Когда храм только был построен, то подвергся жесткой критике со стороны современников.
Художник Василий Верещагин называл храм Христа Спасителя «прямым воспроизведением знаменитого Тадж-Махала в городе Агра», построенным «довольно бездарным архитектором Тоном». Философ Евгений Трубецкой же сравнивал собор с «огромным самоваром, вокруг которого благодушно собралась патриархальная Москва».
Но за его архитектурой скрывается история, в которой удивительным образом переплелись война и вера, искусство и идеология, разрушение и возрождение — словно в миниатюре отражая судьбу самой России.
Идея возведения храма возникла зимой 1812 года — сразу после победы над Наполеоном. Это была не просто архитектурная инициатива, а эмоциональный отклик народа, который только что пережил величайшее испытание. Александр I подписал манифест о строительстве «в благодарность Богу за спасение России».
Планов было много, и первый проект оказался грандиозным. Архитектор Карл Витберг предложил возвести храм высотой более 200 метров — выше собора Святого Петра в Риме. Витберг мечтал, чтобы камни «заговорили о миссии русского народа». Однако судьба распорядилась иначе: смерть императора, финансовые трудности и обвинения в растрате остановили стройку.
Когда к власти пришёл Николай I, он решил начать всё заново. Новый проект поручили Константину Тону — стороннику «русско-византийского стиля». Его храм стал более «земным», но всё ещё грандиозным. Место выбрали непростое — Чертолье, бывшее болото, связанное с множеством легенд. Местные старушки предрекали: «Бедный, недолго ему простоять». Пророчество оказалось пугающе точным.
Строительство заняло десятилетия. Чтобы доставлять материалы, в Подмосковье даже прорыли специальный канал между реками Истра и Сестра. Его строительство длилось 25 лет, а из-за него увеличилось озеро Сенеж.
Храм торжественно освятили в 1883 году — в день коронации Александра III. Он стал главным религиозным символом России конца XIX века, здесь проходили государственные торжества, юбилеи и службы, собирающие тысячи людей.
В 1931 году по личному указу Сталина храм был взорван — на его месте планировали возвести Дворец Советов с гигантской статуей Ленина. Камень из разрушенного храма пошёл на отделку станций метро «Кропоткинская» и «Новокузнецкая». Из колоколов сделали бронзовые фигуры для метро «Площадь Революции».
От собора остался только фундамент — и память.
На месте фундамента вскоре построили открытый подогреваемый бассейн "Москва" — самый большой в Европе. В народе говорили, что по ночам в воде отражается прежний храм. Легенды множились: кто-то утверждал, что в бассейне «нечистая сила» тянет людей ко дну, кто-то — что духи молящихся по-прежнему охраняют это место. Бассейн простоял до 1994 года.
После распада СССР храм решили восстановить. И снова — как 200 лет назад — «всем миром». Деньги собирали по всей стране. Работы начались в 1994 году и уже через три года были завершены.
Внешний облик воссоздали по проекту Тона, но с изменениями: барельефы стали бронзовыми, высота увеличилась, а внутреннее убранство получило современное оформление. От старого храма почти ничего не осталось — кроме памяти и символического смысла.
История храма Христа Спасителя — не просто архитектурная сага. Это история веры и воли, взлётов и падений, забвения и возвращения.
#архитектура #амбассадорррускойкультуры #АРК

Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев