Рис. 2. Данные по росту потребительских цен (по данным ЕМИСС). Период с ноября 2014 года по февраль 2015 года нерепрезентативен, поскольку скачок цен был вызван девальвацией рубля
Оценки вклада в инфляцию колебались от 1–2% до 5%, однако в массе своей аналитики утверждают, что "Платон" не внес своего вклада в рост цен, обосновывая это утверждением простым арифметическим подсчетом — через деление суммы по тарифу на тонны перевезенного груза. При таких расчетах стоимость перевозки действительно увеличивается на десятые процентного пункта. Однако нужно учитывать несколько важных моментов.
Во-первых, "Платон" привел к росту тарифов на 15–20% при ставке в 1,53 р. Такой рост транспортных расходов сказался на инфляции на товары с низкой стоимостью, но высокой долей расходов на логистику в структуре издержек.
Во-вторых, рассуждать о долях процентах можно, когда речь идет о поставках с коротким циклом. Например, овощи из одного пункта в другой. Но ведь есть и более сложные цепочки. Например, производство пищевой продукции, когда фуры сначала привозят сырье, затем тару для сырья, и после уже отправляют продукцию в торговые сети. В таком случае тариф "Платона" будет как минимум трижды учитываться в конечной стоимости товара. А это, например, цикл производства всей молочной продукции.
В-третьих, ставки по "Платону" еще повлекут за собой резкий рост инфляции из-за подъема тарифа более чем в два раза при доведении до изначально установленного уровня в 3,73 рубля. Например, генеральный директор "Danone Россия" Бернар Дюкро заявил, что когда тариф вырастет вдвое, цена одной бутылки молока может вырасти на несколько процентов. Цены вырастут и в результате постепенной монополизации рынка, когда с рынка исчезнут дальнобойщики, которые оказывали услуги по более дешевым ставкам, чем транспортные компании. После роста тарифа произойдет окончательная санация рынка грузоперевозчиков, когда в итоге на этом направлении останутся только несколько компаний, которые уже смогут произвольно диктовать цены, оторванные даже от индексации тарифов "Платона". Ситуация на рынке ЖКХ, когда коммунальные услуги оказывает в основном одна частная компания, арендовавшая у государства инфраструктуру, показала, что происходит при чрезмерной монополизации. Когда монополист — государство, он будет вкладывать средства из бюджета, умеренно повышая тарифы. Когда монополист — частный предприниматель, то его главным мотивом становится не социальная ответственность, а максимизация прибыли. В целом можно говорить, что на рынке грузоперевозок транспортные компании воспользовались системой "Платона" в попытке частично компенсировать выпадающие доходы в условиях кризиса, когда выросли цены на топливо.
Таким образом, введение системы "Платон" оказало или будет оказывать влияние не только непосредственно на дальнобойщиков, численность которых превышает 1 млн (зарегистрированное число большегрузов в России). Она затронула все население, которому еще в будущем предстоит столкнуться со скачками цен, вызванными на этот раз не девальвацией, а повышением расходов в логистической цепи.
*
II. КОРРУПЦИОННАЯ СХЕМА СИСТЕМЫ "ПЛАТОН"
Введение системы объяснялось правительством как естественная необходимость возмещения ущерба дорогам, которое оказывают на них большегрузы. С этой точки зрения налог на фуры вполне закономерен, ведь общество как и государство должно нести ответственность. В таком контексте переход к европейскому опыту взимания платы за пройденный километр был бы оправдан. Но в случае с "Платоном" все говорило о том, что восстановление дорог не является приоритетом введения системы. В самой системе есть много коррупционных составляющих, которые дают понимание, что деньги дальнобойщиков пойдут не на восстановление дорог, а на поддержание достойного уровня жизни бенефициаров системы.
Какие признаки коррупции можно усмотреть в данном вопросе?
1. Изначально объявлялось, что все средства, собранные системой "Платон", будут направлены на восстановление дорожной инфраструктуры. 17 декабря 2015 года во время своей пресс-конференции Путин заявил, что "Все сборы, которые поступают от „Платона“, идут не кому-то в карман, а стопроцентно поступают в дорожный фонд России, до последней копейки. И оттуда до последней копейки поступают на дорожное строительство в регионах России". Однако затем появилась информация, что более 10 млрд ежегодно от собранных средств будет уходить оператору системы. При этом в 2016 году объем собранных средств составил 20 млрд, то есть оператор получил более 50% прибыли. Изначальная непрозрачность получателей собранных средств уже поставила на повестку общества вопрос о коррупции.
2. Объявленный конкурс на разработку системы "Платон" отменили, а проект доверили структуре "Ростеха" ООО "РТИТС". То есть компания заключила с государством концессионный договор без прохождения конкурсной процедуры, хотя согласно закону "О концессионных соглашениях" партнера необходимо выбирать на конкурсной основе. Изначально тендер был объявлен в августе 2013 года, тогда к потенциальным исполнителям выдвигалось требование опыта создания и обслуживания аналогичных систем. То есть ориентация была на компании с иностранным капиталом. После правительство отменило конкурс и назначило исполнителем РТИТС, в котором 50% принадлежит сыну друга российского президента Игорю Ротенбергу. А это уже вызвало подозрения в решении вопроса что называется "по звонку" из Кремля.
В настоящее время компания подала в правительство заявку с частной концессионной инициативой на разработку автоматической системы весогабаритного контроля. Не исключено, что и на это раз компания победит без конкурса, и государство проинвестирует эту инициативу. Видимо, что сама форма инициативы концессионного соглашения возникла в ответ на судебные иски Навального. Инициатива позволит формально провести конкурс с минимальной вероятностью победы на нем сторонних участников или с минимальным риском подачи заявок на участие в конкурсе. Формально РТИТС пройдет процедуру конкурса, фактически результат конкурса уже предопределен.
3. Законодательная база России работает на обслуживание интересов семьи Ротенбергов. После начала массовых акций протеста против "Платона", законодатели объявили о возможности запрета регистрации большегрузов на физических лиц. При таком раскладе большегрузы нужно будет регистрировать на ИП, а значит по закону придется оборудовать грузовики системой учета времени — тахографами, за которые дальнобойщик должен будет заплатить порядка 42 тысяч рублей. Учитывая, что на протесты вышли частники, в массе своей регистрирующие свой транспорт на физических лиц, государство таким образом решило их наказать и припугнуть за акции протеста. Официальное объяснение — это повышение безопасности на дорогах. Фактически, это наказание протестующих и мера по вытеснению их с рынка грузоперевозок.
4. Закрытость концессионного соглашения. Информация о содержании соглашения поступила в СМИ через сторонние источники, в то время как детали этого соглашения скрывались. Судебный иск, подданный Навальным относительно недействительности концессионного соглашения по системе Платон, был отклонен. Суд рассмотрел дело без текста соглашения, на доводы истцов ответа получено не было. В частности, без ответа осталось замечание про нарушение норм закона о концессионных соглашениях в части конкурса, в части распределения платы.
5. На коррупционную составляющую указывает и тот факт, что главным бенефициаром системы становится компания РТИТС, прибыль которой фиксирована и не зависит от сбора собранных средств. Она составляет 10,6 млрд, при этом с учетом НДС из бюджета будет выплачено 12,520 млрд. Особое внимание вызывает, во-первых, то, что прибыль достигает почти 50% ожидаемой выручки. На деле с учетом низких объемов выручки доля доходов оператора оказалась выше. Во-вторых, в отличие от пенсий, 46% вознаграждения индексируется на уровень инфляции. В-третьих, эта сумма может быть уменьшена из-за штрафов, однако несмотря даже на объем штрафов оператор системы получает гарантированные 4,978 млрд р. Официально прибыль компании составит только 6%, все остальное пойдет на возврат кредита (35%), текущие расходы (59%) и разовую замену оборудования за 12 лет (8%).
6. Инвестор практически не вложил средств в разработку системы. Собственные инвестиции составили 2 млрд рублей, остальные 27 млрд. рублей — это кредит, который был выдан Газпромбанком, то есть банком с государственным участием. Вполне закономерен вопрос, неужели государство с таким же успехом не могло само вложить эти 2 млрд? Система "Платон" функционирует на бесплатной платформе WordPress (по данным сайта Autoplus). И на это ушло 29 млрд р.! Остается не ясным, каким образом система с такими характеристиками была одобрена правительством. У нее осталась масса недоработок. Для сравнения, в Германии, с которой и был скопирован российский аналог, старт ввода системы откладывался с 2002 года до 1 января 2005 года, поскольку систему неоднократно отлаживали. В России же систему запустили в ноябре, несмотря на то, что не были устранены такие существенные недостатки ее работы, как непроработанная договорная основа между перевозчиком и РТИТС; нехватка бортовых устройств и выход из строя установленных БУ1201 в процессе поездки при отсутствии алгоритма действий водителя; нестабильная работа сайта и др.
7. Явный признак того, что система не отвечает цели пополнения средств на восстановление дорог, является то, что прибыль государства не только ниже ожидаемой, но и уступает прибыли оператора системы. Учитывая, что средства идут на выплату оператору системы, а региональные бюджеты недополучили налоговые платежи в рамках вычета из транспортного налога суммы услуг по системе "Платон", в сухом остатке бюджет получит около 4 млрд рублей, что меньше прибыли оператора. В 2016 году "Платон" собрал 18,5 млрд, или 16,7 млрд рублей за период с ноября 2015 по ноябрь 2016 года, из них 10,6 млрд рублей было отдано оператору системы, то есть собственник системы — государство получило всего 36,5% от собранных средств. При сохранении ставки в 2017 году согласно расчетам Министерств обороны и финансов бюджет получит от системы 19,7 млрд, то есть в распоряжении Росавтодора останется только 9,1 млрд рублей, хотя требуемая сумма на реализацию проектов составляет 83 млрд р. Таким образом, очевидно, что бенефициаром системы стал именно инвестор, а не государство.
8. "Платон" был введен в период экономического кризиса, когда семья Ротенбергов попала под санкции и для них был закрыт внешний источник дохода. Концессионное соглашение было подписано в августе 2014 года, то есть в период активной фазы ужесточения экономического режима для семьи Ротенбергов. В итоге "короли госзаказа" стали расширять сферы своей деятельности внутри страны. Если ранее в их ведении находились порты и мосты, то теперь дело дошло до автодорог. В кризис население несет экономическое бремя санкций, в то время как приближенные президенту люди процветают благодаря системе государственного заказа. То есть именно им Кремль в итоге компенсировал потери от западных санкций.
*
III. ПЛАТОН НЕ ДЛЯ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ДОРОГ
Дальнобойщики вынуждены были платить за дороги под тем формальным предлогом, что они изнашивают покрытие российских дорог намного сильнее, чем легковые автомобили. Но на сомнительность данного постулата указывает ряд моментов.
1. Нет точных данных относительно давления большегрузов на российские дороги. Правительство объявило, что 56% урона транспортному полотну наносится именно большегрузами. При этом ущерб одного большегруза приравняли к 20 тысячам легковых автомобилей. В Федеральном дорожном агентстве (Росавтодор) заявили, что единичный проезд фуры разрешенной массы свыше 12 т по нагрузке на трассу равен 40 тыс. проездов одной легковой автомашины. Минтранс оценил размер ущерба в 6,8 рублей за один километр. Расчет осуществлялся из расчета, что средний годовой пробег одного ТС (12 тонн и более) составляет 8,5 тыс. км. Однако тогда же был и альтернативный расчет Минэкономразвития, согласно которому средний пробег составляет около 60 тыс.км, тогда тариф должен был составить 0,97 р. И это не единственные примеры разнящихся данных и информации по обоснованию итогового тарифа.
2. Экономический вклад "Платона" в восстановление дорог ничтожен. Объем федерального дорожного фонда на 2016 год — 635 млрд рублей. Грузовики по косвенным оценкам наносят ущерб на 2,5 трлн. р. Система Платон могла принести по первоначальным прогнозам 40 млрд рублей, но и этой цифры не достигла, а свыше 10 млрд их них получает оператор системы. По прогнозам правительства за период действия концессии государство должно было собрать около триллиона рублей, то есть в год приблизительно по 80 млрд рублей. Но суммы оказались куда скромнее — 16–20 млрд, то есть 2,5–3% от государственных инвестиций в дороги, что даже меньше прогноза в 40 млрд р. Хлопоты на систему оказались в итоге затратнее ее эффекта. В чистом виде сумма оказалась еще меньше. С учётом платы оператору и потерь из-за отмены транспортного налога бюджет в 2016году получил по оценке Минтранса около 4 млрд. рублей.
Рассчитаем возможный уровень дохода от системы "Платон" (Табл. 2).
Таблица 2. Расчет возможных доходов от системы "Платон"
Комментарии 1