Что же может рассказать нам этот предмет? Ну, например, об авторе…
Николай Иванович Либерих родился в Санкт-Петербурге в 1828 году и половину своей жизни посвятил военной службе. Создание глиняных и восковых фигурок вначале для него было простым увлечением, которым будущий известный скульптор занимался в свободное время. Однако позже он занялся этим делом всерьез, посвятив достаточное время обучению. В этом ему помогли занятия в Академии художеств, в которую полковник Либерих поступил по выходу в отставку в возрасте 29 лет. Посвятив свободное от военной службы время творчеству, Либерих создал множество оригинальных композиций, которые в дальнейшем многократно отливали в бронзе и чугуне. Прекрасный наездник и охотник, скульптор запечатлел свои наблюдения в разнообразных охотничьих, военных сценах, сюжетах с изображением животных. Одной из известных работ Либериха является скульптура «Лисинский медведь» (другое название «Медведь на задних лапах»), представляющая собой массивное изделие высотой более полуметра (масса чугунного варианта составляет 25 кг). В ней запечатлен настороженный медведь, вставший на задние лапы, чтобы иметь лучший обзор и выглядеть более устрашающим перед возможным противником. Эта скульптура отражает реальный эпизод, произошедший в 1865 году с императором Александром II во время охоты в Лисинском лесничестве. Охота на медведя была обычным делом для императора, о чем свидетельствуют многочисленные исторические документы и художественные произведения. Александр II считается самым заядлым из всех российских правителей медвежатником, убившим за свою жизнь около 150 медведей. В селе Лисино под Петербургом располагалось учебное лесничество, где часто охотились члены императорской семьи, их приближенные и гости. Именно здесь в марте 1865 года Александр II, пробираясь сквозь заснеженную лесную чащу без сопровождения, один на один столкнулся с огромным медведем, стоявшим на задних лапах перед вывороченным из земли пнем. Напоминаю, холодное время года, когда медведи вообще-то должны спать, а разбуженный от спячки медведь весьма и весьма недобр. Видимо, зверь был разбужен голосами охотников, выстрелами и лаем собак. Государь оказался в опасной близости от опасного животного. Вероятно, императору потребовалось все его самообладание, чтобы успеть вскинуть ружье и застрелить его. Этот случай очень быстро стал известен Петербургу, а чуть позднее и всей России. Существует версия, что эту скульптуру у Либериха заказал сам император, чтобы преподнести подарок именитым участникам охоты. На «Лисинском медведе» (оригинальной отливке) имеется надпись о том, что медведь убит императором 9 марта 1865 года.
Отливка изделий по старым оригинальным формам и образцам в советское время была вполне обычным явлением. Так что, на первый взгляд, скульптура не является уникальной, но для Бийского музея она представляет интерес еще и историей ее появления. «Медведь» появился в нашем собрании неожиданно. Однажды в музей обратилась бийчанка Елена Павловна Дымова с предложением закупить для экспозиций музея интересные вещи. С такого рода благотворительностью мы еще не встречались. Но нашли в антикварном магазине то, что могло бы послужить расширению коллекции и пополнению экспозиционных залов. Так в музее появился письменный стол начала ХХ века, керосиновая лампа с абажуром и скульптура «Медведь». Ныне все эти предметы вы можете увидеть в экспозиции купеческого зала.
Нет комментариев