Иисус - индийский Кришна? Иисус - греческий Дионис? Иисус - персидский Митра?
*************************************************************************************
Был ли Гор первым или нет, но эти же черты встречаются во многих культурах мира, у многих других богов, и их можно отнести к единому мифу.
*************************************************************************************
Дальше начинается конкретное жонглирование именами богов, «фактами и так далее». Основная цель – увязать меж собой богов и мифических персонажей различных культур. А именно, доказать, что все были рождены девами и чудесно воскресали. При этом автор серьезно запутался в датах.
Перечисленные в этом эпизоде фильма боги и религии настолько разные, что попытки их увязать в какую-то единую систему выглядят смешными.
Вот прекрасная страница сравнений по всем пунктам http://web.archive.org/web/20120605034755id_/http://www.bringyou.to/apologetics/JesusEvidenceCrucifiedSaviors.htm Важно иметь в виду, что жизни абсолютно разных людей иногда обнаруживают черты удивительного сходства.
Например, два американских президента, Линкольн и Кеннеди:
- Линкольн был избран в Конгресс США в 1846 году, Кеннеди — в 1946.
- Линкольн стал президентом в 1860 году, Кеннеди — в 1960.
- В обеих фамилиях по семь букв.
- Оба были застрелены в пятницу.
- Полные имена обоих убийц состояли из 15 букв.
- Оба убийцы были убиты до начала суда.
- Преемники обоих президентов носили фамилию Джонсон.
Учитывая количество и вероятность подобных совпадений, критики должны прийти к выводу, что Кеннеди и Линкольн — один и тот же человек, или, что Кеннеди — мифический персонаж, выдуманный на основе фактов жизни Линкольна.
*************************************************************************************
1. Фригийский Аттис рожден девой Наной 25 декабря, распят и, пробыв в могиле 3 дня,
воскрес.
*************************************************************************************
«Фригийский Аттис», Греция, 1200 год до нашей эры.
Во Фригии Аттис не почитался, а просто упоминался как возлюбленный богини Кибелы.
Да, то, что его матушка зачала от плода дерева, можно считать непорочным зачатием, но, опять же, Нана (мама Аттиса) была нимфой, то есть олицетворением стихии, так что её не вполне уместно называть девой. А по поводу смерти Аттиса и его воскрешения в мифах есть две версии.
Когда Аттис разлюбил Кибелу и захотел жениться на смертной, богиня явилась на свадьбу и наслала на всех присутствующих безумие. Охваченный неистовством, Аттис бежал в горы, оскопил себя и умер. Траур по умершему Аттису, по преданию учрежденный Кибелой после его смерти, стал основой мистерий, посвященных этой богине.
Лидийское предание повествует о гибели Аттиса, как от раны, нанесенной ему диким вепрем, и о воскресении его богами по мольбам Кибелы.
Вывод: Соответствия нет.
Хочу дополнить, что Аттис был зачат с помощью зерна ореха, что олицетворяло собой семя Зевса.
Кибел и Аттис По Hugo Hepding (1903), есть "Лидийская" версия мифа Аттиса, которая характерна повествованием убийства Аттиса боровом; и "Фригийская" версия, которая заканчивается кастрацией Аттиса и его смертью.
В последней версии источники в хронологическом порядке – Овидий (Ovid), Павсаний (Pausanias), и Арнобий (Arnobius).
По мнению Овидия, Аттис – красивый Фригийский юноша, который посвящает себя Кибеле, но изменяет ей с древесной нимфой Sagaritis, которая умирает от ударов, нанесенных ее дереву богиней. Аттис сошел с ума и кастрировал себя. В другой версии он превращен в сосну (Ovid в Metamorph X vv. 103-105); в другой он убит сосной (Ибис, vv. 505-506, см. Lancellotti, стр. 2, note 4). В версии Арнобия (Adv nat V, 5-7) Аттис кастрирует себя под сосной.
Это никак не смерть "распятием на кресте-сосне". Аттис умер от самооскопления.
В более длинной версии Арнобия, мать Аттиса – Нана, дочь Короля Сангариуса. Она зачала Аттиса от плода граната, выросшего из крови Агдистиса – жестокого охотника (раненого Либером). Необыкновенно красивый, Аттис стал фаворитом Кибелы наряду с Агдистисом, родившемся от огромной скалы Агдос.
Попытки в более ранней академической литературе идентифицировать Аттиса как "умершее и воскресшее божество" зависят не от мифологии, а скорее от ритуала пятидневого фестиваля Кибелы 22-27 марта.
Некоторые ученые видели "День Крови" (24 марта) и "День Радости" (25 марта) как аналогию христианской связи между Страстной пятницей и Первым днем пасхи, и рассуждали, что, если там "носили траур" в первый день, причиной "радости" на следующий день должно быть "воскрешение" Аттиса. Этому нет никаких свидетельств.
День Радости – позднее дополнение к существовавшему ранее трехдневному ритуалу, в котором День Крови сопровождался очистительным ритуалом и возвращением статуи богини Кибелы к храму. День Радости в культе чествовал Кибелу, а не Аттиса.
Единственный текст, который соединяет День Радости с Аттисом – биография Изидора Диалектика (V в. от Р.Х) философа неоплатоника Дамаскиуса, который сообщает, что Изидор однажды видел сон, в котором он был Аттисом, и День Радости праздновался в его честь.
Ни миф, ни ритуал не предлагают никаких оснований для того, чтобы классифицировать Аттиса как умершее и воскресшее божество.
Есть ученые, которые даже подвергают сомнению "божественность" Фригийского Аттиса, до того как он был много позже обожествлен при перенесении культа в Грецию и Рим (Lancellotti, страница 10-11).
Большая часть того, что мы знаем об этом культе, относится к позднему римскому периоду. Но детали весьма скудны, и почти все письменные источники были созданы достаточно поздно, и, конечно, значительно позже завершения канона Нового Завета.
Согласно мифу, Кибела любила пастуха по имени Аттис. За неверность она лишила его разума. Охваченный безумством, Аттис оскопил себя и умер. Это повергло Кибелу в великую скорбь, и в мир пришла смерть. Но затем Кибела вернула Аттиса к жизни, и это возвратило к жизни мир природы.
На язык, которым описываются события, последовавшие за смертью Аттиса, нередко влияют личные убеждения переводчика. Многие авторы, не задумываясь, пишут о “воскресении” Аттиса. Но это явное преувеличение. В самом мифе нет ни намека на что-либо, напоминающее воскресение, — Кибела сумела только сохранить мертвое тело Аттиса. Кроме того, упоминается о том, что на теле Аттиса продолжали расти волосы, и его мизинец мог чуть-чуть шевелиться. В некоторых версиях мифа возвращение Аттиса к жизни выглядит как превращение в вечнозеленое дерево.
Так как в основе мифа лежит идея о годовом вегетационном цикле, какое-либо сходство с телесным воскресением Христа сильно преувеличено.
*************************************************************************************
2. Кришна в Индии. Рожден девой по имени Деваки, его приход обозначила звезда на востоке, он творил чудеса со своими учениками, а после смерти – воскрес.
*************************************************************************************
Кришна родился в царской семье в Матхуре, и был восьмым сыном принцессы Деваки, и её мужа Васудевы. По-моему, сложно назвать девой мать семерых детей. Так же хочется отметить дату рождения Кришны – 19 июля 3228 года до нашей эры.
Что касается его смерти, то с Махабхаратой, Кришна погиб из-за проклятия матери Кауравов Гандхари. Она очень сильно огорчилась и разгневалась после смерти своих сыновей и прокляла Кришну за то, что тот не приложил достаточно усилий, чтобы остановить войну. После того как Кришна узнал об этом проклятии, он просто улыбнулся и принял его, заявив, что его долгом было сражаться на праведной стороне, а не предотвращать войну. Точной датой смерти Кришны принято считать 18 февраля 3102 года до н. э.
Вывод: Снова соответствий нет.
Кришна был восьмым сыном принцессы Деваки, так что в категорию дев она не вписывается по определению.
Интересно, как мог Кришна родиться от девы, если у него было 7 старших братьев? Его отца звали Васудева (Махабхарата, кн. 12, XLVIII). По поводу звезды не знаю, но поскольку Кришна родился не 25 декабря, а восьмого дня месяца Шраван (июль-август), то звезда эта явно не та, о которой хотел сказать автор фильма.
Кришна удалился в лес и сел медитировать под сенью дерева. Проходивший мимо охотник, увидев сквозь листву часть стопы Кришны, подумал что это олень и смертельно ранил Кришну стрелой. Когда охотник увидел, что он натворил, то был очень испуган и расстроен. Но, Кришна успокоил охотника, убедив его в том, что все это должно было произойти. Затем он отправился в Ниджа Дхам. И после смерти его предали священному огню:
"Бхагаван Шри Кришна... закрыл свои лотосные очи. Тогда, все доброжелатели и возлюбленные Шри Кришны предприняли последнюю поездку в Его Ниджадхам, дабы предать его земное тело во власть божественного огня йоги". (Шримад Бхагаватам. Скандха 11, Адхяя 30 шлока 5-6)
О телесном воскресении Кришны речи нет нигде. Упоминается только то, что его дух оставил тело и вознесся на небо. Но это не воскресение, как вы сами понимаете :)
*************************************************************************************
3. Греческий Дионис. Рожден девой 25 декабря, путешествовал и учил людей, творя такие чудеса, как превращение воды в вино, его называли "Царем царей", "Единородным Сыном Божьим", "Альфа и омега" и другими эпитетами, а после смерти он воскрес.
*************************************************************************************
Изображение, которое нам предоставили как доказательство распятия Диониса, есть ни что иное, как римский т.н. "Талисман Орфея" (III - IV век н.э.), находившийся в Берлинском музее и пропавший в годы Второй Мировой Войны. Но авторитетных доказательств того, что этот артефакт действительно существовал нет.
Robert Eisler, историк и библеист, (кстати, совсем не прохристианский) говорит о влиянии в данном случае раннего христианства на язычество, а не наоборот.
Скорее всего это изделие гностиков, совмещавших идеи псевдохристианства и орфизма.
Кроме того, William Keith Chambers Guthrie прямо называет этот артефакт подделкой.
Подробный рассказ об амулете-подделке - http://www.bede.org.uk/orpheus.htm Одним из ранних христианских авторов, которые документировали примеры языческих культов, подражающих христианским обрядам, был Джастин (Юстин) Мартир, живший во втором веке нашей эры. С позиции наблюдателя второго века, он писал, что не было никаких примеров языческих традиций, в которых языческое божество распиналось бы на кресте:
"...никогда, даже в случае т.н. сыновей Юпитера, они не старались повторить распятие на кресте; поскольку они не понимали этого..." – Justin Martyr's First Apology LV.
Древнегреческий бог Дионис согласно мифам вообще был рождён из бедра Зевса.
«Традиционно считается, что Дионис был сыном Зевса и Семелы, дочери Кадма и Гармонии. Узнав, что Семела ждет ребенка от Зевса, его супруга Гера в гневе решила погубить Семелу и, приняв вид или странницы, или Берои, кормилицы Семелы, внушила ей мысль увидеть своего возлюбленного во всем божественном великолепии. Когда Зевс снова появился у Семелы, та спросила, готов ли он выполнить любое её желание. Зевс поклялся водами Стикса, что выполнит его, а такую клятву боги нарушить не могут. Семела же попросила его обнять её в том виде, в котором он обнимает Геру. Зевс был вынужден исполнить просьбу, явившись в пламени молний, и Семела была мгновенно объята огнём. Зевс успел вырвать у неё из чрева недоношенный плод, зашил у себя в бедре и успешно выносил. Таким образом, Дионис был рождён Зевсом из бедра.» (Wikipedia).
О смерти и воскрешение Диониса упоминания в мифах Древней Греции я не нашёл. Было бы странно, если бы олимпийский бог умер.
Вывод: Соответствия в рождении нет.
Что же касается Диониса, то он был зачат Зевсом от женщины по имени Семела, после гибели которой Зевс выносил недоношенного младенца, зашив его в свое бедро.
Чудеса творили ВСЕ выдуманные человеком божества. Поскольку Дионис считался богом виноделия, критики ищут сходства между мифами о нем и евангельским рассказом о превращении воды в вино, однако все сходства поверхностны и условны.
С другой стороны, образ Диониса в древней мифологии связывался с безумием, насилием, безудержным разгулом страстей и инстинктов, что бесконечно далеко от целомудренного и строгого учения Христа.
*************************************************************************************
4. Персидский бог Митра. Рожден девой 25 декабря, у него было 12 учеников, он творил чудеса, после смерти он был захоронен на 3 дня, а потом воскрес. Его называли "Истиной", "Светом" и другими именами. Любопытно, что днем поклонения Митре было воскресенье.
*************************************************************************************
Древние верили, что Митра при рождении вышел из скалы, вооруженный ножом и факелом. О распространении его культа свидетельствуют росписи в подземных гробницах, почти все посвященные убийству им быка Геуш Урвана, из тела которого появились все растения и животные.
Митраизм как религия долгое время противопоставлялся раннему христианству. Этот культ был монотеическим, то есть построен вокруг одного главного божества Митры. И люди не верили бы в мёртвого бога.
Вывод: Соответствия в рождении нет.
Трудно соединить воедино легенды митраизма, потому что ранние свидетельства о Митре дошли до нас лишь в художественных рельефах. Оригинальные тексты, относящиеся к митраизму, в большинстве своем были утеряны, до нас дошли лишь фрагменты.
Голословное утверждение об инспирации христианства митраизмом может быть легко опровергнуто показаниями большинства текстов, не содержащих утверждаемые соответствия.
Наиболее авторитетным исследователем Митраизма был бельгийский ученый Франц Комюн, который верил, что Митра в античной Персии и Митра в Митраизме – это одно и то же. Его исследования окончились в 1800-х годах. Он был первым исследователем, который изучил мертвый митраизм. Если вы рассмотрите статьи о митраизме раннего 20 века, вы можете увидеть, что находки Комюна принимаются без малейших сомнений. Затем некоторые исследования опровергли многие его умозаключения.
Ранние рельефы изображают Митру, отделенным от горы или произведенным из камня. Считается, что Митра был рожден или произведен из камня, лежащего у «реки», либо скалой на восходе солнца. В одной руке он держал меч, в другой – факел. Митра боролся с Солнцем, завоевал его и стал таким образом его союзником. После этого он подчинил себе быка, затащил его в пещеру и там убил. Кровь быка удобрила почву, и всюду буйно разрослись растения, фрукты и маленькие звери.
У Митры не было 12 учеников: этого нет ни в одном тексте и ни в одном рельефе. Думаю, что можно найти очень натянутую аналогию этому утверждению: на двух рельефах Митра изображен в окружении 12 знаков зодиака, хы, наверное, они просто переоделись в знаки зодиака. 12 учеников у Митры не могло быть еще и потому что Митра ни в одном из древних текстов не упоминается как учитель.
Нет также ни одного свидетельства в древних рельефах и текстах о том, что Митра был распят. Тем более, нет ни одного упоминания в мифах о какой-либо смерти Митры: по окончании своей земной миссии он устроил для богов пир, после которого вознесся на небо на огненной колеснице.
Изображение рождения Митры в окружении пастухов, как доказано наукой, датировано 4 веком н.э., то есть это инспирировано уже христианством. Расцвет митраизма произошел уже после завершения канона Нового Завета и потому не мог оказать влияние на что-либо, записанное в Новом Завете. Более того, один памятник этого культа не может быть отнесен к периоду ранее 90-100 гг.н.э., и даже эта датировка является чрезвычайно широким допущением. Хронологические неувязки, таким образом, делают влияние митраизма на раннее христианство практически невероятным.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 44