Более 80 лет назад на землях Донецкой Народной Республики шли ожесточённые бои с нацистскими захватчиками. Сегодня здесь снова сражаются против идеологии, принёсшей смерть миллионам людей. Поэтому участники поисковых отрядов, как никто, понимают, что восстановление исторической памяти в этих краях имеет особенное значение. Их труд не даёт погрузиться в забвение именам павших героев.
География экспедиций поисковых отрядов Волгоградской академии МВД России «Наследники Победы» и «Донбасс» довольно обширна и включает в себя территории от Карелии до Северных Курил. В этот раз в сферу исследований вошла Донецкая Народная Республика, что позволило, учитывая особенности местности, получить совершенно новый опыт. Из-за боевых действий, которые ведутся с 2014 года, здесь возможны находки не только времён Великой Отечественной войны.
Как рассказал руководитель Центра патриотической и поисковой подготовки академии Александр Тяпков, возглавивший экспедицию в ДНР, поиск охватывал в основном период с августа по сентябрь 1943-го, именуемый в истории «Донбасской операцией». Здешние земли освобождали бойцы многих подразделений – это и 44-я, и 51-я армии, и вторая гвардейская, пришедшая из Сталинграда. Было решено исследовать места братского и одиночных захоронений в Шахтёрском районе и Макеевке.
Перед выездом участники дополнительно изучили боеприпасы, используемые в специальной военной операции, их виды и принципы действия. Для поиска выбрали точки в условно разминированных частях ДНР. Однако на практике, даже следуя за проводником, приходилось внимательно выстраивать маршрут. Главная трудность заключалась в невозможности раскинуть полевой лагерь, который мог стать реальной целью для вооружённых формирований Украины. Так как это была первая экспедиция отрядов на новых территориях, недостаточное исследование района также осложняло работу.
Специфичные условия создавало большое количество разрушенных дорог и порой отсутствие подъезда к местам, где предположительно могли находиться останки павших бойцов. Разведывательные вражеские беспилотники также не способствовали благоприятной обстановке. Поисковики даже застали момент ночной массированной атаки города Донецка. Однако, несмотря на все помехи, работы шли своим чередом, тем более местные жители оказывали большую поддержку.
Как отмечает Александр Тяпков, поиск в наше время – это не перекапывание траншей и блиндажей, которые большей частью находятся в полях и уже вспаханы тракторами. Это совокупность исследовательской деятельности и применения на практике электронных приборов. Всё начинается с ознакомления с военными картами и журналами боевых действий, затем исследуются аэрофотосъёмки, производится рекогносцировка на местности, применяются глубинные металлодетекторы, магнитометры и георадары. И только затем проводятся грунтовые работы. Для установления вероятных родственников погибших бойцов, останки которых были обнаружены, применяются методы художественной реконструкции прижизненного облика, позволяющие получить 3D– и 2D-модель лица человека. Чтобы использование современного оборудования было эффективным, для молодых поисковиков проводилась обучающая программа и мастер-классы. Там, где это позволяла земля, отрабатывали навыки по использованию щупа, а также грунтового и глубинного металлодетекторов. Все добровольцы, особенно новички, попробовали применить полученную информацию на практике.
К курсантам-поисковикам местные жители относились особенно радушно. Они высоко оценили их усилия, направленные на восстановление памяти о героях Великой Отечественной войны. Несмотря на то что поисковому отряду «Донбасс» Донецкого филиала Волгоградской академии МВД России уже больше года, ребята гордились возможностью поработать на Родине.
Первый опыт оказался положительным, хотя выявил ряд сложностей. Поэтому поисковые работы на территории ДНР планируются и в будущем.
– Пропавшие бойцы, которые освободили Донбасс в годы Великой Отечественной войны, всё ещё ждут нас, и мы не можем их оставить, – отмечает Александр Тяпков.
Нет комментариев