Почему я так думаю?
Во-первых, почему я пишу слово "сталинский" в кавычках? Потому что, в отличие от антисталинистов, я не верю во всемогущую и зловещую руку ИВС, которая буквально все в огромной стране творила по своему произволу и против желания советского народа. Сталин не является автором данного стиля, и хотя, безусловно, архитектурой и многими другими вещами он интересовался, но вряд ли мог бы в одиночку навязать архитекторам и потребителям что-то вовсе им не нужное и отвратительное.
Но дело не в этом.Никто из нас не жил в ту эпоху, но мы можем восстановить ее по воспоминаниям родственников, по художественной литературе. И вот я хочу вспомнить одну из знаковых – и в то же время взятых непосредственно из жизни – книг той эпохи, "Педагогическую поэму" Макаренко.
Ситуация там такая: колония имени Горького, передовое учебно-трудовое заведение, расположено по соседству с обычной , деревней. И вот девушка из колонии, Оля Воронова, влюбляется в деревенского парня, и они решают пожениться. У крестьян принято в таком случае давать за девушкой приданое. Но Оля– сирота, разумеется. Колония принимает решение дать ей приданое, чтобы крестьяне видели: колонистка – не голодранка какая-нибудь.
И не просто какое-нибудь приданое.
Хлопцы были задеты за живое всеми предыдущими переговорами и назначили Ольге приданое, по каким угодно меркам совершенно выдающееся. Позвали Шере, боялись, что он запротестует против больших выдач, но Шере и минутки не подумал и сказал строго:
— Это правильно. Пусть нам будет тяжело, но Воронову нужно выдать богато, богаче всех в округе. Куркулям нужно показать место.
Поэтому при обсуждении приданого если и быди возражения, то только такого типа:
И что ты мелешь: лошонка! Не лошонка, а коня нужно дать.
Через час отдышавшихся на свежем воздухе сватов вызвали в совет, и Колька Вершнев поднялся за своим столом и произнес, немного закикаясь, такую внушительную речь:
— Совет командиров постановил: Ольгу выдать за павла. Павло переходит в отдельную хату, и батько выделяет ему хозяйство, какое может. Никаких попов, записаться в загсе. Первый день свадьбы у нас празднуем, а вы там, как хотите. Ольге на хозяйство даем: корову с теленком симментальной породы, кобылу с лошонком, пятеро овец, свинью английской породы…
Колька успел охрипнуть, пока дочитал длиннейший список Ольгиного приданого. здесь были и инвентарь, и семена, и запасы кормов, одежда, белье, мебель, и даже швейная машинка.
Зачем колонисты хотели дать Ольге приданое, да еще такое богатое?
А речь шла о мирной конкуренции, о соревновании: куркулям нужно показать место. Кто сильнее и богаче - колония, общественный труд, советская власть – или частный собственник-куркуль? Кто сможет лучше помочь молодой семье - зажиточный единоличник или колония? Для хлопцев это было дело чести – доказать, что колония сильнее. Даже если это приведет к ухудшению материального положения для всех колонистов (напомню, что это решение было принято сверхдемократически, на совете, и с этим были согласны все).
Думается, весь "сталинский" стиль возник именно из таких соображенчий.
Возможно, у некоторых представления о "пролетарском государстве" сводятся к рядам одинаковых коробок (вроде домов Тиссена в Дуйсбурге), упаси боже, без архитектурных излишеств, одинаковой скромной одежде, в крайнем случае – с какими-нибудь татуировками и пластмассовыми фенечками...
Но думается, представления о счастье советского народа, только начинающего подниматься из вековой нищеты, были другими.
Это была советская сказка, понимаете? Вот есть американская легенда о том, что каждый (якобы) может стать миллионером. А есть советская, где человек от вот этого:
Нет комментариев