А вы знаете, мои читатели, что такое тучерез? Это слово вполне могло появиться в нашем языке в конце XIX – начале XX века. Но не зашло, прижилось другое слово, которое мы теперь и используем. И слово это небоскреб.
Впервые разговор о том, что неплохо бы как-то назвать высокие дома зашел в 1876 году, когда в Москве произошло удивительное событие – построили первый ПЯТИЭТАЖНЫЙ дом. Причем построил его не какой-то там делец-купец. А монастырь. Троице-Сергеева лавра всегда была одной из самых богатых в России и коммерческими делами братья-монахи занимались только в путь, разумеется, в перерывах между молитвами.
Так вот после того, как в Москве появилось пятиэтажное здание Троицкого подворья на Ильинке, недалеко от Красной площади, про него написали все газеты. Во-первых, потому что красивое, во-вторых, потому что самое высокое, в-третьих, потому что это – Троице-Сергиева лавра, в-пятых... Ну и так далее. Дом был построен как доходный и лавра на нем очень неплохо зарабатывала, сдавая в доме квартиры, как это сейчас принято называть «посуточно» и на «длительный срок». Кроме того, в доме имелись магазины и «Новотроицкий трактир», куда же в хорошем доме без трактира.
И аж до 1905 года этот дом считался самым высоким в Москве, хотя за эти почти 30 лет в городе появилось много домов в 4-5 этажей. Но в 1905 году закончилось строительство того самого дома, с появлением которого в русском языке и появились слова тучерез и небоскреб. Первое вскоре забылось, а небоскреб осталось.
Связано это было с завершением строительства доходного дома купца Фёдора Афремова, который отгрохал здание в ВОСЕМЬ этажей с внешней стороны Садового кольца на Садовой-Спасской улице. Сейчас рядом с ним находится станция метро «Красные ворота» и одна из сталинских высоток – прямо рядом. Удивительно, что тучерезу-небоскребу 1905 года повезло и он остался стоять и стоит до сих пор. Получилась интересная концентрация исторических небоскребов на квадратный километр московской площади. Конечно, в Москва-Сити небоскребов больше и они выше. Но когда они еще историческими и архитектурными памятниками станут :)
Так вот это дом Афремова приносил хозяину очень даже неплохие деньги. Квартиры в этом доме тогда были в основном четырех и пятикомнатными. Платили за них от 420 до 950 рублей в год, за коммерческие помещения на первом этаже – до 1500 рублей в год. По петербургским меркам – немного, по московским – вполне (да, тогда цены в Петербурге на аренду жилья были намного выше, чем в Москве). И после вычета расходов на обслуживание дома – дворников, лифтеров и прочих сантехников, у хозяина оставалось около 50 тысяч рублей в год.
Вот и получается, что доходные дома были настоящим Клондайком для владельцев. Особенно, если они тучерезы :) Те, которые небоскребы :)
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Комментарии 2