Сегодня это одна из главных визитных карточек города и один из крупнейших православных храмов мира. Но мало кто задумывается, сколько испытаний пришлось пройти архитекторам и строителям, чтобы подарить нам это грандиозное здание. Давайте разберёмся, как создавалось это чудо инженерной мысли XIX века.
Современный Исаакиевский собор — это уже четвёртое здание, возведённое на этом месте.
Первый храм в честь святого Исаакия появился в самом начале XVIII века: его сделали буквально из переделанного амбара для чертежей. Именно здесь в 1712 году Пётр I венчался с Екатериной I.
Второй собор построили из камня, но он быстро обветшал.
Третий, по проекту Антонио Ринальди, простоял чуть дольше, но тоже оказался недолговечным.
И вот — попытка номер четыре.
В 1809 году Александр I объявил конкурс, куда свои проекты представили лучшие архитекторы России и Европы: Андриан Захаров, Андрей Воронихин, Джакомо Кваренги, Чарльз Камерон. Но император остался недоволен.
И тогда судьбу собора доверили малоизвестному Огюсту Монферрану, французу без серьёзной практики. Его выбрали не за постройки, а за… красивые рисунки. Решение казалось рискованным — и не зря: первую версию его проекта раскритиковали коллеги, и стройку пришлось приостановить.
Самое долгое строительство Петербурга
Вторая версия проекта оказалась удачной, но строительство шло крайне медленно.
Фундамент делали 5 лет: в землю вбили 12 тысяч дубовых свай, траншеи залили водой и ждали морозов, чтобы сваи закрепились льдом.
Колонны для четырёх портиков везли из Выборга. Каждая гранитная глыба весила сотни тонн. Чтобы доставить их в Петербург, строили специальные баржи и устройства для подъёма.
Купол (диаметр почти 26 м, высота собора 101,5 м) выполнили из металла, а не камня. На его золочение ушло более 100 кг чистого золота. Монферран вдохновлялся куполом собора Святого Павла в Лондоне.
Всего храм строили 40 лет, и это стало рекордом для Петербурга.
Оформление собора не уступает его архитектуре.
Скульптор Иван Витали создал монументальные бронзовые двери, вдохновлённые флорентийскими «Вратами рая». Он же автор статуй апостолов и ангелов.
В убранстве участвовали Пётр Клодт и Александр Логановский.
В интерьерах использовали малахит, лазурит, мрамор и порфир.
Карл Брюллов расписал плафон площадью более 800 м², изобразив «Богородицу во славе».
Иконостас собора украсили малахитовыми колоннами и мозаикой.
На момент постройки Исаакий стал самым дорогим храмом Европы: 23 миллиона рублей (для сравнения: строительство огромного Троицкого собора обошлось в 2 миллиона).
После революции храм превратили в музей. В 1931 году внутри разместили Музей атеизма, а в куполе даже подвесили маятник Фуко, чтобы демонстрировать вращение Земли.
Во время блокады Ленинграда в подвалах собора хранили музейные ценности. Немцы использовали купол как ориентир, поэтому не бомбили его напрямую — и собор выстоял.
#СанктПетербург #Исаакиевскийсобор #архитектура #АРК #Амбассадорусскойкультуры
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев