Загадка, а не песня. Услышал я её впервые в двухтысячном году на диске "Песни забайкальских казаков". И был немало удивлён, поскольку я уверен был, что ни одна казачья песня мимо меня пройти не может, - а тем более, такого уровня, как эта. Ведь она на самом деле - мощная, мгновенно западает в душу, - корневая, я ни сколько в этом и не сомневался. Молодцы, ребята-забайкальцы, я ещё подумал: откопать такую песню, - можно спеть с десяток новых, но одна народная затмит собой их все, пусть даже сотню.
А в то время я довольно занят был казачьими делами, - постоянно с кем-нибудь встречался, - в смысле, с казаками, и причём, из разных войск: от Уссурийского до Терского. Дела делами, но признаюсь честно: ни одна из наших встреч не обходилась без прощального застолья и без песен, - вот, такие мы, куда деваться-то. И кто во что горазд: нас хлебом не корми, сыграть бы только песню: и, конечно, что-нибудь такое, неизвестное, и каждый что-нибудь такое находил, конечно. Вот и я туда же: эта песня очень даже пригодилась мне, - никто почти её не знал и всем она казалась очень сильной, даже может, лучше остальных. Почти, это понятно, - потому как не было такого случая, чтобы кто-нибудь когда-нибудь вдруг не узнал бы эту песню: о-о, да это же моя родная песня, - дед её играл ещё, - и все, конечно же, поддакивали: да, я тоже где-то её слышал. Вариантов было много: кто и как, и где когда-либо мог слышать эту песню. Только было не понятно: чья она, - донская или же сибирская, а может даже, и кубанская.
И каково же было удивление моё, когда однажды я узнал, что эта песня вовсе не народная, а новодел, придуманный совсем недавно, в девяностых. Даже авторы её известны: музыку придумал бард один из города Владимира - Виктор Столяров, - а текст он к ней нашёл в журнале "Огонёк", - стихи принадлежат известному поэту Давиду Самойлову. И честно говоря, я не поверил в это: надо бы найти их и узнать, - а нет ли здесь какой-нибудь ошибки. Вот только бард уже в то время жил за океаном, а поэт, увы, уже скончался.
Но стихи я всё-таки нашёл. И был опять же удивлён, чрезмерно даже. Ведь они не мало отличались от уже известного мне песенного текста. Вот, к примеру, у Самойлова: "я только трубочку курил с турецким табаком", - вот это да, а где же слово "горьким", и не "табаком", а табачком. Ну, или же: " навстречу пулям понесусь на молодом коне", - так, там же вороной был конь, и он был свой!.. И не споёшь ведь: не хватает слов: поётся ведь: "я только трубочку курил с турецким горьким табачком", - без слова "горьким" ты её и не споёшь. И в этом замечательном стихотворении отсутствовал последний песенный куплет:
Но только смерть не для меня.
Да, видно смерть не для меня.
И снова конь мой вороной
Меня выносит из огня.
А без него никак!.. Теряется ведь даже смысл этой песни, - однозначно не хватает завершении. И вот что удивительно ещё: стихотворение это называется: "Песенка гусара". Вот, те на!.. Гусары - это кто?.. Это поляки изначально, или венгры, - русские гусары тоже были, только позже. Но казак гусаром никогда не назывался. Значит, этот стих к нам не имеет отношения?.. А как же песня?.. Ведь она как есть: от слова и до слова в этой теме, - казака ведь не обманешь, - это наша песня!.. Ну, дела...
И варианта два всего. Возможно, кто-нибудь из казаков её додумал и допел, приблизив текст её, а так же и звучание к народной песне. И этим казаком вполне мог быть Саня Авдеев, - лидер "забайкальцев", - может быть, из-под его гармошки эта песня и приобрела знакомое уже нам исполнение. Ведь забайкальцы первыми её исполнили.
И вариант второй. Она, действительно, народная, - и здесь, наверное, какая-то мистификация. И правы, может быть, мои друзья из разных войск казачьих в том, что эту песню слышали они давно уже.
И в самый раз теперь представить вам народный коллектив, который эту песню исполняет здесь. Прошу любить и жаловать: «Тальяночка», - мои родные земляки из Кемеровской области, - селение Новосафоновка близ города Прокопьевска. Слева направо в клипе: Анастасия Савинцева, Михаил Булгаков, Яна Бугорская, Сергей Шиков, Владимир Козлов, Алёна Пимшина и Евгения Ложкина. Ну, и как вы думаете?.. Случайно или нет, они поют казачьи песни, - в частности и эту замечательную песню, а?.. Да нет, конечно, не случайно. Сибирь – земля казачья, - кто бы, что не говорил, - а юг Сибири так особенно. Да вот они, границы наших рубежей, - рукой подать буквально: Бийская казачья линия, а рядом с ней и Бухтарминская. На этих рубежах на протяжении столетий казаки и защищали свою Родину от разных ворогов: хунхузов и кыргызов, не давая им пройти на Землю Русскую. И вот, пожалуйста, «Тальяночка»! Да это же наследники тех воинов, - сибирских казаков!.. И вовсе не случайно эта же «Тальяночка» сегодня называется уже не так. А как?.. «Казачий музыкальный спецназ «Беркут»! Так-то вот!.. Слава Богу, что мы казаки!
Когда мы были на войне, когда мы были на войне
Там каждый думал о своей любимой или о жене.
И я бы тоже думать мог, и я бы тоже думать мог
Когда на трубочку глядел, на голубой её дымок.
Но я не думал ни о чём, но я не думал ни о чём
Я только трубочку курил с турецким горьким табачком.
Как ты когда-то мне лгала, как ты когда-то мне лгала
Но сердце девичье своё навек другому отдала.
Я только верной пули жду, я только верной пули жду
Что утолит печаль мою и пресечёт нашу вражду.
Когда мы будем на войне, когда мы будем на войне
Навстречу пулям полечу на вороном своём коне.
Но только смерть не для меня, да, видно, смерть не для меня
И снова конь мой вороной меня выносит из огня.
Из книги Виктора Арышева "Мой песенный роман" том 1.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев