметил: "Eddie Lang был первым музыкантом, кто превратил гитару в джазе из аккомпанирующего в солирующий инструмент". По мнению Леса Пола, "Эдди Ланг был первым гитаристом с современной техникой", a Joe Pass, в интервью от 1976 года, заявил, что "Ланг был одним из трех основных гитаристов-новаторов, вместе с Wes Montgomery и Django Reinhardt"
Эдди весьма рано проявил музыкальную одаренность и уже в семь лет начал учиться играть на скрипке. Скрипачом он так и не стал, но и учеба зря не прошла, когда он взял в руки сначала банджо, а потом и гитару, успех был огромен. Профессиональную карьеру концертирующего гитариста Ланг начал в 16 лет, и если учесть, что в 30 его уже не стало, то можно прямо сказать, что половина его короткой жизни была отдана гитаре. И за эти короткие 14 лет он сделал больше, чем мог бы сделать кто–то иной в течение долгой "сложившейся" жизни.
Как и большинство белых музыкантов, Ланг пришел в джаз, имея за плечами десяток лет серьезного занятия классической музыкой. Он владел техникой исполнения и принципами европейской гармонии. Именно поэтому он стал одним из тех, кому было суждено обогатить гармоническую сторону джаза.
Творчество Эдди Ланга приходится на эпоху, когда главенствующими были имена Луиса Армстронга, Кинга Оливера, Бикса Бейдербека, Бенни Гудмана, Бесси Смит, Джека Тигардена. Заслуги Ланга таковы, что его имя вправе стоять в этом славном ряду.
Большую роль в жизни Эдди сыграл его школьный друг Джо Венути, ставший одним из выдающихся джазовых скрипачей. С ним Ланг играл свои первые дуэты, на добрых полтора десятилетия опередив появление другого выдающегося камерного дуэта — гитариста Джанго Рейнхардта и скрипача Стефана Граппелли. И если бы не Венути, Ланг, возможно, так и не оказался бы в рядах выдающихся музыкантов джаза: в 1923 году Венути "вытащил" его из родной Филадельфии в Атлантик-Сити и ввел в оркестр пианиста Берта Эстлоу. После этого карьера Ланга представляется одной крутой, уходящей вверх линией.
4 февраля 1927 года Эдди Ланг сыграл на исторической джазовой записи 20-х годов "Singin' the Blues" с оркестром Frankie Trumbauer и с участием Bix Beiderbecke на корнете.
В 1929 году Ланга и Венути приглашает к себе в оркестр Пол Уайтмен, находившийся тогда на вершине славы. Особый блеск оркестру придавал в те дни новый вокалист — Бинг Кросби. Это был первый "полный" оркестр в творческой биографии Эдди Ланга. Сольные партии Ланга придавали записям оркестра Уайтмена особое изящество. Известность этот союз получил после выхода на экраны первого в мире звукового музыкального фильма "Король джаза" с Элом Джолсоном в главной роли. Этот фильм фактически провозгласил начало эры звукового кино. Сольные партии Ланга и Венути не остались незамеченными, особенно когда появились студийные версии музыки из этого фильма с сестрами Брокс и вокальным трио "The Rhythm Boys".
Бинг Кросби, один из членов этого трио, был восхищен мастерством гитариста. Они быстро подружились, и с тех пор Эдди Ланг стал "штатным" аккомпаниатором Бинга Кросби. Где бы ни выступал и с кем ни записывался Кросби, он приглашал с собой Ланга, и тот солировал даже там, где все уже было расписано. Так было, например, когда Кросби, уйдя от Уайтмена, добивался признания как солист и работал с репертуарным оркестром Виктора Янга.
Работа с Кросби заняла два последних года в короткой жизни Эдди Ланга. Он как будто чувствовал свой близкий конец и жадно записывался на пластинки, не пропуская ни одной сессии. "Он больше играл в пулах, чем аккомпанировал мне", — с некоторой долей ревности писал позднее Кросби.
В октябре 1931 года Венути и Ланг собрали небольшой, но поистине звездный состав "Joe Venuti – Eddie Lang And Their All–Star Orchestra": Джо Венути, Чарли Тигарден, Джек Тигарден, Бенни Гудман, Френк Синьорелли, Эдди Ланг, Уорд Лей и Нейл Маршалл. Уже одно перечисление этих имен дает представление, какого масштаба был этот молодой музыкант и насколько велика была потеря с его уходом из жизни.
В начале 1933 года Ланг и Венути записали несколько произведений классического репертуара, после чего Эдди, обеспокоенный частыми обострениями воспалительного процесса в горле, решился на удаление миндалин, хотя возраст для такой операции уже и был упущен. Операция не была настолько серьезной, чтобы за жизнь пациента можно было беспокоиться. Но случилось непредвиденное: во время анестезии произошел тромбоз сосудов, и спасти жизнь молодого человека не удалось. В результате мир лишился одного из самых одаренных музыкантов ХХ века.
Как известно, история не знает сослагательного наклонения, поэтому можно только предполагать, каких бы высот достигло искусство джазовой гитары, если бы Эдди Ланг не ушел из жизни так рано.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев