Осень в русской живописи — это, пожалуй, самый богатый источник вдохновения, многие живописцы любят это время года за буйство красок. Но стоит только вспомнить работы Исаака Левитана, и понимаешь: нельзя представить себе осенний пейзаж без его внимательного, тонко чувствующего взгляда художника, наполнившего осеннюю природу особым смыслом.
Исаак Левитан родился на самой окраине Российской империи — в тихом еврейском посаде Кибарты, в семье, где ценили образование и традиции. Но всей России он подарил свой особый поэтический взгляд на природу. Уже учась в Московском училище живописи, Левитан начал говорить с окружающим миром на особом художественном языке — языке эмоций. Его пейзажи не просто изображают деревья, луга и небо — они пронизаны настроением, которому хочется довериться.
Еще учащимся Левитан, девятнадцатилетний юноша, создает «Осенний день. Сокольники» — картину, которая сразу же заставила говорить о нем как о художнике нового типа. Здесь впервые в русском искусстве столь ярко звучит внутренний мир природы. Одинокая женская фигура на пустынной аллее старого парка — как символ уединения и раздумий, которые так свойственны осени. Интересно, что женскую фигуру написал друг Левитана, Николай Чехов. За этой мягкой недоговоренностью, где сюжет лишь повод для чувства, проявляется главное — настроение. Именно поэтому мы, глядя на эту работу, каждый раз можем узнать себя: в тишине аллеи, в золотом листопаде, в едва ощутимой грусти.
Кстати, именно здесь начинается связь между коллекционером Третьяковым и Левитаном: Павел Третьяков купил эту работу для своей коллекции, поверив в юного мастера, несмотря на скепсис тогдашней критики.
«Золотая осень» — Левитан пишет сияющую листву, голубое по-летнему небо, спокойную реку — и, кажется, благодаря легкости мазка мы слышим шуршание листвы, ощущаем теплый осенний воздух,.
Почему Левитан так любил осень?
В осени есть и глубина раздумий, и тихая радость, и легкая грусть — то, что называют русской душой. Левитан говорил через природу о самом сокровенном, о вечном диалоге человека и мира вокруг. В каждом его осеннем полотне — эта тонкая грань между светом и тенью, между прощанием и надеждой.
Примечательно, что Левитан не получил официального законченного художественного образования. Но его работы уже при жизни стали ценнейшей частью российской культуры. Его пригласили в Товарищество передвижных выставок, Академия художеств присудила ему звание академика, а позже он и сам стал наставником будущих мастеров.
Левитан ушел из жизни рано, в 1900 году, но оставил после себя целую галерею осенних состояний, где каждый осенний день — не просто природное явление, а лирический сон, рассказанный художником через краски.
Осень у Левитана — это всегда больше, чем просто пейзаж. Это живое дыхание природы, трепет настроения, бесконечный диалог художника и зрителя. Вглядитесь в его осенние работы, и, возможно, эта золотая пора откроется вам с новой стороны — как самый поэтичный и философский пейзаж нашей жизни.
_________________
1. - Осенний день. Сокольники. 1879. Государственная Третьяковская галерея, Москва
2. - Золотая осень. 1895. Государственная Третьяковская галерея, Москва
3. - Осень. Усадьба. 1894. Омский областной музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля
4. - Сумерки. Луна. 1899. Русский музей, Санкт-Петербург
5. - Долина реки. Осень (Долина реки осенью). 1896. Русский музей
6. - Осенний пейзаж. 1890-е. Этюд. Луганский художественный музей.
#живопись #ИсаакЛевитан #амбассадоррусскойкультуры #АРК

Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев