Вопросы 157 – 159
Вопрос №157
ВОПРОС:
Добрый день! В Евангелии от Матфея мы читаем:
43 Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего (Матф. 5:43).
Действительно ли Иисус здесь ссылается на небиблейские источники, если все Его предыдущие ссылки в стиле «вы слышали, что сказано» опираются на Писание?
Мой вопрос: если Иисус перефразирует заповедь о любви к ближнему из Лев. 19:18, то может ли быть так, что Его слова о ненависти к врагам являются недословным обобщением ряда фрагментов из Закона на эту тему? (Далее автор вопроса приводит тексты из Писания: Исх. 17:13-14; Числ. 25:11-18; Втор. 7:16-26; Втор. 23:3-6; Втор. 25:17-19, в которых идет речь о военных действиях израильтян с языческими врагами). И продолжает: скажем, заповеди враждовать (в частности, с мадианитянами)? Если это казуистический язык, то пример мадианитян не следует ли распространить на всех врагов Израиля?
Спасибо за ответ.
ОТВЕТ:
В Лев. 19:18 ничего не говорится о ненависти к врагам, хотя первую часть Своего высказывания Христос позаимствовал именно из этого текста. Следовательно, Христос не перефразировал этот текст, Он ссылается на другие источники. К тому же, говоря «Вы слышали…?», Он не говорит «Вы читали в законе?» Слушать они могли не только то, о чем написано в законе Моисея; они слушали проповеди, в которых иудейские учителя употребляли не только слова из Закона, но и традиционные свои взгляды. Иудеи, считая себя сыновьями Авраама, и, следовательно, выше других людей, смотрели на всех язычников с презрением. Они ненавидели врагов, и врагами были для них не только язычники, но даже самаряне. Они называли язычников псами, и, в результате, и язычники ненавидели иудеев. Вот такая вражда была между ними. Бог не повелевал ненавидеть врагов. Нет, Бог так не учил, но появился повод для этого. Возьмите, например, такие тексты:
7 Ненавижу почитателей суетных идолов, но на Господа уповаю (Пс. 30:7).
21 Мне ли не возненавидеть ненавидящих Тебя, Господи, и не возгнушаться восстающими на Тебя?
22 Полною ненавистью ненавижу их: враги они мне (Пс. 138:21-22).
Это слова Давида, как в первом, так и во втором тексте. Но, выразив свои чувства таким образом, Давид чувствует, что его душа взволнована, его совесть встревожена. И вот, не находя покоя, он сразу же пишет:
23 Испытай меня, Боже, и узнай сердце мое; испытай меня и узнай помышления мои;
24 И зри, не на опасном ли я пути, и направь меня на путь вечный (Пс. 138:23-24).
Но иудейские учителя, возможно, брали эти слова Давида (21-22 стихи о его ненависти к врагам), и уже без зазрения совести не только ненавидели язычников, но и изливали свою ненависть в своих проповедях. Христос, суммируя все это, говорит:
«Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего». Может Иисус вообще не констатирует это как факт, а ставит риторический вопрос: «Вы слышали, что так было сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего?» Или другими словами: «Вы когда-нибудь слышали, чтобы так было сказано, чтобы ненавидеть врага? Но даже если вы что-то подобное и слышали от своих учителей, то слушайте, что скажу вам Я». И излагает им позицию Свою, это позиция и Бога по отношению к врагам.
Да, но кто-то скажет: «Но Бог уничтожал же врагов, и Своему народу повелел истреблять некоторые народы. Да, но это было для Бога необычное, вынужденное, но никак не следствие Его ненависти. Действительно, Бог повелел им истребить семь ханаанских народов и не соединяться с ними, но это было необходимо для того, чтобы освободить место для израильского народа, а также чтобы хананеяне не стали сетью для него. Однако то, что они на основании этого сделали вывод, будто они должны ненавидеть всех своих врагов, свидетельствует об их дурном нраве. Заметьте, как развращенное сердце человека способно извлечь для себя поддержку из слова Божьего и использовать заповедь для оправдания себя.
Да, Бог дал повеление уничтожить Амалика. Да, Бог уничтожил целые города, и, более того, весь мир Он уничтожил, оставив только Ноя и его семью. Разве это из ненависти к людям? Нет, это из любви к остальным людям, которых Он хочет вернуть к Себе и спасти навсегда. В Священном Писании есть конечно такие выражения, в которых упоминается и ярость Бога, и Его гнев. Вопрос заключается в том, а какие слова могли использовать авторы Писания, чтобы описать Божье осуждение беззакония и Его неприязнь к беззаконию и к делающим всякую мерзость? У человека нет специальных слов для описания характера Бога, поэтому мы вынуждены использовать слова, которые присущи только нам, грешным людям, чтобы описать характер Бога. Однако авторы пытаются подчеркнуть, что Бог ненавидит не грешника, а гнусные поступки, которые он совершает. Бог также повелел людям древности не презирать Идумеев и Египтян, так как они являются их братьями, и они были пришельцами в их землях (см. Втор. 23:7).
Христос более ясно открыл Божью волю в отношении людей. Вот цитата из Священного Писания:
44 А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас,
45 Да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.
46 Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари?
47 И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?
48 Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Матф. 5:44-48).
С уважением, пастор Александр Серков
Вопрос №158
ВОПРОС:
Добрый день! Иоанн заявляет: «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Иоан. 1:18).
Явил в уникальной мере? Либо этот текст надо понимать в том смысле, что все контакты по крайней мере людей в истории были через посредника?
С кем общался Адам? С Сыном или Отцом? И корректно ли вообще спрашивать это? Ведь есть же и слова Иисуса «Я и Отец – одно». В какой мере и в каком смысле Он одно?
Библейские истории богоявлений – это Ангел, Дух, Сын, Отец?
И последнее: когда Бог открывает Себя в единственном лице – тут еще как-то можно рассуждать. Но что делать, когда Он говорит о Себе во множественном числе (сотворим, как один из Нас)? Или когда явно отдельно показаны, например, Ветхий днями и Сын человеческий (Дан.7)? Разве описание Ветхого днями не позволяет утверждать, что Даниил в некоем смысле видел Отца (вариант: ему был открыт / показан Отец)?
В книге Откровение есть масса таких мест типа:
Откр.7:10 И восклицали громким голосом, говоря: спасение Богу нашему, сидящему на престоле, и Агнцу!
Откр.21:22 Храма же я не видел в нем, ибо Господь Бог Вседержитель – храм его, и Агнец.
Откр.22:1 И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца.
Откр.22:3 И ничего уже не будет проклятого; но престол Бога и Агнца будет в нем, и рабы Его будут служить Ему.
Итоговый вопрос: Бога не видел никто никогда пока или вообще? Пока – ибо грех помешал? Вообще – потому что Бог не считает нужным / возможным показывать Себя непосредственно? Чем тогда отличается Сын? Ведь по контексту речь идет о воплощении Сына в Иисуса, сына Марии. Если же помешал грех, то в Новом Иерусалиме спасенные будут видеть Бога и Агнца – или нет?
Спасибо.
ОТВЕТ:
Вопрос отношений «Бог – человек» – этот вопрос действительно один из самых сложных. Прежде чем говорить о нем и конкретно рассматривать приведенные в вопросе тексты, давайте уясним одну весьма важную деталь: человек живет в одной сфере, Бог – в другой; это очевидно и всем известно. С ангелами мы также обитаем в разных сферах. Когда мы достигли компьютеризации, имеем интернет, вокруг нас имеются волны и интернета, и радиоволны и телевизионные волны, мы можем по аналогии представить взаимоотношения «Бог – человек». Скажите, мы видим волны, которые находятся вокруг нас? Нет. Почему? Они, хоть и материальны, но находятся за пределами нашего восприятия. Мы знаем только, что чем короче волны, тем они вреднее и оказывают негативное влияние на наш организм. Радиоволны бывают длинными, средними и короткими. Есть также ультракороткие волны. Чем короче волны, тем они вреднее. Волны интернета 4G, например, вредней, чем 3G, а 5G – это, хоть еще не рентгеновские волны, но что-то вроде волн в микроволновой печи. Избегайте использования этой услуги в ближайшем будущем.
Для того, чтобы волны интернета, радио и телевидения были нам полезны, их нужно преобразовывать, а для этого нужны соответствующие приборы, с помощью которых оживают люди, животные и природа на наших мониторах. Мы смотрим на них и говорим: «Это тот-то и тот-то». Но вот этот некто заходит к нам и говорит: «Вот и я сам, меня вчера интервьюировали, и теперь показывают по телевизору». Скажите, где настоящий – тот, которого мы видим на экране телевизора, или тот, с которым мы только что поздоровались по рукам? Не важно, информацию о том человеке мы можем получить и тем и другим способом. Но это происходит только во взаимоотношениях «человек – человек». Благодаря эфирным волнам мы можем узнать гораздо больше людей и один человек может быть услышан гораздо большим количеством людей, чем это возможно «лицом к лицу».
А вот во взаимоотношениях: «Бог – человек» или хотя бы: «ангел – человек» обстоит все гораздо серьезней. Никто не видел ангела, и Бога тоже. Это просто невозможно. Это почти то же самое, что невооруженным глазом увидеть, например, радиоволны. Даже гораздо сложнее. Радиоволны и мы находимся в одной материальной сфере, только на разных частотах. Волны находятся в таких частотах, которые нам недоступны, невооруженным глазом и ухом мы их не видит и не слывшим. А вот ангелы и Бог находятся совсем в другом измерении, в другой сфере, в нематериальной; они могут проходить сквозь стены, чего мы не можем сделать. Кстати, волны тоже проникают сквозь стены. Чтобы ангелу или Богу явиться человеку, им надо материализоваться, то есть предстать перед нами, войдя в наш материальный мир. Как это происходит? Приведу Библейский пример:
1 И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер, во время зноя дневного.
2 Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер и поклонился до земли,
3 И сказал: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего;
4 И принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом,
5 А я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите; так как вы идете мимо раба вашего. Они сказали: сделай так, как говоришь.
6 И поспешил Авраам в шатер к Сарре и сказал: поскорее замеси три саты лучшей муки и сделай пресные хлебы.
7 И побежал Авраам к стаду, и взял теленка нежного и хорошего, и дал отроку, и тот поспешил приготовить его.
8 И взял масла и молока и теленка приготовленного, и поставил перед ними, а сам стоял подле них под деревом. И они ели (Быт. 18:1-8).
Кто явился Аврааму? Господь. А кого он увидел? Трех мужчин, из которых один был Господь, а двое других – ангелы. В Библии много примеров, когда Господь или ангелы являлись людям. Однако они не могли явиться иначе, как материализоваться в человека, в обычного мужчину. Но по ходу разговора с ними, люди приходили к выводу, что это не просто человек предстал перед ними, а некто больший, Господь или ангел.
В Священном Писании есть еще образное явление как Бога, так и ангелов; это мы наблюдаем в пророческих книгах. Не думайте, что когда мы читаем описание Бога в пророческих книгах, мы видим реального Бога. Бог не седовласый Дедушка (Ветхий днями), каким мы видим Его в пророчествах. Его Сын – не Ягненок, которого подводят к трону Ветхого днями, это образы, за которыми нам дано увидеть не «фотографию» Бога, нам представлен не онлайн ролик с реальной съемкой Бога, а Его характер и Его деятельность.
Теперь, исходя из этой информации, давайте рассмотрим Ваш вопрос. Иоанн заявляет:
18 Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил (Иоан. 1:18).
Явил в уникальной мере? Либо этот текст надо понимать в том смысле, что все контакты по крайней мере людей в истории были через посредника?
Отвечая на этот вопрос, приведу одно высказывание:
«Христос, Свет мира, сокрыл ослепительное великолепие Своей Божественной природы и пришел, чтобы жить как человек среди людей, чтобы они могли, не погибнув от того, что видели Бога, познакомиться со своим Творцом. С тех пор, как грех совершил разделение между человеком и его Создателем, никто из людей не видел Бога, кроме того времени, когда Он явился во Христе» (Служение исцеления, стр. 419).
Хочу заметить, что Христос явил Собой не «фотографию» Отца небесного, а Его характер. Сам Христос по облику был обычным человеком того времени, в одежде современников, с бородой и усами современников. Совершенно не этим Он явил Отца, повторюсь: Он передал характер Отца.
Дальше Вы пишите: «С кем общался Адам? С Сыном или Отцом? И корректно ли вообще спрашивать это? Ведь есть же и слова Иисуса “Я и Отец – одно”. В какой мере и в каком смысле Он одно?» (Конец цитаты).
Вы сами даете направление мысли, и мы можем прийти к правильному выводу: нет разницы, кто являлся Адаму, Отец или Сын. Написано, что Бог явился Адаму. Отец и Сын одно в том смысле, что у них нет конфликта во мнениях и решениях, у них одни мысли, и все идет согласованно. Это совершенно не то, что пытаются навязать нам некоторые богословы, что это одна и та же Личность, Которая являлась людям поочередно в трех проявлениях. Нет, три Личности Божества едины во мнениях и решениях, у них все согласованно.
Вы пишите: «И последнее: когда Бог открывает Себя в единственном лице – тут еще как-то можно рассуждать. Но что делать, когда Он говорит о Себе во множественном числе (сотворим, как один из Нас)? Или когда явно отдельно показаны, например, Ветхий днями и Сын человеческий (Дан.7)? Разве описание Ветхого днями не позволяет утверждать, что Даниил в некоем смысле видел Отца (вариант: ему был открыт / показан Отец)?» (Конец цитаты).
Когда Бог открывается во множественном числе, это также легко рассуждать, как и тогда, когда Он открывается в единственном числе. Приведу бытовой пример для ясности этого вопроса. Вот несколько предложений, в которых некий субъект говорит о себе в единственном числе: «Совет церкви вынес решение» (ед. число). «Команда футболистов выиграла» (ед. число). Совет церкви – один; и команда футболистов – одна. Теперь об этом же субъекте во множественном числе: «Члены совета вынесли решение» (мн. число). «Наши футболисты сегодня выиграли» (мн. число). Так и в отношении Бога на страницах Священного Писания мы видим и единственное и множественное число:
«И да познают, что Ты Господь Бог един и славен по всей вселенной» (Дан. 3:45).
«Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть» (Втор. 6:4).
Когда Бог открывается во множественном числе, вы привели сами в вопросе.
Откр. 7:10 И восклицали громким голосом, говоря: спасение Богу нашему, сидящему на престоле, и Агнцу!
Откр. 21:22 Храма же я не видел в нем, ибо Господь Бог Вседержитель – храм его, и Агнец.
Откр. 22:1 И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца.
Откр. 22:3 И ничего уже не будет проклятого; но престол Бога и Агнца будет в нем, и рабы Его будут служить Ему.
Вы, я уверен, сами заметили, что в этих текстах образы: Неужели там будет Агнец в буквальном смысле? Неужели Бог буквально будет сидеть всю вечность на престоле, на каком-то материальном удобном кресле? Неужели там рабы (афроамериканцы?) будут служить Ему? Эти тексты – сплошные символы: символ царского достоинства и власти (престолы); Агнец – символ жертвенной миссии Сына Божьего; храм – не нужны будут материальные строения храма, сам Господь будет со Своим народом.
Итоговый вопрос, который Вы задали: «Бога не видел никто никогда пока или вообще? Пока – ибо грех помешал? Вообще – потому что Бог не считает нужным / возможным показывать Себя непосредственно? Чем тогда отличается Сын? Ведь по контексту речь идет о воплощении Сына в Иисуса, сына Марии. Если же помешал грех, то в Новом Иерусалиме спасенные будут видеть Бога и Агнца – или нет?» (Конец цитаты).
Я могу сказать только, что мы сегодня не можем увидеть Бога. Нам, грешным людям, увидеть Бога и смотреть не Него равноценно тому, что окунуться в рентгеновские лучи и находиться в них постоянно. Что будет там – мы непременно увидим, главное – оказаться там; а Бог предусмотрит что-то, чтобы мы Его и видели, и не погибли от Его славы. Бог как-то общался же с Адамом, Он предусмотрит что-то, чтобы и со Своим народом общаться всю вечность.
С уважением, пастор Александр Серков
Вопрос №159
ВОПРОС:
В книге Исход 4 глава, стих 24 написано, что Господь хотел умертвить Моисея. Мой вопрос: Почему умертвить? Если Сам Бог выбрал его?
ОТВЕТ:
Хотя действующим лицом до сих пор был Моисей, местоимение «его» относится не к нему, а к сыну его Гирсаму, который будет упомянут ниже (ст. 25). Гирсам, вопреки условиям Божьего завета с Авраамом (Быт. 17:10), не был обрезан и, следовательно, не находился в завете с Господом. Поскольку обряд обрезания совершает Сепфора (см. ст. 25), она, по всей видимости, и является причиной того, что Гирсам не был обрезан.
Эпизод с Гирсамом, упомянутый в контексте о первенцах (ст. 23), предвосхищает события, описанные в гл. 12 (ст. 12-13). Еще со времен Авеля (Быт. 4:4) все первородное посвящалось Господу. Сын Моисея не только не принадлежал к народу Божьему (не был обрезан), но и не был посвящен Господу, следовательно, он не имел права на жизнь первородного сына, и Господь пришел, чтобы отнять его жизнь.
Моисей со своей семьей вступил в такую сферу бытия, где любые отклонения от Божьего установленного порядка приводили к катастрофическим последствиям.
С уважением, пастор Александр Серков
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев