Неделя 27-я по Пятидесятнице. Об исцелении немощной женщины
10 В одной из синагог учил Он в субботу.
11 Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться.
12 Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего.
13 И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога.
14 При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний.
15 Господь сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить?
16 сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний?
17 И когда говорил Он это, все противившиеся Ему стыдились; и весь народ радовался о всех славных делах Его.
(Лк.13:10-17)
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
37 псалом Давида. В воспоминание о субботе.
1 Господи! не в ярости Твоей обличай меня и не во гневе Твоем наказывай меня,
2 ибо стрелы Твои вонзились в меня, и рука Твоя тяготеет на мне.
3 Нет целого места в плоти моей от гнева Твоего; нет мира в костях моих от грехов моих,
4 ибо беззакония мои превысили голову мою, как тяжелое бремя отяготели на мне,
5 смердят, гноятся раны мои от безумия моего.
6 Я согбен и совсем поник, весь день сетуя хожу,
7 ибо чресла мои полны воспалениями, и нет целого места в плоти моей.
8 Я изнемог и сокрушен чрезмерно; кричу от терзания сердца моего.
9 Господи! пред Тобою все желания мои, и воздыхание мое не сокрыто от Тебя.
10 Сердце мое трепещет; оставила меня сила моя, и свет очей моих, - и того нет у меня.
11 Друзья мои и искренние отступили от язвы моей, и ближние мои стоят вдали.
12 Ищущие же души моей ставят сети, и желающие мне зла говорят о погибели [моей] и замышляют всякий день козни;
13 а я, как глухой, не слышу, и как немой, который не открывает уст своих;
14 и стал я, как человек, который не слышит и не имеет в устах своих ответа,
15 ибо на Тебя, Господи, уповаю я; Ты услышишь, Господи, Боже мой.
16 И я сказал: да не восторжествуют надо мною [враги мои]; когда колеблется нога моя, они величаются надо мною.
17 Я близок к падению, и скорбь моя всегда предо мною.
18 Беззаконие мое я сознаю, сокрушаюсь о грехе моем.
19 А враги мои живут и укрепляются, и умножаются ненавидящие меня безвинно;
20 и воздающие мне злом за добро враждуют против меня за то, что я следую добру.
21 Не оставь меня, Господи, Боже мой! Не удаляйся от меня;
22 поспеши на помощь мне, Господи, Спаситель мой!
(Пс.37:1-23)
О немощи
15 Дух человека переносит его немощи; а пораженный дух - кто может подкрепить его?
(Прит.18:15)
Словарь:
1) Н., ограниченность и несовершенство - это признаки земного и человеч. начала (Мф 26:41; Рим 5:6; 6:19; Евр 5:2; 7:28). Не лишен этих качеств и ветхозаветный Закон (Рим 8:3; Гал 4:9; Евр 7:18). Осознание собств. Н. становится поводом просить милости у Бога (Пс 6:3), наделяющего немощных силой (1Цар 2:4) и укрепляющего верующих от Н. (Евр 11:34);
2) человеч. Н. - важная предпосылка для совершения Богом Его деяний. Бог избрал немощное мира, чтобы посрамить сильное (1Кор 1:27); "немощное Божие сильнее человеков" (ст. 25). Христос взял на Себя наши Н. (Мф 8:17) и был распят в Н. (2Кор 13:4). Тем не менее Он противостоял проистекающим из Н. искушениям и остался безгрешен. Поэтому Христос, одержавший победу над Н. и живущий силой Божьей (2Кор 13:4), может сострадать нам в наших Н. (Евр 4:15). В Нем уже вполне проявилось то, что сеется в Н., а восстает в силе (1Кор 15:43);
О субботе в Ветхом Завете
8 Помни день субботний, чтобы святить его;
9 шесть дней работай и делай всякие дела твои,
10 а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих;11 ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.
(Исх.20:8-12)
2 И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал.
3 И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал.
4 Вот происхождение неба и земли, при сотворении их, в то время, когда Господь Бог создал землю и небо,
5 и всякий полевой кустарник, которого еще не было на земле, и всякую полевую траву, которая еще не росла, ибо Господь Бог не посылал дождя на землю, и не было человека для возделывания земли,
6 но пар поднимался с земли и орошал все лице земли.
7 И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою.
8 И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал.
9 И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла.
10 Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки.
(Быт.2:2-10)
12 Я услышал ропот сынов Израилевых; скажи им: вечером будете есть мясо, а поутру насытитесь хлебом - и узнаете, что Я Господь, Бог ваш.
13 Вечером налетели перепелы и покрыли стан, а поутру лежала роса около стана;
14 роса поднялась, и вот, на поверхности пустыни [нечто] мелкое, круповидное, мелкое, как иней на земле.
15 И увидели сыны Израилевы и говорили друг другу: что это? Ибо не знали, что это. И Моисей сказал им: это хлеб, который Господь дал вам в пищу;
16 вот что повелел Господь: собирайте его каждый по стольку, сколько ему съесть; по гомору на человека, по числу душ, сколько у кого в шатре, собирайте.
17 И сделали так сыны Израилевы и собрали, кто много, кто мало;
18 и меряли гомором, и у того, кто собрал много, не было лишнего, и у того, кто мало, не было недостатка: каждый собрал, сколько ему съесть.
19 И сказал им Моисей: никто не оставляй сего до утра.
20 Но не послушали они Моисея, и оставили от сего некоторые до утра, - и завелись черви, и оно воссмердело. И разгневался на них Моисей.
21 И собирали его рано поутру, каждый сколько ему съесть; когда же обогревало солнце, оно таяло.
22 В шестой же день собрали хлеба вдвое, по два гомора на каждого. И пришли все начальники общества и донесли Моисею.
23 И [он] сказал им: вот что сказал Господь: завтра покой, святая суббота Господня; что надобно печь, пеките, и что надобно варить, варите [сегодня], а что останется, отложите и сберегите до утра.
24 И отложили то до утра, как повелел Моисей, и оно не воссмердело, и червей не было в нем.
25 И сказал Моисей: ешьте его сегодня, ибо сегодня суббота Господня; сегодня не найдете его на поле;
26 шесть дней собирайте его, а в седьмой день - суббота: не будет его в [этот день].
27 [Но некоторые] из народа вышли в седьмой день собирать - и не нашли.
28 И сказал Господь Моисею: долго ли будете вы уклоняться от соблюдения заповедей Моих и законов Моих?
29 смотрите, Господь дал вам субботу, посему Он и дает в шестой день хлеба на два дня: оставайтесь каждый у себя, никто не выходи от места своего в седьмой день.
30 И покоился народ в седьмой день.
31 И нарек дом Израилев [хлебу] тому имя: манна; она была, как кориандровое семя, белая, вкусом же как лепешка с медом.
(Исх.16:12-31)
12 И сказал Господь Моисею, говоря:
13 скажи сынам Израилевым так: субботы Мои соблюдайте, ибо это - знамение между Мною и вами в роды ваши, дабы вы знали, что Я Господь, освящающий вас;
14 и соблюдайте субботу, ибо она свята для вас: кто осквернит ее, тот да будет предан смерти; кто станет в оную делать дело, та душа должна быть истреблена из среды народа своего;
15 шесть дней пусть делают дела, а в седьмой - суббота покоя, посвященная Господу: всякий, кто делает дело в день субботний, да будет предан смерти;
16 и пусть хранят сыны Израилевы субботу, празднуя субботу в роды свои, как завет вечный;
17 это - знамение между Мною и сынами Израилевыми на веки, потому что в шесть дней сотворил Господь небо и землю, а в день седьмой почил и покоился.
18 И когда [Бог] перестал говорить с Моисеем на горе Синае, дал ему две скрижали откровения, скрижали каменные, на которых написано было перстом Божиим.
(Исх.31:12-18)
1. Исх.16:23 И [он] сказал им: вот что сказал Господь: завтра покой, святая суббота Господня; что
надобно печь, пеките, и что надобно варить, варите [сегодня], а что останется, отложите и сберегите до утра.
2. Исх.16:25 И сказал Моисей: ешьте его сегодня, ибо сегодня суббота Господня; сегодня не найдете его на поле;
3. Исх.16:26 шесть дней собирайте его, а в седьмой день - суббота: не будет его в [этот день].
4. Исх.20:10 а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты,
ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих;
5. Исх.31:15 шесть дней пусть делают дела, а в седьмой - суббота покоя, посвященная Господу:
всякий, кто делает дело в день субботний, да будет предан смерти;
6. Исх.35:2 шесть дней делайте дела, а день седьмой должен быть у вас святым, суббота покоя Господу: всякий, кто будет делать в нее дело, предан будет смерти;
7. Лев.16:31 это суббота покоя для вас, смиряйте души ваши: это постановление вечное.
8. Лев.23:3 шесть дней можно делать дела, а в седьмой день суббота покоя, священное собрание; никакого дела не делайте; это суббота Господня во всех жилищах ваших.
9. Лев.23:32 это для вас суббота покоя, и смиряйте души ваши, с вечера девятого [дня] месяца; от
вечера до вечера празднуйте субботу вашу.
10. Лев.25:4 а в седьмой год да будет суббота покоя земли, суббота Господня: поля твоего не засевай и виноградника твоего не обрезывай;
11. Втор.5:14 а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему. Не делай [в оный] никакого дела, ни
ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни раба твоя, ни вол твой, ни осел твой, ни всякий скот
твой, ни пришелец твой, который у тебя, чтобы отдохнул раб твой, и раба твоя, как и ты;
14 И да будет вам день сей памятен, и празднуйте в оный праздник Господу во [все] роды ваши; [как] установление вечное празднуйте его.
15 Семь дней ешьте пресный хлеб; с самого первого дня уничтожьте квасное в домах ваших, ибо кто будет есть квасное с первого дня до седьмого дня, душа та истреблена будет из среды Израиля.
16 И в первый день да будет у вас священное собрание, и в седьмой день священное собрание: никакой работы не должно делать в них; только что есть каждому, одно то можно делать вам.
17 Наблюдайте опресноки, ибо в сей самый день Я вывел ополчения ваши из земли Египетской, и наблюдайте день сей в роды ваши, как установление вечное.
18 С четырнадцатого дня первого месяца, с вечера ешьте пресный хлеб до вечера двадцать первого дня того же месяца;
19 семь дней не должно быть закваски в домах ваших, ибо кто будет есть квасное, душа та истреблена будет из общества Израилевых - пришлец ли то, или природный житель земли той.
20 Ничего квасного не ешьте; во всяком местопребывании вашем ешьте пресный хлеб.
(Исх.12:14-21)
10 Шесть лет засевай землю твою и собирай произведения ее,
11 а в седьмой оставляй ее в покое, чтобы питались убогие из твоего народа, а остатками после них питались звери полевые; так же поступай с виноградником твоим и с маслиною твоею.
12 Шесть дней делай дела твои, а в седьмой день покойся, чтобы отдохнул вол твой и осел твой и успокоился сын рабы твоей и пришлец.
13 Соблюдайте все, что Я сказал вам, и имени других богов не упоминайте; да не слышится оно из уст твоих.
(Исх.23:10-13)
21 Шесть дней работай, а в седьмой день покойся; покойся и во время посева и жатвы.
22 И праздник седмиц совершай, праздник начатков жатвы пшеницы и праздник собирания [плодов] в конце года;
(Исх.34:21,22)
3 шесть дней можно делать дела, а в седьмой день суббота покоя, священное собрание; никакого дела не делайте; это суббота Господня во всех жилищах ваших.
4 Вот праздники Господни, священные собрания, которые вы должны созывать в свое время:
5 в первый месяц, в четырнадцатый [день] месяца вечером Пасха Господня;
6 и в пятнадцатый день того же месяца праздник опресноков Господу; семь дней ешьте опресноки;
7 в первый день да будет у вас священное собрание; никакой работы не работайте;
8 и в течение семи дней приносите жертвы Господу; в седьмой день также священное собрание; никакой работы не работайте.
(Лев.23:3-9)
14 а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему. Не делай [в оный] никакого дела, ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни раба твоя, ни вол твой, ни осел твой, ни всякий скот твой, ни пришелец твой, который у тебя, чтобы отдохнул раб твой, и раба твоя, как и ты;
15 и помни, что [ты] был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний.
(Втор.5:14-16)
14 В седьмой день встали рано, при появлении зари, и обошли таким же образом вокруг города семь раз; только в этот день обошли вокруг города семь раз.
15 Когда в седьмой раз священники трубили трубами, Иисус сказал народу: воскликните, ибо Господь предал вам город!
16 город будет под заклятием, и все, что в нем, Господу; только Раав блудница пусть останется в 6живых, она и всякий, кто у нее в доме; потому что она укрыла посланных, которых мы посылали;
17 но вы берегитесь заклятого, чтоб и самим не подвергнуться заклятию, если возьмете что-нибудь из заклятого, и чтобы на стан [сынов] Израилевых не навести заклятия и не сделать ему беды;
(Иис.Нав.6:14-17)
31 и когда иноземные народы будут привозить товары и все продажное в субботу, не брать у них в субботу и в священный день, и в седьмой год оставлять долги всякого рода.
(Неем.10:31)
ВОПРОСЫ НА ПОНИМАНИЕ ТЕКСТА, ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ НАД ОТРЫВКАМИ
Почему иудеи не противились Иисусу в синагоге?
Как происходит исцеление, каковы действия женщины?
Почему Иисус возложил на женщину руки, ведь Он уже исцелил ее словом?
Что значит «освобождаешься от недуга»(ст 12), как можно освободиться от болезни?
Что значит «дух немощи»(ст 11)? Что значит, что «сатана связал»(ст.15) женщину?
Что такое исцеление здесь, почему Иисус не мог медлить один день?
Почему начальник синагоги говорит о нарушении субботы народу, а не Иисусу?(ст 14)
Почему напоить животное не есть нарушение субботы?.
Можно почитать с 1 стиха и связать их – что такое смоковница неплодная, как связаны эти 2 отрывка?
Почему Иисус называет начальника синагоги лицемером?
Чего устыдились противившиеся?
Чему радовался народ?
ВОПРОСЫ О СУББОТЕ
Зачем дана заповедь о субботе?
Почему она так важна?
В чем суть этой заповеди?
Почему Бог говорит «не делайте ничего в субботу»?
Для кого и почему она дана?
Почему Иисус нарушает ее?
Почему поить скот не есть нарушение заповеди?
Почему Давид так страдает, в чем причина страдания? (вопрос к псалму)
ВОПРОСЫ НА ПРИМЕНЕНИЕ, ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗМЫШЛЕНИЯ
Есть ли в этом отрывке пример для подражания, повеление или предупреждение?
Когда мы можем испытывать чувства похожие на те, что испытывает Давид в 37 псалме?
Как может проявляться «дух немощи» сегодня (в нашей жизни)?
Как может нарушаться заповедь о субботе сегодня?
Ответить на вопросы, поделиться своими размышлениями, можно, в комментариях https://bible.predanie.ru/groups/info/i/159752/#obsyditj ТОЛКОВАНИЕ СВЯТИТЕЛЯ ГРИГОРИЯ ДВОЕСЛОВА
8. Итак, возлюбленнейшая братия, не даем ли мы в себе дорогу злым духам, когда страстно желаем земного, когда прогибаемся к желаниям временного? Поэтому стыдно страстно желать земного и подставлять выи душ переходящим через них врагам. Тот всегда смотрит в землю, кто скорчен; а кто желает самого низкого, тот не помнит, какой ценой искуплен. Поэтому и через Моисея говорится, чтобы горбатый отнюдь не был производим во священника (Лев 21.20).
А мы, сколько нас искуплено кровью Христа, соделываемся членами того же верховного Первосвященника. Поэтому нам и говорится через Петра: но вы - род избранный, царственное священство, народ святой (1Пет 2.9).
Но кто скорчен, тот всегда смотрит вниз. Следовательно, лишается священства, потому что кто привержен к одному только земному, тот сам для себя свидетель, что он не член Верховного Священника. Поэтому опять запрещается верующему народу есть рыб, которые не имеют перьев (Лев 11.10). Потому что рыбы, имеющие чешуйчатые перья, обыкновенно делают скачки и над водою. Итак, что предобразуется крылатыми рыбами, если не избранные души? Подлинно они только переходят в состав Церкви Небесной; только опершись на перышки добродетелей, они умеют делать скачки желанием Небесного, чтобы созерцанием стремиться к Вышнему, хотя и опять возвращаются сами в себя по причине смертного тела.
Итак, если мы уже верно знаем блага Небесного Отечества, то нам, возлюбленнейшая братия, не должно нравиться то, что мы скорчены. Воображайте перед взором вашим скорченную женщину и бесплодную смоковницу. Будем воспоминать о содеянных нами грехах, обложим корень сердца навозом, чтобы тогда тучнело плодом воздаяния то, что здесь мерзело нам через покаяние. И если мы не можем исполнить всех добродетелей, то сам Бог радуется нашему плачу. Ибо Ему будем благоугождать самым началом правосудия мы, которые будем сами наказывать неправедное, содеянное нами. В плаче не должно быть замедления, потому что пребывающие радости довольно скоро осушают преходящие слезы через Господа нашего Иисуса Христа, Который живет и царствует со Отцом в единении Св. Духа, Бог, через все веки веков. Аминь.
Другие толкования читайте на нашем портале https://bible.predanie.ru/groups/info/i/159752/
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев