«ЛЕНТА.РУ»: Ирина Владимировна, существует версия, что христианство было широко распространено на Руси задолго до ее официального крещения в 988 году и что якобы первыми русскими христианами были именно еретики — ариане и несториане. Так ли это?
ИРИНА КАРАЦУБА: Одна из самых главных проблем российской историографии, особенно древнего периода, — крайняя скудость источников. Этим наша ситуация кардинально отличается, например, от Западной Европы, где сохранилось множество средневековых документов. А у нас только за один XVII век в Московском Кремле было семь крупных пожаров, когда выгорало делопроизводство московских приказов, и не только. А от домонгольского периода русской истории сохранилось настолько мало источников, что имеет право на существование практически любая интерпретация событий того времени. В любом случае ясно, что, например, летописная дата крещения Руси, которую вы упомянули, условная.
«ЛЕНТА.РУ»: Это почему?
ИРИНА КАРАЦУБА: Потому что она не основывается на каких-либо документах, а только на хронологических выкладках автора древнейшей нашей летописи — «Повести временных лет». Это могло быть на самом деле годом раньше или годом позже — у разных историков на сей счет существуют разные версии.
«ЛЕНТА.РУ»: Кстати, сам князь Владимир где крестился? В Киеве или в Корсуни?
ИРИНА КАРАЦУБА: Тут та же ситуация. Очень плохо с источниками. Самый корректный ответ на этот вопрос — науке это неизвестно и вряд ли когда-нибудь будет известно. Скажу лишь, что из всех существующих вариантов версия крещения в Корсуни самая маловероятная, скорее всего, наверное, это произошло в Киеве или под Киевом, в Василеве.
«ЛЕНТА.РУ»: Слово «ересь» в современном русском языке имеет однозначно негативный оттенок. Под ересью подразумевается всякий вздор.
ИРИНА КАРАЦУБА: Конечно. Употребление этого слова в сугубо отрицательном значении пришло из церковной среды. Нынешняя Московская патриархия нередко все, что ей не нравится, называет ересью. На самом деле, ересь — это отклонение от официальной церковной доктрины, ее идеологии и философии.
Но тут не все просто. В Первом послании к Коринфянам святого апостола Павла есть такие слова: «ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные». Но «ересь» в переводе с греческого — это «другое учение», «другое мнение». Получается, ересь и есть то самое разномыслие, о полезности которого пишет апостол Павел. Само христианство зародилось как ересь внутри иудаизма. Многие ереси возникли на отрицании не только некоторых догматов, но и определенных церковных практик.
«ЛЕНТА.РУ»: Давайте возьмем русские средневековые ереси. Какие у них были претензии к православной церкви?
ИРИНА КАРАЦУБА: Если говорить о первом крупном еретическом движении на Руси — стригольниках, которые появились сначала в Пскове, затем в Новгороде в XIV веке, — то они обличали повсеместное распространение симонии.
«ЛЕНТА.РУ»: Что это такое?
ИРИНА КАРАЦУБА: Это «поставление пастырей по мзде» — продажа и покупка духовных званий и должностей. Несмотря на то, что симония неоднократно запрещалась еще первыми Вселенскими соборами, в то время и в католической, и в православной церкви она была обычным явлением. Кстати, именно проблема симонии косвенным образом способствовала возвышению Москвы.
«ЛЕНТА.РУ»: Каким же образом?
ИРИНА КАРАЦУБА: Митрополит Киевский и всея Руси Петр в последние годы своей жизни переехал из Владимира в Москву и поддержал князя Ивана Калиту в его противостоянии с тверским князем Александром Михайловичем. Это во многом предопределило исход борьбы Москвы и Твери за главенство в Северо-Восточной Руси. Но почему он принял такое решение? Да потому что за четырнадцать лет до этого, при назначении его митрополитом, разгорелся громкий скандал. В Твери была своя кандидатура на это место, поэтому в Переяславле состоялся собор, на котором тверской князь и духовенство обвинило Петра в симонии. И только заступничество московского князя Юрия Даниловича, брата Ивана Калиты, спасло владыку от позора и смещения с кафедры. Так митрополит стал союзником Москвы.
Нет комментариев