«Хочу, чтобы ты нарисовал меня не как других», сказала Елизавета Петровна
- Изобрази меня так, чтобы вся Европа завидовала и удивлялась. Чтобы портрет был таким, каких еще не было.
- Хорошо, Елизавета Петровна, я приложу все усилия, - ответил невысокий и лысый художник, второй год работавший придворным живописцем в Петербурге.
Портрет Елизаветы Петровны на коне с арапчонком, Георг Кристоф Гроот
Когда немец Георг Кристоф Гроот согласился поехать в эту далекую Россию, чтобы стать там «гофмалером», он даже не подозревал, что приедет как раз в самую заварушку. Дело в том, что 10 октября с художником заключили контракт, по которому он становился придворным живописцем. А через полтора месяца власть в Петербурге сменилась – «дщерь Петрова» Елизавета Петровна собрала гвардейцев и убрала с трона Ивана Антонович и его родителей.
Впрочем, Гроот так и остался при дворе отрабатывать свое жалование в 1500 рублей в год и дополнительные «плюшки», которых тоже было достаточно. Ведь ему полагалось:
«да сверх того квартира, или вместо квартиры по пятидесяти рублей в месяц, да на дрова по тридцати рублей в год».
Тут, конечно, захочешь выполнить условие императрицы – создать такой портрет, чтобы он поразил всех. И Гроот придумал, что надо сделать. Сложно сказать – натолкнуло его на эту мысль то, что Елизавета Петровна любила наряжаться в мужскую одежду. Или именно работа над этим портретом натолкнула императрицу на идею устраивать балы, на которых женщины наряжались в мужское, а мужчины – в дамские наряды. Но на портрете Гроота Елизавета Петровна предстала перед публикой в мундире Преображенского полка, сидящей на коне по-мужски.
Неизвестный художник, творческая "переработка" портрета Елизаветы Петровны работы Гроота
Вот уж на самом деле удивил. Все-таки женщины в военную форму тогда не очень-то наряжались. И еще долго будут встречаться только редкие исключения. Я рассказывал, как Ольга Николаевна, дочь Николая I, веком позднее, наотрез отказалась надевать гусарские чикчиры, когда ее назначили шефом гусарского полка. С тех пор и появилась форменная юбка для «высочайших шефов» женского пола.
Ведь Елизавета Петровна всегда была лихой барышней и мужские наряды носила также запросто как и женские. Особенно в то время, когда была создана эта картина. Ведь это – 1743-й, ей 33 года, почти все царствование с его почти непрерывным двадцатилетним праздником еще впереди.
Картина Гроота оказалась настолько удачной, что с нее потом много раз копии снимали. И вообще в России этот невысокий немец из Вюртемберга очень даже неплохо устроился. Многие картины российской знати той поры созданы именно им.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Нет комментариев