Призма жизненного опыта формирует личность. Иван Иванович Павликов может согласиться с данным утверждением по-настоящему. К 91 году в жизни накопилось столько приключений — на две биографии хватит. Служба в партизанском отряде, работа военным карикатуристом, обслуживание самолётов на Корейском полуострове, проектирование ЭВМ для подводных лодок, лесоповал с заключёнными, коксохимический завод… Ну куда бравому солдату Швейку до Ивана Ивановича!?
1932 год в Брянской области был достаточно тихим. До Великой Отечественной войны оставалось ещё почти 10 лет, глубинка жила своей тихой жизнью. Именно там и суждено было родиться Ивану Павликову. Судьба не раз испытает его на прочность. Но он неизменно выйдет победителем из ситуации и играючи улыбнётся неурядицам судьбы…
«Сколько себя помню, у меня всегда была страсть к учёбе и познанию, — начинает свой рассказ наш герой, — Когда был маленький, то с большим интересом узнавал всё новое, а уж когда началась война, то смышлённым пришлось быть и вдвойне, и втройне! Во время эвакуации я отстал от матери, меня подобрал партизанский отряд. Первые азы военного и разведческого дела получил там. Приходилось и молоко для младенцев доставать, и санитаром побыть. Ввиду этого своего умения, я потом попал медсанчасть в 12 лет! Был сыном полка. Солдаты там меня оберегали — закурить на позволяли, к выпивке не подпускали… А там меня и политотдел заметил. Использовали на полную катушку! Я же с детства проявлял способности к рисованию, а тут такой простор для творчества — и на Геббельса можно карикатуру нарисовать, и на Гитлера! Там-то я впервые задумался о карьере профессионального художника…»
После окончания войны нашлась и мама — в тот момент она жила в Ставропольском крае. Под тёплым щедрым солнцем семья прожила года два. К сожалению, родной отец в тот момент оставил семью… Видя такое непростое положение вещей, мамин брат пригласил сестру вернуться на Брянщину в 1947 году. Поговорка «в тесноте, да не в обиде» себя не оправдала — родственники настолько сильно невзлюбили вновь приехавших, что отобрали у Ивана Ивановича и его матери все пожитки и сбережения, включая документы. Что делать? К счастью, вернувшимся дали от совхоза свой клочок земли, где Иван Павликов срубил маленький домик, где и прожил до 1949 года.
Но армия не забыла юного героя! В те годы Иосиф Сталин поставил задачу, чтобы все сыны полка, прошедшие ВОВ вместе с воинскими частями, развили полученные навыки и стали офицерами. Конечно же, медсанчасть не забыла Павликова. Видя его способности в рисовании, командир части дал ему направление в художественное училище. Надо сказать, что командирские знакомства даже позволяли пройти стажировку знаменитого художественного объединения Кукрыниксы! Казалось бы, вот он знак судьбы, но тут веское слово сказал отец, не разорвавший связи с сыном и заявивший, что профессия художника не может дать гарантированного куска хлеба. Как итог: сыну была оказана помощь при поступлении в авиационно-техническое училище.
Учёба давалась легко. После года за партой Иван Павликов получил звание сержанта и был направлен в государственный авиационный НИИ в подмосковном Чкаловске. Там он нёс службу до 1953 года. И угодил в первую «загранкомандировку» — в 1952 году он был отправлен на Корейскую войну для обслуживания самолётов МИГ-15. Надо сказать, что служба шла более чем достойно — во время работы Павликова не было зафиксировано ни одной аварийной ситуации, все советские лётчики остались живы!
«Американцы боялись наших, — вспоминает события 70-летней давности собеседник. — Хотя в эфире советские специалисты между собой переговаривались только на корейском — официально-то нас там не было, хоть мы и оказывали братскую помощь... Ещё наши асы любили снять стресс с помощью спирта. Дело в том, что при приземлении и торможении технологически нашим самолётам требовался спирт. Вот все и бежали с кружечками рядом с шасси! Правда, спирт можно было выделить и из тормозной жидкости, но это уже забавы из серии перестроечного клея БФ — голь на выдумки хитра…»
Удивительно, но после такого увлекательного путешествия Иван Павликов не захотел продолжать военную службу — на какое-то время уехал к маме на Брянщину, где и закончил 10 классов. После было принято решение поступать в киевский Политех. Судьба и тут распорядилась иначе — абитуриент недобрал баллов, необходимых для учёбы со стипендией. А отец в тот момент уже охладел к сыну. И отказал в материальной помощи…
«К счастью, тогда был набор рабочих в Макеевку, — оживился в воспоминаниях Павликов. — Сразу дали подъемные. Сперва работал бетонщиком, потом в отделе кадров посмотрели моё резюме, дали 6-й разряд слесаря КИП. Направили от Коксохимического завода на учёбу. Меня уже брали, но тут потребовалось место для какого-то товарища по партийной линии. Я осердился, забрал документы и подался на лесозаготовки в Коми АССР».
Надо сказать, что здесь первое время пришлось несладко — в одной бригаде Павликову пришлось работать вместе с заключёнными: «Там за каждое слово спрашивают! Помню, как-то за столом ляпнул что-то не подумав, так едва увернулся от летящей в меня бутылки. Попросили обосновать сказанное и дали наставление в будущем попусту не болтать. Хорошо ли это? Наверное, да. Тем более, что люди-то они были неплохие, стояли горой друг за друга, ко мне относились снисходительно, понимали, что я человек из другого мира…»
Впрочем, совсем уж оставаться в полярных широтах, несмотря на приличный заработок, не хотелось. Иван Иванович сгрёб в кучу все свои дипломы и отправил их в Ленинград в знаменитый Военмех наудачу: вдруг ответят? Ответили — вскоре пришло приглашение…
«Сам не знаю почему, но выбрал Ленинград, военно-механический институт, — рассуждает Иван Павликов. — Отправил туда документы, мне пришло приглашение на поступление. Я бросил всё, не зная, поступлю, или же нет! Но выучился, получил должность в почтовом ящике номер 270. Работал инженером, часто ездил в командировки, в том числе на Байконур. Но в тот момент родился сын, мотаться по стране уже не хотелось. Так вот и оказался в Петергофе в НИИ ВМФ. Прижился, полюбил научную деятельность, стал кандидатом технических наук. В общем, жил в достатке! Проработал 29 лет, в 65 лет ушёл на пенсию. За годы упорного труда успел запатентовать ряд секретных изобретений, связанных с ЭВМ на подводных лодках. На пенсии работал в 49-м интернате, где некоторое время трудился в должности главного инженера. Потом уже дела дачные начались, да и старость приблизилась, решил уйти на заслуженный отдых…»
Следует отметить, что на пенсии Иван Иванович поддерживает великолепную физическую и интеллектуальную форму. А причина тому — зарядка, правильное питание и игра в шахматы с компьютером. Также верной спутницей во всех начинаниях является супруга — Розалия Сергеевна. Знакомство с ней состоялось 30 лет назад. В метро. Они вместе готовят, выходят на прогулку и беседуют обо всём на свете! А также искренне радуются недавно сделанному ремонту и подаренной микроволновке от депутата Руслана Ермоленко! А ведь счастье пришло не сразу… Но о первой супруге говорить ничего плохого Иван Иванович не хочет: «Да, потребовалось много времени, чтобы понять, что в выборе своём я ошибся. Но были и позитивные моменты, да и сын замечательный родился! В жизни всё происходит вовремя!»
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 57