Кен Мэнсфилд (руководитель “Эппл Корпс” в США): «Мы планировали, что “Битлз” выступят перед аудиторией. По одному из сценариев мы должны были арендовать один из клубов в Германии, как будто для группы “Рики Энд Ред Стрикс”. Идея состояла в том, что эта группа как бы предполагает стать следующей после “Битлз” группой из Англии, такой свежей английской рок-группой с большой рекламной кампанией. Когда клуб заполнится и двери закроются, то на сцену выйдут “Битлз”. Это были бы “Битлз”, выступающие в маленьком клубе, и мы бы снимали их в режиме кинохроники. Но это осталось неосуществленным».
Этан Рассел (фотограф): «Я слышал, как режиссёр Майкл Линдсей-Хогг уговаривал их поехать в какое-нибудь интересное место – например к египетским пирамидам, и сыграть концерт там, но парни его не слушали».
Ринго: «У нас был план выступить где-нибудь с концертом. Мы раздумывали, куда бы отправиться – в “Палладиум” или “Сахару”. Но тогда нам пришлось бы брать с собой всё необходимое нам оборудование, поэтому мы решили: “Давайте поднимемся на крышу”».
Ринго: «Мы попросили Мэла и Нила установить оборудование на крыше».
Нил Аспинал (управляющий директор “Эппл Корпс Лимитед”): «Меня там не было. Я лежал в больнице, у меня только что вырезали гланды, поэтому я пропустил это шоу».
Мэл Эванс (дорожный менеджер “Битлз”): «Один конкретный день в конце января вызвал настоящий ажиотаж. Чтобы добиться какого-то необычного звучания под открытым небом, мы перенесли сессию из подвальной студии на крышу дома 3 по Сэвил-Роу. Для установки оборудования был сделан настил из строительных досок».
Дэйв Харрис (техник звукозаписи “И-Эм-Ай”): «В начале пятого утра я с техническим инженером Китом Слотером приехал к офису “Эппл” на машине студии “И-Эм-Ай”, полной веревок, блоков и креплений, усилителей, динамиков, бухт с проводами и бог знает, чего ещё. Нас остановил полицейский. Мы были в каких-то больших и неряшливых пальто и шляпах, и выглядели как пара бандитов. Полицейский спросил, куда мы идем, и мы ответили: “Если мы скажем, то вы нам не всё равно поверите” – и он нас отпустил! Поскольку студия находилась в подвальном помещении, мы оттуда таскали оборудование на крышу, подключили его к оборудованию внизу, прокладывая провода вниз по лестнице. Потом мне пришлось настраивать большой динамик, привезённый со студии “Эбби Роуд”».
Дэйв Харрис (техник звукозаписи “И-Эм-Ай”): «К началу концерта всё было подготовлено, но без проверки звука».
Лесли Кавендиш (личный парикмахер “Битлз”): «Ещё накануне мне позвонили и сказали, что на следующий день “Битлз” будут давать концерт. Я всегда был наготове, чтобы если нужно, привести их волосы в порядок. Я был рад делать это. Утром я приехал в офис “Эппл”, начал делать свою работу и понял, что концерт должен был пройти на крыше! Я сделал всё возможное в сложившихся обстоятельствах. Они были несколько напряжены и решали стоит ли им вообще выступать. Позже мне рассказали, что за минуту до того, как они открыли дверь, чтобы выйти на крышу, они всё ещё решали, а стоит ли туда выходить. Вскоре я тоже поднялся на крышу, сел на ступеньку и стал свидетелем исторического концерта. Не думаю, чтобы кто-нибудь знал, что это будет их последним выступлением».
Кен Мэнсфилд (руководитель “Эппл Корпс” в США): «Всё произошло очень быстро. В тот день я работал в лондонском офисе, и меня окликнул Мэл Эванс: “Эй, Кен, через пятнадцать минут мы поднимемся на крышу. Давай с нами”. Я ни о чём не знал и спросил: “Что ты имеешь в виду?”
– Парни поднимутся на крышу, чтобы дать там концерт. В последнюю минуту я бросился покупать толстое пальто, зашёл в первый попавшийся магазин, но всё, что я смог найти, был прорезиненный плащ. На крыше он задубел и потерял эластичность. К сожалению, в нём было холодно. Хорошим в нём было то, что он был белого цвета, а все собравшиеся на крыше были в чёрном, поэтому я оказался единственным парнем в белом, так что меня легко выделить в фильме и на фотоснимках. Просто обратите внимание на белый плащ. Это я».
Пол: «Мы решили исполнить весь материал, который репетировали и записывали. Если у нас получится удачный вариант, то это и будет запись; если нет, мы воспользуемся более ранними дублями, которые записали внизу, в подвале».
Марк Льюисон (автор книги “Сессии записи ‘Битлз’”): «42-минутное выступление записывалось на два восьмидорожечных магнитофона, расположенных в студии “Эппл”, Джорджем Мартином, звукоинженером Глином Джонсом и оператором Аланом Парсонсом».
Джордж: «Мы поднялись на крышу, чтобы воплотить в жизнь идею живого концерта, потому что это было намного проще, чем отправиться куда-либо ещё. К тому же никто никогда такого не делал, так что было бы интересно посмотреть, что произойдёт, когда мы начнём там играть. Это было приятное небольшое социальное исследование».
Майкл Линдсей-Хогг (режиссёр): «Мы все поднялись по небольшой лестнице, и, в каком-то смысле, вошли в историю».
Этан Рассел (фотограф): «Снимать концерт на крыше стало для меня настоящим приключением. Я сразу понял, что в кадр они у меня не влезут даже с 24-миллиметровым объективом, поэтому старался отходить от них как можно дальше и даже забрался на строительные леса на самом краю крыши. Ещё шаг – и можно было свалиться. Я был там всё это время с двумя фотоаппаратами, без помощников. Из зрителей присутствовало человек пятьдесят».
Майкл Линдсей-Хогг (режиссёр): «Мы не могли отходить достаточно далеко от них, потому что можно было свалиться с крыши».
Кен Мэнсфилд (руководитель “Эппл Корпс” в США): «Пока группа не заиграла, сотрудники “Эппл” даже не думали подниматься на крышу. Так что в это время на крыше было, вероятно, вместе с группой и Билли Престоном всего около двадцати человек».
Дэйв Рыбачевски (автор книги “История музыки ‘Битлз’”): «Композиция “Вернись” (Get Back) затрагивалась и/или исполнялась в общей сложности пять раз в течение этого 42-минутного выступления. Первой была репетиция, которая началась с того, что Джон сыграл своё соло, остальные присоединились к следующему припеву, причем Пол и Джон пели вместе. Эта версия была просто репетицией для звукоинженеров, после чего были внесены коррективы в настройку оборудования».
Пол: «У меня была маленькая бас–гитара “Хефнер” – очень лёгкая, на ней очень приятно играть».
Пол: «Мы выступали тогда точно так же, как и тысячи раз до этого. Каждый из нас знает, что от него требуется. С самой первой секунды мы поняли, что получим удовольствие. Мы слились воедино с первого же аккорда и вдарили огня и мощи. Мы всегда любили то, чем занимались. И когда играли вместе, то забывали обо всём на свете. Мы становились просто группой, выступающей на сцене. И каждый раз это было событием для нас».
Майкл Линдсей-Хогг (режиссёр): «Мы арендовали вертолёт, который сделал несколько кадров, стараясь не подлетать слишком близко, чтобы его звук не попал на запись».
Дэйв Рыбачевски (автор книги “История музыки ‘Битлз’”): «Вторая версия композиции “Вернись” (Get Back) закончилась заявлением Пола: “Похоже, Тед Декстер забил ещё один шар!” Это было сделано в ответ на вежливые аплодисменты, последовавшие за окончанием этой песни, которые были гораздо более сдержанными по сравнению с теми, к которым они привыкли на стадионах и концертных залах во время своих турне. Поэтому это напомнило Маккартни о реакции на матчах по крикету, когда Тед Декстер, который был знаменитым английским игроком в крикет начала 1960-х годов, забивал шар. Затем Джон произнёс: “Большое спасибо… ещё одна просьба от Мартина и Лютера”, имея в виду их выступление на радио “Би-Би-Си” в 1963 году, когда они отвечали на запросы слушателей. Затем продюсер/инженер Глин Джонс спрашивает: “Есть ещё звуковой канал от ‘Фендеров’?” Этот вопрос касается того, нужно ли им включать свои усилители или нет. “Да, мы пишем”, – затем он дает указание перегруппироваться для подготовки к их следующей песне, которая станет третьим исполнением песни “Вернись” (Get Back). Фильм “Пусть будет так” включает отредактированную версию второй и третьей версий песни, исполненной в этот день. Третья версия композиции “Вернись” (Get Back) была исполнена, чтобы добиться идеального звучания. Однако Пол слегка посмеивается после того, как соло-гитара Джона сбивается с ритма во втором куплете. После паузы Пол говорит: “Ааааа, возвращайся домой, никогда больше не бродяжничай” (Aaaah, get back home, never more to roam), и, после финального тяжеловесного окончания и последовавших за этим аплодисментов, Джон заявляет: “О, брат…был запрос на Дейзи, Морриса и Томми”, – продолжая шутку радио “Би-Би-Си” из предыдущего выступления».
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 5