Дэйв Рыбачевски (автор книги “История музыки ‘Битлз’”): «К этому дню текст песни “Долгая и извилистая дорога” (The Long And Winding Road) был полностью готов. Таким образом, можно с уверенностью сказать, что песня была написана в период с сентября 1968 по 26 января 1969 года. В этот день Пол играл на фортепиано, Джордж на акустической гитаре “Гибсон Джей-200” через динамик “Лесли”, Джон на бас-гитаре “Фендер VI”, Ринго на барабанах и Билли Престон на электрическом пианино. На этой сессии этой песне было уделено больше часа. Полу потребовалось некоторое время, чтобы объяснить, какие синкопированные ритмы он хотел использовать во втором такте каждого куплета, поскольку Ринго и Джордж обычно возвращались слишком рано. “Нет, нет, вам придётся подождать гораздо дольше, – инструктировал Пол, – потому что, если вы делаете синкопу, то это будет похоже на двойную синкопу”. Поскольку все они только знакомились с аккордами и начинали прорабатывать аранжировку, многие из этих репетиций были довольно плохими. Джону, в частности, было трудно играть на бас-гитаре, которая не является его обычным инструментом. Поскольку они твёрдо решили исполнить все песни в этом проекте без наложений, а Пол в этот раз играл на фортепиано, то Джону пришлось играть на бас-гитаре. Полу даже приходилось иногда брать аккорды и петь “бомм, бомм, бомм”, чтобы вокально демонстрировать Джону, что ему нужно играть. Джон не обрадовался, узнав, что песня написана “ми-бемоль мажор” и что каподастр не подходит к басу “Фендер VI”, который он использовал. “Ми-бемоль? Твою же мать! Всё в порядке. Мне просто придется впасть в истерику”, – пошутил он».
Дэйв Рыбачевски (автор книги “История музыки ‘Битлз’”): «В какой-то момент Полу пришлось проинструктировать Джона не играть слишком много нот, а играть только при смене аккордов. В конце концов у Леннона появилась привычка поднимать ноту на грифе своего баса в тактах 6 и 8 каждого куплета, а также в конце песни, что он решил делать до конца этих сессий. Чтобы немного развеять напряжение при разучивании песни, они углубились в латиноамериканскую версию “ча-ча-ча”, которая длилась около полутора минут, часть из неё была включена в фильм “Пусть будет так” и в сериал Питера Джексона “Вернись”. Пол останавливает это словами: “Ладно, ребята, хватит! Мы могли бы продолжать так весь этот чёртов день!”».
Дэйв Рыбачевски (автор книги “История музыки ‘Битлз’”): «После этого Джон начинает чувствовать партию бас-гитары для этой песни, хотя кажется, что он имитирует вокальную работу Пола. Пол, однако, начинает становиться более энергичным, намеренно дурачась с вокалом и добавляя глупые интонации. После того, как Маккартни даёт Ринго несколько указаний о том, как он хочет, чтобы он играл на тарелках во время куплетов, барабанщик откидывается на спинку своего барабана и засыпает, в то время как остальные продолжают репетировать песню. “Как-то не прозвучала барабанная дробь, не так ли?” – реагирует Пол. Непринужденное звучание песни без барабанов побуждает Маккартни заявить: “Это звучит немного как что-то вроде танцевального оркестра”, и по мере продолжения песни он объявляет: “…и этот медленный фокстрот Риты и Томаса Уильямсов!” Джон подхватывает: “На Питере тёмное сомбреро и борода”, на что Пол добавляет: “На муже кремовая длинная юбка, которую он сшил сам!”. Пока Ринго ещё спал, Джордж Мартин поинтересовался, почему плохо слышно гитару Джорджа Харрисона и правильно ли он играет аккорды. Он сказал, что аккорды, вероятно, были неправильными, потому что он сам себя не слышал. Затем Мэл Эванс принёс звукосниматель, который закрепили к корпусу гитары для увеличения громкости. Прежде чем его прикрепили, Джордж прижал звукосниматель к своей шее и в шутку напел мелодию с преувеличенным вибрато, заставив Джорджа Мартина рассмеяться».
Дэйв Рыбачевски (автор книги “История музыки ‘Битлз’”): «После пары неудачных попыток, в одной из которых продюсер прерывает начало дубля, в котором Пол поет: “Долгая и извилистая дорога / да, Глин Джонс? / чего ты хочешь?” они продемонстрировали почти идеальное исполнение. После этого все прошли в аппаратную, чтобы прослушать результат».
Дэйв Рыбачевски (автор книги “История музыки ‘Битлз’”): «Из этого обмена мнениями видно, что Глин Джонс был единственным человеком, который считал, что эта запись песни “Долгая и извилистая дорога” может быть использована для включения в альбом в таком виде. Это, по-видимому, было всё, что действительно имело значение, потому что Глин в конечном счете решил выбрать эту запись для включения в предложенную им в мае 1969 года версию альбома “Вернись”, который должен был выйти летом того же года. Удивительно, но Фил Спектор также выбрал эту запись, чтобы добавить к ней струнные и хор для альбома “Пусть будет так”, который вышел в мае 1970 года. Этот дубль, без каких-либо наложений, также украсил сборник “Антология 3” 1996 года выпуска и многие юбилейные издания альбома “Пусть будет так” 2021 года выпуска. Таким образом, несмотря на то, что “Битлз” и Джордж Мартин были не согласны с этим выбором, эта запись песни “Долгая и извилистая дорога” от 26 января 1969 года стала третьей официально записанной песней для альбома. Первыми двумя были “Блюз для тебя” (For You Blue) и “Врубись в это” (Dig It). Это исполнение показывает, что Джон всё ещё пытается сладить с бас-гитарой, в то время как Джордж экспериментирует с тонкими линиями соло-гитары на открытых участках вокала, как он всегда был склонен делать, и играет ритм-аккорды в других местах. В этой версии Пол повторяет текст первой мелодической вставки во время второй мелодической вставки, где она обычно оставалась открытой в качестве инструментальной части. Джон заканчивает песню восходящей нотой на ладах своего баса, в то время как Пол играет на фортепиано с дальнейшим куплетом, в то время как Билли Престон и Джон дурачатся на своих инструментах. На восьмидорожечной ленте этой записи вокал Пола записан на первую дорожку, акустическая гитара Джорджа на вторую, электрическое пианино Билли Престона на третью, бас Джона на четвёртую, барабаны Ринго в стерео на пятую и шестую, акустическая гитара Джорджа с динамиком “Лесли” на седьмую и фортепиано Пола на восьмую».
#TheBeatles
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1