Дэйв Рыбачевски (автор книги “История музыки ‘Битлз’”): «В этот день группа всерьёз начала работать над песней Джорджа “Блюз для тебя” (For You Blue), которая в то время называлась “Потому что ты милая и прелестная” (Because You’re Sweet And Lovely). Глин Джонс предложил группе последовательно доводить до совершенства одну песню за другой, записывая каждую из них всякий раз, когда они чувствовали себя уверенно, а затем переходить к следующей. Поскольку они были вполне довольны записями песен “Вернись” (Get Back) и “Мы вдвоём” (Two of Us), следующей песней, за которую нужно было взяться, была “Блюз для тебя” (For You Blue).
Во время исполнения песни Джордж руководил своими товарищами по группе, играя на акустической гитаре “Гибсон Джей-200” и исполняя ведущий вокал. В отсутствие Билли Престона Пол играл на фортепиано, Ринго играл на барабанах кистями, а Джон играл на недавно приобретенной гавайской наколенной слайд-гитаре “Хофнер”, которая была настроена на аккорд D7, который он умело сыграл слайдом и без медиатора.
Они исполнили песню несколько раз, пока не почувствовали себя достаточно уверенно, чтобы попросить Джорджа Мартина и Глина Джонса попробовать записать её. Первый дубль, вошедший в выпущенный в 1996 году альбом “Антология 3”, начинается с игры Пола на фортепиано вместо акустической гитары Джорджа, как мы привыкли слышать. Вскоре к ним присоединяются остальные и демонстрируют впечатляющее исполнение на протяжении всего выступления. Пол играет на фортепиано в простом блюзовом стиле, который перекрывает басовые ноты, поскольку в песне никто не играет на бас-гитаре. Интересно, что в этом месте для соло используется только один куплет, в центре внимания слайд-гитара Джона. Джордж непреднамеренно заканчивает песню, напевая: “Я люблю тебя больше с каждым мгновением, когда я с тобой”, – затем Джон довольно неловко завершает песню, что заставляет его усмехнуться.
Перед началом второго дубля Джордж решает включить вступление для акустической гитары из четырёх тактов, объясняя Джону: “Хорошо, просто сделай это по одному на каждом”, на что Леннон отвечает: “Хорошо”. После окончания этого дубля принимается решение удлинить песню, что и делается, добавляя второй сольный куплет после завершения сольного куплета Джона, Пол в нём демонстрирует игру на фортепиано.
В третьем дубле гитарное вступление Джорджа расширено до пяти тактов, в конце добавлен дополнительный такт. Однако, когда начинается сольная часть, Джордж забывает дать знать Полу исполнить свой сольный куплет и начинает петь. Затем Джон выкрикивает “Пианино!”, на что Джордж смущенно произносит: “Я полюбил это пианино с того момента, как увидел тебя”.
После четвёртого дубля Джордж заявляет, что “это звучит прекрасно”, но после этого предлагается изменить звучание фортепиано.
“Было бы неплохо сделать пианино похожим на один из этих плохих старых хонки-тонков (прим. – фортепиано, в котором одна или несколько струн каждой тональности слегка расстроены), а не на рояль ‘Блутнер’, – говорит Джордж. – Что-нибудь, чтобы оно не звучало как…”, что побуждает звукоинженера Глина Джонса сказать: “Здорово!” Как показано в фильме Питера Джексона, Джордж Мартин вставил газету между молоточками и струнами рояля. “Зачем там бумага?” – спрашивает режиссёр Майкл Линдсей-Хогг, Джордж Харрисон отвечает: “Изменяет звук”, на что Линдсей-Хогг соглашается: “Да, он стал жёстче”. “Короче говоря, меньше похож на ‘Блутнер’”, – объясняет Джордж Мартин, на что Глин Джонс добавляет: “Грёбаный ‘Блутнер’!” Этот метод был использован для остальных дублей в этот день, создавая подходящее звучание “хонки-тонк”.
На этом этапе Ринго перешёл к использованию палочек вместо кистей, в то время как Пол отказался от своего традиционного блюзового фортепианного стиля в пользу некоторых причудливых аккордов на более высоких клавишах, где была газета, оставив басовые тона песни Джону, который играл на наколенной слайд-гитаре.
Было очевидно, что они были вполне довольны тем, как звучит песня и, таким образом, приблизились к созданию идеальной записи. “Лично я был феноменом”, – говорит Леннон после первого дубля, добавляя: “Мое соло было не от мира сего!” Как видно из фильма Питера Джексона, Джон демонстрирует свою заинтересованность в доведении записи до совершенства, чего обычно не было с композициями Харрисона. “Может, нам оставить её и перейти к чему-нибудь другому? Джордж? Потому что через минуту я достигну своего пика”, – заявляет Леннон и добавляет: “Думаю, сейчас я на пике!”
Когда Джордж пытался записать вступление к песне, именно Джон произнёс: “Просто не разговаривайте, когда он играет!”.
Они начали шестой дубль с того, что Джордж исполнил гитарное вступление, но Пол забыл, что они добавили пятый такт во вступление, и по ошибке вступил раньше, на что гитарист ответил: “Вот и хорошо”. После того, как кто-то звякнул льдом в стакане для питья, Джордж ещё дважды пытается сыграть правильно гитарное вступление, но оба раза неудачно. После того, как Джон крикнул: “Тише, пожалуйста”, Джордж заканчивает вступление, и группа почти безупречно играет песню.
Шестой дубль понравился всем, но, поскольку они были перфекционистами, то решили записать ещё шесть дублей на случай, вдруг у них получится ещё лучше.
Девятый дубль был довольно хорош, сольная часть которого была использована в фильме “Пусть будет так” в качестве фона для сцены, где все четверо “Битлз” по отдельности прибывают в “Эппл” на Сэвил-роу для записи в своей студии. Затем этот фрагмент переходит к группе, исполняющей песню (дубль шесть).
Дубль 12 также был отлично исполнен. Чтобы представить сольный куплет Пола, Джордж произносит: “Мистер Блутнер”, подразумевая рояль “Блутнер”, на котором играл Пол. Во время этого соло Джон в знак своего одобрения выкрикивает “Да, Джим”. Когда этот дубль заканчивается, все поздравляют себя с тем, что это, возможно, лучшее исполнение на данный момент. Джордж заявляет: “Это было приятно!” В какой-то момент Джон пошутил по поводу своей игры на слайд-гитаре: “Там несколько подлинных треков Джимми Рида! Иногда ты просто берешь гитару вот так”. Джимми Рид – американский блюзовый музыкант и автор песен, которым они восхищались.
Группа сыграла песню Джорджа в общей сложности 28 раз, 13 из которых, как только они почувствовали, что способны добиться удовлетворительного исполнения, были записаны. “На мой взгляд, главное в этом, – сказал им Джордж перед прослушиванием записей, – это то, что на это повлияли те прежние парни, знаете, у которых вообще не было ничего профессионального, так что на самом деле это просто чудо с одного дубля. Но, возможно, у нас получится чудо из четырех дублей!” Хотя некоторые январские сессии в тот период можно отнести к категории заурядных и унылых, их работа над композицией “Блюз для тебя” (For You Blue) в этот день значительно подняла настроение группы. Прослушав шестой и двенадцатый дубли, Джордж Мартин предложил смонтировать лучшие части обоих, чтобы создать окончательный микс. Джордж Харрисон не согласился с предложением, поскольку считал, что шестой дубль сам по себе был лучшим в целом, и они хотели придерживаться своей политике “честности” в записи. По сути, шестой дубль композиции “Блюз для тебя” (For You Blue) фактически стал первой официально записанной песней этого проекта. Она будет включена в альбом, хотя и с более новым вокалом, который будет записан позже».
#TheBeatles
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев