Поведение людей можно поделить на два типа: осмысленное и автоматическое.
Осмысленное занимает умственные ресурсы, потому что действия постоянно обдумываются, а значит требуют контроля и усилий. Однако это поведение легко изменить, в зависимости от ситуации.
Автоматическое поведение не осознаётся, потому не требуют усилий и дополнительных ресурсов нашего мозга. Формируются привычки многократным повторением цикла — триггер–действие–награда.
Каждый раз, когда мы впервые программируем привычку, мозг объединяет в нейронную сеть триггер и награду, фиксируя действие, которое связывает одно с другим. Если запуск прошел успешно, активируются клетки успеха. Если что-то пошло не так и награда не получена, активируются клетки ошибки.
Если повторять действие многократно, мозг решает, что программа отлажена, и больше не замечает ошибки — отсутствия награды. По мере того как привычка становится автоматической, награда перестает быть необходимой!
Поэтому вредные привычки, уже не приносящие удовольствия, сохраняются. Мозг не видит отсутствие награды, просто реагирует на триггер и запускает цепочку действий.
Эту особенность мозга можно использовать при формировании полезных привычек. Достаточно первое время подкреплять действие наградой.
ПРОГРАММИРОВАНИЕ ПОЛЕЗНЫХ ПРИВЫЧЕК
Давайте в качестве примера рассмотрим привычку пить воду. Для успешного программирования этой привычки нужно создать триггер, упростить действие, выдать награду.
Создать триггер
Варианта два: создаём новый триггер или делаем триггером существующую привычку. В первом случае ставим напоминалку на смартфоне «Пора пить воду». Во втором случае можно связать привычку чистить зубы с новым действием.
Упростить действие
Смысл формирования привычки не в том, чтобы получить результат здесь и сейчас, а в том, чтобы добиться автоматизации действия, которое в дальнейшем будет приносить пользу. Чем проще действие, тем быстрее оно прилипнет.
Выдать награду
Для программирования привычки нужна дофаминовая подпитка в виде микронаграды. Сразу после выполнения действия поставьте галочку в трекере, или на календаре. Фиксация результата помогает видеть и сохранять прогресс.
Награду нужно выдать моментально, иначе мозг не свяжет ее с выполненным действием и программа не будет дописана.
Создав конфигурацию триггера, действия и награды, вы сможете на раз-два-три сформировать любую привычку.
С какой начнёте?
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев