Сейчас для того, чтобы создавать украшения из бисера или делать вышивки используют примерно одинаковые виды бисера. Можно сказать, что такое понятие, как рукодельный бисер, утрачено. А вот раньше для вышивок, некоторые из которых по своим размерам могли закрыть целую стену, использовали специальный рукодельный бисер. Внутренняя сторона отверстия каждой бисеринки обрабатывалась при помощи золота, кроме того такой бисер был намного мельче, чем современный. Да и количество используемых оттенков, несмотря на все возможности современных технологий было гораздо больше. Об этом можно судить по тем старинным изделиям из бисера, которые дошли до нас в неповрежденном состоянии.Известно два основных центра стеклоделия, где следовательно и производили бисер – Венеция (остров Мурано) и Богемия (область на севере современной Чехии). В этих местностях и сейчас работают, как самостоятельные мастера, так и целые фабрики по производству цветного стекла и различных изделий из него. Качество изделий, выполняемых ими, прошло проверку временем и до сих пор остается на самом высоком уровне. Тайны производства муранского стекла охранялись самым тщательным образом, мастерам обеспечивали великолепные условия существования, но при этом никуда не выпускали с острова. Вплоть до 17 века Венеция оставалась монополистов в сфере производства стекла, изделий из него, в том числе из бисера. Однако, несмотря на все запреты многие мастера умудрялись покидать остров и бежать в другие страны, где и открывали собственные мастерские. В Богемии в свою очередь стали делать цветное «лесное» стекло и предметы из него в самой широкой цветовой гамме.Как только в Европе распространилась мода на бисерное рукоделие потребовалось очень много материала, так что стекольных дел мастера процветали довольно долго, занимаясь именно изготовлением бисера. Качество материала позволяло применять его при вышивке дорогих тканей вместе с самоцветами и создавать настоящие произведения декоративно-прикладного искусства, часть из которых сейчас является музейными экспонатами. Впрочем, русские мастерицы славились своим мастерством не меньше. Правда, в России долгое время куда более популярным материалом был жемчуг. В основном рукодельницы использовали недорогой речной бисер, вызывая восхищение своими работами даже у зарубежных путешественников. Бисер и стеклярус появились у нас намного позже и долгое время были довольном дорогими материалами, так как их привозили из-за границы. В период примерно с 1750 по 1850 годы бисерное рукоделие в России было необыкновенно популярно. Бисером вышивали картины, платья, ризы для икон. Из него делали чехлы для трубок, шкатулок, украшения для церквей и множество других изделий. Среди знатных женщин вошло в моду собственноручно изготавливать подарки из бисера. Известно, например, что Наталья Гончарова собственноручно вышила кошелек своему мужу великому русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину.К сожалению, уж к концу 19 века интерес к бисерному рукоделию почти повсеместно угас, и многие секреты мастерства, интересные техники вышивки и плетения были утеряны. Сейчас же бисер переживает очередной всплеск интереса во всем мире, в том числе и в нашей стране. Украшения, сувениры, вышивки из бисера – все это могут изготовить современные мастера, делая это на самом высоком качественном уровне. Изучаются старинные работы, появляются новые техники, так что можно смело утверждать, что бисеру, как материалу для рукоделия, уготована еще очень долгая жизнь.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 5
Издревле на Руси к писаным иконам мастерицы – умелицы вышивали богатые оклады. Кто заморским бисером, а чаще жемчугом и пиленым перламутром, сдабривая это рукотворное чудо драгоценными камнями да самоцветами.
Но пришла беда - лихолетье, и монастыри наши – оплот православия – позакрывали, братию и сестер поразгоняли, церкви порушили. Пытались и веру православную изничтожить, да только куда им. Вера она в людях живет – никто ее не видит и не слышит, а она человека изнутри согревает и поддерживает.
Так и с окладами шитыми: кто умел – поумирал, а молодые не научились, да и опасное в те годы это умение было. Так постепенно и забылось старинное мастерство.К сожалению, некоторые исторические события способствовали тому, что древнее искусство, в частности, вышивка икон бисером, практически оказалось утраченным. Особенно сильным ударом была антирелигиозная политика советского государства. В те времена было уничтожено множество церквей, а священные реликвии были варварски развор
...ЕщёИздревле на Руси к писаным иконам мастерицы – умелицы вышивали богатые оклады. Кто заморским бисером, а чаще жемчугом и пиленым перламутром, сдабривая это рукотворное чудо драгоценными камнями да самоцветами.
Но пришла беда - лихолетье, и монастыри наши – оплот православия – позакрывали, братию и сестер поразгоняли, церкви порушили. Пытались и веру православную изничтожить, да только куда им. Вера она в людях живет – никто ее не видит и не слышит, а она человека изнутри согревает и поддерживает.
Так и с окладами шитыми: кто умел – поумирал, а молодые не научились, да и опасное в те годы это умение было. Так постепенно и забылось старинное мастерство.К сожалению, некоторые исторические события способствовали тому, что древнее искусство, в частности, вышивка икон бисером, практически оказалось утраченным. Особенно сильным ударом была антирелигиозная политика советского государства. В те времена было уничтожено множество церквей, а священные реликвии были варварски разворованы и распроданы. Многие из них навсегда утрачены для нашей культуры. Технические особенности и тонкости создания икон, вышитых бисером, необходимо было восстанавливать заново. К счастью, в наши дни стало появляться все больше последователей древнего искусства.
Церковь сегодня однозначно признает бисерные иконы, вышитые на специальной канве с напечатанными ликами и символикой. Наверное поэтому эта техника приобретает все большее количество поклонников. Однако и для этой техники существуют свои правила, которые желательно соблюдать.